Год от года в многомиллионную массу людей, желающих овладеть техникой, вливаются новые отряды трудящихся, молодежи. Только в учебных организациях оборонного Общества — автошколах, спорттехклубах, на курсах ежегодно получают водительские удостоверения сотни тысяч автомобилистов, мотоциклистов, будущих воинов-водителей. Растет армия автомотоспортсменов. Одна из задач издательства ДОСААФ СССР — удовлетворить постоянно растущий спрос на литературу по автомотоделу — популярную, техническую, методическую. Что мы предложим читателям в 1979 году? Учебная литература будет представлена тремя книгами. Одну из них — «Автомобили средней грузоподъемности» написал коллектив преподавателей челябинского высшего военного автомобильного командного училища. В соответствии с программой подготовки водителей транспортных средств категории «С» в книге содержится описание устройства И правил эксплуатации грузояых отечественных автомобилей ЗИЛ—130, ЗИЛ—131, «Урал—375», ГАЗ—53 и ГАЗ—66. Надеемся, что она станет хорошим пособием как для тех, кто захочет овладеть специальностью водителя в автошколах, на курсах ДОСААФ, в учебных комбинатах министерств автотранспорта и училищах профтехобразования, так и для стремящихся повысить свою шоферскую квалификацию.«МОСКВИЧ»Автомобили марки «Москвич» всегда отличались прочностью и выносливостью. Эти качества дают ряд преимуществ при эксплуатации в сложных дорожных условиях. Доказательство тому — успехи в международных ралли-марафонах и особая популярность среди'сельских автомобилистов. Июльский (1978 г.) Пленум ЦК КПСС, приняв важные решения о дальнейшем развитии сельского хозяйства, указал, в частности, на необходимость неустанно заботиться об улучшении условий труда и быта сельских тружеников. Легковой автомобиль индивидуального пользования сегодня вошел в быт не только горожан, но и жителей села. И коллектив автомобильного завода имени Ленинского комсомола откликнулся на решения Пленума освоением производства модификации «Москвича», предназначенной длЯ сельских районов. Там, где еще недостаточно развита дорожная сеть и где не всегда есть в необходимом количестве Такие эксплуатационные материалы, как бензин АИ-93, тормозная жидкость «Нева», пока нужен автомобиль со специфическими конструктивными особенностями. Новая модификация «Москвича» для сельских и отдаленных районов — ей присвоен индекс «21406» — будет оснащена дефорсированным двигателем «Москвич—412ДЭ». Таким образом, для эксплуатации «Москвича—21406» не нужен АИ-93, его удовлетворяет А-76. Увеличение объема камеры сгорания и, как результат, понижение степени сжатия с 8,8 до 7,2 достигнуто изменением конфигурации верхней части поршня. Измененной детали присвоен номер 412-1004015-11. Двигатель «Москвича—21406» при том же рабочем объеме, что иу «2140», — 1478 см 3 развийает (замер по ГОСТу) мощность 68 л. с. при 5800 об/мин, а его максимальный крутящий момент составляет 10,6 кгс • м при 3000—3800 об/мин. Напомним, что у базового двигателя «Москвич—2140» эти показатели равны 75 л. с. и 11,4 кгс • м, У дефорсированного двигателя свои плюсы. Менее напряженный режим работы, естественно, означает, что наиболее ответственные его детали менее нагружены, Как различить двигатели: ведь по высоте блока и головки цилиндров,'толщине прокладки между блоком и головкой, да ив других деталях (кроме поршней) они одинаковы? По маркировке. В обозначение дефорсированного двигателя введена латинская буква «D». На блоке цилиндров с левой стороны Поршни для высокой (слева) и Пониженной (справа) степени сжатия различаются конфигурацией днища.ИздательствоДОСААФавтомобилистам, мотоциклистам. спортсменам«Легковые автомобили» (автор К. Шестопалов) — книга рассчитана на водителей категории «В». В ней сосредоточены сведения одновременно по трем наиболее распространенным маркам легковых машин — «Жигули», «Москвич», «ЗайорожеЦ», • приводятся также основные требования по безопасности дорожного движения, даются рекомендации по вождению в разных дорожных условиях. Написанное в соответствии с программой подготовки водителей этой категории, пособие преследует цель улучшить качество обучения и окажет помощь в дальнейшей эксплуатации автомобилей. Хорошим дополнением к этой книге послужат три комплекта плакатов (10, 15 и 15 листов), разработанных начальником одной из московских автошкол ДОСААФ Н. Машкарой (художник В. Добровольский) по тем же маркам автомобилей. Третья из названных книг — «Устройство и обслуживание мотоциклов» (автор В. Чиняев). Содержание пособия отвечает требованиям программы подготовки водителей транспортных средств категории «А». Издательство намерено значительно увеличить выпуск наглядных пособий. Так, в нынешнем году готовятся к печати инструктивные карты для лабораторно-практических занятий по изучению устройства автомобилей МАЗ—500, ЗИЛ—130 и ЗИЛ—131, ГАЗ—66, а в следующем году планируется выпуск инструктивных карт по техническому обслуживанию этих же машин. Рассчитывая на все категории водителей, мы наметили в этом году переиздание выпускавшихся ранее «Сборника задач по правилам дорожного движения» Р. Гетманова и «Программированных заданий по правилам и безопасности дорожного движения» М, Ефремова. Обе книги получили положительную оценку читателей, а их критические'замечания учтены авторами при доработке рукописей для переиздания. Ту же цель — помочь решению проблем безопасности на дорогах преследует подготовленный Н. Юмашевым комплект из 15 плакатов «Правила дорожного движения». Юным читателям адресуется вновь созданная серия «Светофор», которая будет представлена в этом году тремя брошюрами (авторы Ю. Серов, М. Каминский и В. Стрелков). «Светофор» рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста. Волбшой интерес читатели проявляют к истории отечественного,'советского автомобилестроения. Для них в этом году буЙет выпущена книга «Автомобили Страны Советов» (авторы :. Шугуров и В. Ширшов). Она красочно иллюстрирована, содержит обширный справочный материал. Ждут издательских новинок автомотоспортсмены И почитатели спорта. Уже в начале года появится книга В. Трамма «На мототрассах Европы». Ее автор — бывший вице-президент Международной мотоциклетной федерации (ФиМ) рассказывает о становлении советского мотоспорта, его выходе на международную арену, первых успехах и неудачах наших спортсменов. В серии «Чемпионы СССР, Европы и мира» выйдет брошюра Ю. Филиппова «Знакомые трассы» — очерк о спортивном пути прославленного советского гонщика, трехкратного чемпиона мира по мотокроссу Геннадия Моисеева. М. Назаров в книге «Автомобильный кросс» дает обширный Материал о подготовке автомобилей к соревнованиям, их организации и проведении, рассматривает вопросы спортивного судейства. Книга инженера из Курска М. Тодорова «Картинг» повествует об этом увлекательном виде спорта. Автор приводит описание и чертежи новейших конструкций картов, технологию их изготовления. Г. КАЛ ИШ ЕВ, заведующий редакцией под стартером выбит многозначный номер. Первая группа цифр и букв говорит о том, какой это двигатель; «412D3» означает, что перед вами дефорсированная модификация. Последняя буква содержит обозначение комплектации двигателя. На «Москвиче—21406» он может быть оснащен карбюратором либо К126 (ему соответствует русская буква «Д», стоящая после всех цифр), либо ДААЗ (буква «Б»), так называемым «жигулевского» типа. Например: 412D3T?r00O0000-sir79т!гД.«Москвич—21406» оборудован штампованным поддоном. Он установлен под передней частью двигателя и при движении по проселку надежно защищает от повреждений его литой алюминиевый масляный картер, а также корпус масляного фильтра. Для уверенного движения по сельским дорогам увеличен клиренс под передней подвеской, применены специальные, усиленные пружины в передней подвеске и задние рессоры от «универсала». Число витков у новой пружины (деталь 4022902712-10) одинаково с устанавливаемой на «Москвиче2140» (деталь 402-2902712-01); диаметр проволоки увеличен. Внешнее же отличие — в ином расположении рисок на концевом витке, маркирующих группы пружин по нагрузке: у «Москвича—2140» риски продольные, а у «Москвича21406» — поперек прутка. Рессоры же вместо обычных шести листов состоят у сельской модификации из девяти (их заводской номер 423-2912012). Новая машина оснащена покрышками размером 6,45—13, имеющими «зимний» рисунок протектора, благодаря которому повышена проходимость по грунтовым и заснеженным дорогам. Часть автомобилей может комплектоваться шинами увеличенного сечения (размер 6,95—13), которые сейчас применяются на «Москвиче» с кузовом «универсал». На «Москвиче—21406» передние дисковые тормоза заменены известными по предыдущим моделям барабанными, которые более просты в обслуживании и лучше защищены от грязи. Естественно, что в системе привода сохранены два раздель2. «За рулем» № 2ных контура трубопроводов, гидровакуумный усилитель и регулятор давления в задних рабочих цилиндрах. Заводская регулировка последнего изменена, поскольку соотношение тормозных усилий теперь стало иным. Наличие барабанных тормозов на всех колесах позволяет в случае необходимости использовать в их приводе широко распространенную жидкость БСК вместо «Невы», которой тормозная система заполняется на заводе. Учитывая специфику эксплуатации новой модификации «Москвича», для вытаскивания застрявшего автомобиля (но не буксировки прицепа!) ввели заднюю букс-ирную проушину, и машину комплектуют буксирным тросом. Контрольный расход топлива у «Москвича—21406» остался на прежнем уровне (8,8 л/100 км), максимальная же скорость (130 км/ч) и время разгона с места до 100 км/ч (26 с) несколько ниже. Комплекс конструктивных изменений, введенных на этой модификации, позволяет эксплуатировать машину более продолжительный период в году и расширяет область применения как по сезонности, так и территориально. Первая промышленная партия «москвичей—21406» изготовлена в конце 1978 года. Ю. ТКАЧЕНКО, главный конструктор АЗЛКТак выглядит «Москвич—21406». У нолес нет традиционных нолпаков. Для защиты резьбы на шпильках применены глухие гайки. У гаен и колпаков ступиц — декоративное покрытие. Спереди опытный взгляд сразу отметит защитный поддон и барабанные тормоза. Сзади — буксирная проушина, а в комплекте инструмента, прилагаемого к машине, теперь есть буксирный трос. Фото В. Князева9