«Тур Грузия—78»В ту субботу врач Вахтанг Суладзе вышел из дому, сел в автомобиль и поехал в магазин за молоком. На площади возле памятника Важе Пшавеле он увидел много людей и автомобилей. Остановился, чтобы узнать, в чем дело, и... вернулся домой только к исходу следующего дня. Оказалось, здесь по приглашению, опубликованному в газете «Вечерний Тбилиси», собрались те, кто хотел попробовать свои силы в первом ралли автотуристов. Вместе с ними получил он стартовый номер, легенду и тронулся в путь. Теперь доктор Суладзе — завзятый раллист, участник всех ралли «Тур Грузия» (а их уже было три) и призер этих соревнований. Тот первый старт с площади Важи Пшавелы еще не стал днем рождения «Тура». Это произошло годом позже. Но он убедил организаторов (их мы назовем ниже), что поставленная цель — соединить автоспорт и автотуризм вполне реальна, более того — находит самый горячий отклик у владельцев машин, приносит им удовольствие и пользу. В самом деле, разве во многих из тех, кто сидит за рулем, не горит любовь к перемене мест, к познанию родной земли? И разве не заложено в них этакое спортивное начало — желание посостязаться, быть первым, лучшим? «Тур Грузия» прекрасно сочетает все это. В нем есть «суровость» ралли: езда по легенде, KB, слаломы и есть веселые, приятные паузы, которые заполнены знакомством с замечательными местами на карте республики. «Тур Грузия» — это и конкурсы на знание правил движения, на лучшее оснащение и оформление автомобиля, на лучшую фотографию «Туризм и спорт». «Тур Грузия» — это много призов, наград, это праздничная, дружеская атмосфера, которая объединяет всех участников в дружную семью. А семья эта не так уж мала, В 1978 и 1977 годах организаторы пригласили кроме земляков еще пять команд из Российской Федерации. В 1978 году команд-гостей было уже семь — из Димитровграда, Киева, Красногорска, Одессы, Риги, Ташкента, Челябинска. И каждый, кто побывал здесь, проехал по дорогам прекрасной Кахетии, провел день в гостеприимном Телави, увез массу впечатлений, ощутил себя настоящим спортсменом-автомобилистом. Ко всему этому остается добавить совсем немного. Организаторы ралли — Нукзар Кончавели, Роберт Сарычев, ч Заза Чиковани и их товарищи — не работники спортивно-туристских учреждений. Онибиологи, физики, геологи и горячие поборники автотуризма и автоспорта. Это их стараниями выбирается трасса, составляются программа и легенда, решаются десятки больших и малых дел, неизбежных при организации таких «Туров». Кстати, у первых двух был один патрон — республиканский совет по туризму и экскурсиям. У «Тура Грузия—78» появился и второй в лице тбилисского городского комитета ДОСААФ. г. Тбилиси Е. КОВРИЖЕНКО, спецкор «За рулем»fc-ЭЕсли ездить зимойЗимой мотоциклы отдыхают. Но не недостаточно обогащена,, и, стало быть, все. Те, которые служат единственным перед следующей попыткой пуска утосредством транспорта, в основном у литель надо держать в нажатом полосельских жителей, продолжают трудить-. жении на- секунду-другую дольше. Свеся. Нелегко в эту пору машинам, а еще ча мокрая, с капельками бензина на • больше—водителям. По-разному скользюбочке изолятора или электродах — кие дороги, иногда легкий, порой колюсмесь слишком богатая. При нормальчий, с жестким ветром снег, часто моной смеси свеча только влажная. Кстароз, а потом оттепель — все это требу-ти, используйте возможность быстро ет тщательной подготовки машины, оспродуть цилиндр при помощи кик-старвоения особых приемов вождения, спетера, когда вывернута свеча. циальной одежды. Но опытным мотоВ сильный мороз часто удается пуциклистам это не помеха. стить двигатель, если хорошо нагреть - Чтобы двигатель не доставлял мучесвечу на огне и быстро ввернуть в циний при пуске, заранее проверяют плотлиндр — попавший на нее бензин быстность соединений деталей во всем ро испаряется, образуя легковоспламевпускном тракте, промывают и регулиняющуюся смесь. руют карбюратор, обеспечивают беспеТак же важна, как приготовление ребойную работу системы зажигания, то смеси при пуске, искра достаточной есть полностью заряжают аккумулятор мощности. Ее обеспечивает в первую (в батарейной системе), очищают стаочередь аккумулятор (при батарейной рую или, что лучше, ставят новую свесистеме зажигания) или генератор печу, зачищают контакты прерывателя и ременного тока. Чем холоднее батарея, правильно устанавливают опережение тем меньшие напряжение и емкость она зажигания. способна обеспечить. Поэтому в морозПри низких температурах испарение ные дни ее лучше держать дома и стабензина ухудшается, поэтому для полувить на мотоцикл перед поездкой. чения нормального состава горючей смеГенераторы переменного тока, к соси приходится подавать в смесительную жалению, нередко вырабатывают накамеру карбюратора при помощи утолипряжение, недостаточное для образователя (или специального устройства — в ния хорошей искры. Многие мотолюбинекоторых типах карбюраторов) избытели в таких случаях увеличивают наточное, но строго определенное количепряжение, подводимое к катушке, подство бензина. Поскольку это делается соединяя к ней в момент пуска обмотки вручную, на ощупь, смесь часто получаосвещения генератора («За рулем», ется бедной или, наоборот, слишком бо1978, М 10, стр.ч38). гатой. И ту и другую воспламенить Нельзя недооценивать еще одну нетрудно. Многократные попытки пустить двигатель при помощи кик-стартера приятность, связанную с морозом. Речь иногда приводят к успеху только в перидет о сцеплении. Загустевшее масло вом случае — смесь в цилиндре, постеможет так склеить его диски, что они пенно обогащаясь, достигает нормы. Во не разъединятся, даже когда вы полновтором же случае она переобогащается стью выжмете рукоятку управления. настолько, что даже электроды свечи Попытка включить первую передачу нередко заливаются топливом. Понятно, при таком состоянии сцепления, то есть что, пока такая смесь находится в цикогда оно фактически не выключено, линдре, пустить двигатель не удается. может привести к поломке механизма Чтобы удалить ее, пользуются декомпереключения или шестерен. Чтобы этопрессором, а если его нет, продувают го не случилось, всегда перед пуском цилиндр, обязательно медленно нажихолодного мотоцикла включают первую мая несколько раз на пусковую педаль или вторую передачу, выжимают рычаг при закрытом бензокране, выключенвыключения сцепления и прокатывают ном зажигании и полностью открытом мотоцикл руками немного вперед и на(поднятом) дросселе. Для ускорения пузад. Если диски склеены — сопротивлеска наклоняют мотоцикл влево (на сение движению велико, а когда они разъбя), благодаря чему меньше бензина буединятся — мотоцикл покатится надет поступать в цилиндр из-за понижемного легче. ния его уровня в поплавковой камере. Прогревают двигатель при оборотах Так же поступают, когда двигатель пуколенчатого вала ниже средних до тех скается, но работает с перебоями и оспор, пока он не начнет устойчиво работанавливается. тать на малых. Затем, уже во время Необходимая степень обогащения смедвижения, к большим оборотам подхоси своя для каждого мотоцикла. Чтобы дят постепенно, когда двигатель полнобыстрее установить ее и приобрести стью прогреется. Особого внимания и подготовки зимой нужные навыки, поначалу, если первые попытки пустить двигатель неудачны, требуют все тросы. Их оболочки обязавыворачивают свечу для осмотра. Светельно надо заранее заполнить какимча совершенно сухая — значит, смесь либо маслом (например, моторным все-На снимке; участники «Тура Грузия—78» готовятся к старту. Фото Т. Кикава26