ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АВТОМОТОСПОРТ. СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИЧто такое автомотоспорт сегодня? Это ралли и кросс, шоссейно-кольцевые и ипподромные гонки, картинг и мотобол, спидвей и многоборье — всего тринадцать видов соревнований, связанных с мотором, миром высоких скоростей. Это многочисленные автомотоклубы Краснознаменного оборонного Общества, секции икружкив первичных организациях ДОСААФ , Д СОи ведомств. Это, наконец, миллионы умелых спортсменов, сотни стадионов, автомотодромов, трасс. Автомотоспорт, руководство которым возложено на ДОСААФ , выполняет ныне важные государственные задачи. Он и прекрасное средство подготовки молод ежик службе в рядах Советской Ар ­ мии, и отличная школа массового обучения технических специалистов, нужных для народного хозяйства страны. Автомотоспорт — выразитель технического прогресса, своего рода полигон для испытания новинок автомобильной и мотоциклетной техники. О его популярности и размахе могут свидетельствовать такие цифры: в 1967 — 1971 годах спортсмены ДОСААФ участвовали в 680 официальных и товарищеских международных соревнованиях, из них более половины составили старты автомобилистов и мотоциклистов. О черед ­ ным признанием значимости военно-технических видов спорта явилось включение их в программу предстоящей VI Всесоюзной спартакиады народов СССР, в которой наряду с олимпийскими будут представлены военно-технические, и среди Них автомобильные и мотоциклетные соревнования. Таков автомотоспорт сегодня. Но каковы бы ни были его успехи, мы всегда помним тех, кто первым выходил на трассы, прокладывая дорогу новому виду спорта. 1898 год. Вот строки из жур ­ нала «Самокат», издававшегося в С.-Петербурге: «Октября 11-го свершилось давно жданное событие — состязание моторов. Всех мотористов, пожелавшихК 75-лети ю первой моторной гонкивыйти на соревнование, записалось четырнадцать человек, но на старт вышло всего шесть моторов трехколесных одноместок и один четырехместный автомобиль системы Бенца, 52 пуд. весу ив б'/г лошад. силы. Все машины с бензиновыми двигателями, причем первые шесть с запасными аккумуляторами». Гонку, проводившуюся по маршруту станция Александровская — Стрельня — Александровская протяженностью 39 верст выиграл П. Беляев на трицикле «Клеман» (вес 75 кг, двигатель « Д еДи он-Бутон», 250 см 3 , 1,75 л. с ) . Дистанцию он прошел за 1 час 33 мин. 36 сек., что соответствовало 24,5 версты в час. Так состоялось первое знакомство России с моторным спортом. В этом и следующем номере журнала «За рулем» мы публикуем взятые из различных ар ­ хивов фотографии, которые расскажут о пути отечественного автомотоспорта за 75 лет.•^£VjSSSSf^'rщ ^js^j^ssxs^й.'Й*?*, Иоторы «AY™пдадаиДО(ЬВЙЙiuwjfff^JV,JM-лилля*** " ^:*«(О**аЯ*i!j, ы«таг> « *о д. . * (НДС-»UM^ii». i. «• 1. В 1898 году состоялись первые «гонки моторов» по маршруту Москва—С.-Петербург, которые позже стали традиционными. Наш снимок показывает петербургского спортсмена Л. Мази на финише гонки 1901 года, когда он на машине «Астер» одержал победу, пройдя 650 верст (693 км) за 37 часов. 2. Русские автоспортсмены в те далекие годы уже успешно выступали в крупных международных соревнованиях. Так, А. Солдатенков в 1911 году финишировал третьим на гонках «Тарга Флорио». а в 1912 году А. Нагель — девятым в ралли «Монте-Карло». В 1913 году он же на машине Русско-Балтийского завода (она на снимке) с тремя журналистами совершил пробег в 15 000 километров по Франции, Испании, Марокко, Алжиру и Италии. 3. Автомобильные соревнования в 20-е и 30-е годы чаще всего имели у нас характер пробегов на длинные дистанции и гонок на километр со стартом с хода. Перед нами гоночный автомобиль, созданный ленинградцем А. Герелем на базе машины ГАЗ-А. На этой «самоделке» он установил в 1937 году всесоюзный рекорд скорости на 1 км с хода — 127,6 км/час. 4. К 1939 году на Московском автозаводе был изготовлен опытный образец спортивного автомобиля ЗИС, который на испытаниях показал 162 км/час. 5. Последние мгновенья перед стартом 100-верстных мотогонок в Москве. Их проводил в 1913 году автомобильный кружок Московского высшего технического училища (ныне МВТУ). Победитель гонок X. Сапрыкин показал среднюю скорость 53 км/час. 6. Двадцатые годы. Волнующий момент начала столь популярных тогда ипподромных Мотогонок. Именно на ипподроме разыгрывались первые титулы чемпионов республики по мотоспорту. Было это в августе 1920 года в Москве. А на следующий год в Петрограде открылся «Красный мотоциклетный клуб». 7. Один из сильнейших советских мотоспортсменов двадцатых годов Григорий Обухов, трехкратный чемпион (1920, 1923, 1925 гг.) Советской России. 8. В середине тридцатых годов мотоспорт у нас получил довольно широкое развитие. Он культивировался в Осоавиахиме, во многих спортивных обществах. Мотокроссы, ипподромные и шоссейные гонки пользовались .большой популярностью и носили военно-прикладной характер. На снимке — шоссейная гонка. 9. Большим энтузиастом мотоспорта был прославленный летчик Валерий Павлович Чкалов. Не раз он брал на себя обязанности главного судьи крупнейших соревнований. В этой роли выступал и выступает Герой Советского Союза А. В. Ляпидевский. На снимке главный судья В. П. Чкалов перед стартом чемпионата СССР 1938 года. Фото из коллекций В. Дубовского, Г. Обухова, М. Траертнова, Л. ШугуроваSt'**'шиPtii