призы — ЦК ВЛКСМ, мнистерств автомобильного транспорта РСФСР и БССР и учрежденный в этом году приз Министерства просвещения СССР за лучший результат в водительской подготовке. Свыше 20 городов направили свои команды на всероссийские и всесоюзные соревнования. Напомним: пять лет назад их было всего шесть, и представляли они в основном Дворцы пионеров. Ныне честь городов отстаивали и юные водители с упоминавшихся автомобильных дорог, станций юных техников, из сборных команд школ и даже отдельных школ. Не скроем, к последней категории участников мы испытывали особые симпатии, видл в этом высокий уровень автомобильной подготовки подростков в ряде средних школ. Именно школы представляли команды городов—дебютантов соревнований: Куйбышева (школа № 75), Кишинева (№ 16), Ашхабада (№ 35). Спортивные результаты их не одинаковы. Саша Емосуев из Куйбышева стал победителем, а его одноклассница Галя Филатова — бронзовым призерам в личном зачете. Ребята из Молдавии и Туркмении выступали менее успешно. Но результаты соревнований оцениваются не только по занятым местам, очкам и секундам. Не меньше, чем итоги отлично прошедших встреч в Саратове и Куйбышеве, нас обрадовали сообщения, поступавшие в этом году с мест. В Орловской области проведены первые областные соревнования с участием 12 команд. В Белоруссии состоялся 1-й республиканский конкурс юных автомобилистов, на который съехались победители внутришкольных и областных соревнований. Вот как далеко шагнуло дело, начало которому положила когдато матчевая встреча двух команд на призы журнала. Сегодня тысячи старшеклассников крепко подружились с автомобилем, с автоспортом. Стремительный взлет детских автомобильных соревнований был бы невозможен без неустанной заботы о них со стороны взрослых. Здесь можно назвать многие организации и ведомства — министерства автомобильного транспорта. органы просвещения, ДОСААФ, комсомол, ГАИ. Жаль только, что до сих пор их действия в этом направлении не скоординированы в масштабе страны. Думается, это может сделать Министерство просвещения СССР. М. ГРИГОРЬЕВНА ЛИЧНЫХБолее 70 участников, представлявших РСФСР, Украину, Белоруссию, Молдавию, Азербайджан, Грузию, Латвию, Литву, Киргизию, Эстонию^ Узбекистан и город Москву, — такова статистика III Всесоюзных военизированных соревнований владельцев личных мотоциклов на лризы журнала «За рулем». Правда, цифровые показатели могли выглядеть внушительнее: мандатную комиссию прошли 84 спортсмена, но ленинградцы и мотоциклисты Туркмении не смогли стартовать, так как их машины задержались в пути. Однако если туркменским спортсменам хочется только посочувствовать (как-никак расстояние от Душанбе до Вильнюса, где проходили соревнования, немалое, и такое, к сожалению, могло случиться), то недоразумение, происшедшее с ленинградцами, трудно оправдать. Тем ие менее состав участников всесоюзной встречи был весьма представительным. Но самое главное то, что спортсмены имели уже опыт выступлений в подобных соревнованиях, проводившихся в районах, городах, областях и республиках. А это значит, что военизированная однодневка ширит свою географию, укрепляет позиции в мотоспортивной жизни. Особено популярна стала она на Украине. Здесь проводятся не только областные соревнования, но и районные, городские. В первенстве же республики участвовало 23 команды. Конечно, известную роль играет и высокий (1,5) оценочный коэффициент. К примеру, команда, занявшая в соревнованиях на личных мотоциклах шестое место, приносит своей республике больше очков, чем за победу в чемпионате по мотокроссу или шоссейно-кольцевым гонкам. Такая привилегия не случайна: из всех видов состязаний, культивируемых оборонным Обществом, старты на личных мотоциклах имеют наиболее выраженный военно-прикладной характер. И на этот раз однодневка включала испытания на старте, простейший мотокросс, стрельбу и гранатометание; за каждый промах на огневом рубеже (пять выстрелов по надувным шарам) и слабые броски (если ни одна из гранат не пересекала 35-метровую отметку) участники наказывались штрафным кругом. Но была и новинка: само расположение трассы подсказало включение в программу пятого испытания — легкоатлетического кросса. После первого круга и постановки мотоцикла в закрытый парк спортсмен должен был пробежать до стрельбища 300 метров. Туда и обратно — уже 600. Новшество понравилось. Этот пример лишний раз свидетельствует о том, какими возможностями располагают организаторы военизированных соревнований на личных мотоциклах. Исходя из местных условий и не расширяя рамки, определенные Положением об однодневке, можно усложнять те или иные элементы, входящие в ее программу. Это только повысит интерес со стороны как участников, так и зрителей. Кстати, о зрелищности. Отсутствие наглядности, пожалуй, единственное уязвимое место в этих соревнованиях. Ведь круг мотокросса составляет 15—18 километров, и потому зрители видят лишь удаляющихся и приближающихся мотоциклистов. Любопытно в этом смысле предложение спортсменов из Луцка, которые хотят в скором времени провести кроссовые испытания на короткой, хорошо просматриваемой трассе. Дистанция останется прежней, но спортсмены перед тем, как испробовать свои силы в стрельбе и гранатометании, будут проходить по несколько кроссовых кругов. Этот вариант однодневки имеет и другое преимущество: сократится число судей, поскольку отпадет необходимость в контрольных пунктах. —• * i » Но вернемся в Вильнюс, в то солнечное, свежее после ночного ливня утро, когда стрелка часов через каждые две минуты отправляла в трудный путь очередную пару спортсменов. Судьи полагали, что на преодоление одного круга длиной около 18 километров участникам понадобится чуть более получаса. Но уже через 25 минут в закрытый парк примчался первый участник. А многие проходили трассу быстрее. Факт налицо — подготовка была очень высокой. Все ожидали, что лидерство сразу же захватит команда РСФСР — двукратный победитель всесоюзных встреч. Ведь в ее составе выступали спортсмены из Крымска Краснодарского края, пионеры этих соревнований. Но подходила к концу борьба в классе 350 см3, а заметного преимущества команда Российской Федерации не получила. Самую серьезную конкуренцию ей оказали коллективы Грузии и Украины. Вот закончил соревнование В. Воронин (УССР). Его результат — 1 час 18 минут 55 секунд — стал абсолютно лучшим временем. Представитель Грузии С. Наливайко, занявший второе место, проиграл победителю 2 секунды. Третьим был В. Петров из Российской Федерации. Команда РСФСР окончательно склонила чашу весов в свою сторону в заездах класса 175 см 3 . Этот успех обеспечили опытные В. Соловьев и И. Шевченко, показавшие соответственно первый (1.18.57) и второй (1.19.57) результаты. Третьим призером стал представитель Белоруссии А. Архипов. В итоге суммарное время четырех зачетных участников из команды РСФСР составило 5.19.13. Второе место заняли мотоциклисты Грузии, на третье вышла команда Украины. Участники команд-призеров выгодно отличались от остальных мотоциклистов. Ключ к успеху они искали на стрельбище ив секторе для гранатометания. Спокойно, не суетясь, они без промаха били по цели, освобождая себя от неприятного знакомства со штрафным кругом. По общему мнению спортсменов, соревнования прошли как никогда организованно. К сожалению, это не заслуга ЦК ДОСААФ Литовской ССР, который по существу отстранился от подготовки и проведения всесоюзной встречи, передоверив все двум работникам республиканского спортивно-технического клуба. Они-то и выбрали интересную трассу, продумали график стартов, что вместе с хорошей подготовкой участников обеспечило успех соревнований. Н. СОКОЛОВ, г. Вильнюс заслуженный мастер спортаНа двух первых снимках — открытие соревнований о Куйбышеве. Скоростное маневрирование на главной площади Саратова. Чтобы выявить победителей конкурса знатоков правил движения, пришлось проводить два дополнительных тура.Фото В. Ширшова21