14
15
«Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства».(Конституция СССР, статья 67)Природа — понятие широкое . Более конкретновоспринимается лес, поле, река. Машину автотуриста, выехавшего на природу , чаще всего можно встрет ить на лесной опушке , п римыкающейк берегу реки , озера или другого водоема. М ассовыйанкетный опрос населен ия , п роведенныйнесколько лет назад, п оказал , что и на будущее положение вряд ли изменится : 32% людей хотят проводить свой отпускв лесу (подразумевая близкое расположение воды), а 29% — у реки или озера (рассчитывая на их лесное окружение ) . Итого 61 % за то , чтобы рядом были лес, вода, трава, пляж. Но всегда ли хорошо , что там же оказывается автомобиль (а вернее сотниитысячи машин)? Ш ироко , известно мнение историковиэкологовотом , что вуничтожении лесов встранахЮжной Евр опыиБлижнего Востока повинныкозы . Сейчас на совести автомобиля не только больные леса, но изагрязненные воды, п очвы , т равы во многихстранах . Например, на альпийских перевалах, на канадском севере растительность нередко уничтожается на многие сотни метров вонруг автостоянок туристов.г руппами , в одиночкуотправляются из города в лес, на речку или озеро, н мор ю , в горы . Количество разработанныхмногодневныхмаршрутов (с охватом буквально всей территории страны) и марш ­ р утовзагородных походов выходногодня сегодня оценивается 17 — 18 тысячами . Для полноты картинык этим «граням» взаимодействия самодеятельного туристас природой следует добавить те «линии» и « т очки » к онтакта , что возникликак результат работы десяти тысяч плановых туристских маршрутов и двух тысяч маршрутов природоведческих экскурсий . Развитию контактов путешественника сприродной средой способствует усиление его подвижности , вызванное резким ростом паркаличных автомобилей и мот оциклов . П рокладкановых дорог в места, еще недавно считавшиеся «медвежьими углами», позволяет туристам все дальше углублятьсяврайоныс девственной природой , «осваивать» и хс применением современных технических средств. «Средний автомобилист» предпочитает использовать своего «железного коня» именно для туристских целей. Так, опрос ы населения, проведенные ВНИИКС0 Министерстваторговли СССР, п оказали , что основной пробег легкового автомобиля приходится на загородныепоездкив выходные дни . И нтенсивность использов ания его по разным целям впроцентахк годовому пробегу характеризуетсяв холодной, у мереннойи теплой климати ­ ч еских зонах следующимипоказателями : поездки на работу — 15,4%, 18,0% ин ыхорганизаций создать набор различн ых приемов регулированияпотока машин на природу . Наиболее простой путь — запрещение съезжатьс дорог общего пользования в лес, к берегам водоемов и направление движения автомобилей ккемпингам , л агерным площадк ам , д ругим заранее подготовленным территориям . Помогает также обычная росписьтуристовв специальной книгеотом , что ониобязуются соблюдать правила поведения на природе, р егистрация номеров автомобилей на въезде взонуотдыха . Еще прием — обязательное нал ичиеукаждогоавтотуриста путеводителя, к удавключены схемы рекомендуем ых дорог, мест для стоянок , различная природоведческая информация и конк ретные требования по охране природы . Путеводитель играет роль своеобразного пропуска . В отдельных случаях ( н апри ­ мер, в пожароопасный период, во время массового выведения птенцов, нереста ценной рыбы) в озможно введение проп ускнойсистемы . К райняя мера регули ­ р ования — п олный запрет въезда. Тут нет предмета спора: т аниеприро ­ доохранные запреты и ограничения нужн ы . Но разве не внушаеммы порой тур истуих обилием, что его главная задача во время пребывания на природе — к ак бы кому не помешать? Не вызываем ли этимреакцию , п ротивоположную желаемой? Вероятно, н ужны не одни эти орган изационныеприемы . Скорее, наоборот: более эффективна не прямая регламент ация действий отдыхающего человека, а создание необходимых условий и воз-Козы — т равоядны , автомобили — отнюдь не вегетарианцы . Во многих странах они уже стали опаснымиконкурен ­ тами охотников . В Австрии , н апример , на загородных дорогах за один год под их нолесами погибло 4250 куропаток , 7540 фазанов, 2183 оленя и более 30 000 зайцев. Не означает ли все это, что автотур изм опасен? Нет. Скорее всего, это вы ­ росшее из старой одежды дитя-акселерат, для которого еще не подобрали по росту ни одежду, ни мебель, ни дом... Обратимся кцифрам . Развитие туризма во второй половине нашего века достигло феноменальных размеров. Р азличными его формами на земном шаре сейчас увлечено 750—800 миллионов человек. Л юдиустремляются за тридевять земель, чтобы проехать по дорогам национальных парков, чтобы пожить вдали от городскойсуеты . Традиционные туристские гостиницы все чаще начинаютуступать место новым видам обслуживания на природе: «ландш афтным » деревням, л есным «городк ам » , г орнымприютам , п рибрежным бунгало. Стремление кобщениюс природой вызвало ирост числа автотуристов . Статис тина утверждает, что онисоставляют более 70% общего количества туристовв мире. Растет число автотуристов , особенно в последнее время, и у нас, хотя до таких масштабов еще далеко. М ножество моторизованных путешественников семьями,24,2%; о тдыхввыходные дни — 34,9%, 32,2% и 30,4%; поездки в отпуск — 19,9%, 26,4% и 23,2%. К сожалению , массовое моторизован ­ ное «бегство» и з городов по субботам ивоскресеньям на природу , стремление к длительному отдыху «на колесах» вдали от постоянного местожительства нередко болезненно отражается на онружающей среде. К онечно , подавляющее большинст ­ во автотуристов старается в меру своего уменияи возможностей соблюдать основные правила поведения на природе, но их общая масса такова , что часто сам фактприсутствия сотен итысяч людей на недостаточно подготовленной территор ииуже ведет к плачевным результатам : ц ветущиеполяны , берега рек , о бочины дорог часто загрязняются отходами масел ивыхлопнымигазами , разбивается лесной дерн , на песчаной почве и болотистом грунте остаются долго не заживаю ­ щие раны - к олеи , на воде образуется маслянистая пленка , с вежий некогда речной воздух пропитываетсябензиновым чадом. Возрастает опасность лесных пожарови увеличивается число срубленныхживых деревьев. В подмосковных лесах, н апри ­ мер, н еорганизованнымитуристами (среди которых немало сприставкой «авто») за четыре года вырубается такоежеко ­ личество леса, которое по площади равно древостою всего паркакультурыи отдыха имени ГорькоговМоскве . М ноголетнийопыт работы (и борьбы) с беспокойным племенем автопутешеств енников позволил специалистам лесных , дорожных, туристских и природоохран-м ожностей для их прироДобезоПасной направленности. Например, с помощью стоянок и «туристских» дорог. Известно, что географы делят все ландшафты на две группы — естественные икультурные . Пока, к сожалению , для стоянок автотуристов чаще всего выделяются так называемые нарушенныеи опустошенные культурные ландшафты. Короче, земли бросовые и «бесхозные», Неудивительно, что немало автотуристовв стремлении избежать сомнительного удовольствия отдыха на пыльномпятач ­ к е официальной стоянкиищут обходные пути к запретным «райским кущам». А пробравшись , несмотря на шлагбаумыи « к ирпичи » , в такие места, наносят им порой серьезный урон. Выход из этогоположенияученые видят в целенаправленном (и опережающем отрицательное воздействие на природную среду) создании ландшафта, в котором наиболее полно удовлетворяются разум ­ ные потребности отдыхающего человека привозможно меньшем нарушении естес твенныхприродных процессов. Н ужны , вероятно, и местности , где автотуризм будет иметь приоритет не только перед другими , х озяйственными видами использования территорий , но И перед иными видами туризма . В первую очередь это должнокасаться сети проектируемыхв перспективе туристских автомобильных дорог, и меющихсяистроящихсякемпин ­ г ов , автотурбаз, а также отдельных при ­ р одных районов. Было время, к огда ценились вне всяк ойконкуренции для организации лю-14 оых загородных видов отдыха прозрачные сосновые боры. Но что хорошо для дачного поселка, пионерлагеря или дома отдыха, не всегда удовлетворяет подвижных автотуристов, которые на отдыхе редко удаляются от машины более чем на 200 метров. Для них важен не лес как таковой, а лишь его опушкии периферийные участки — зоны контакта древостоя с дорогой, лугом, полем, водоемом, хотя «отрицание леса в лесу» обычно автотуристы за собой не признают. Нельзя не учитывать, что решение этих проблем дело новое и сложное. Здесь мало одного желания или средств. Необходимо еще серьезно исследовать все изменения, вносимые деятельностью автотуриста на природе; изучать закономерности эволюции природной среды под воздействием колес его машины, его топора, костра, транзистора и других атрибутов; изыскать и научно обосновать возможности эффективно влиять на устойчивость природных ресурсов и одновременно на поведение самого отдыхающего автомобилиста. Поэтому не будем спешить. Лучше даже подержать ценные ресурсы «под замком», в резерве, чем потом долго исправлять ошибки скороспелых решений и жалеть о том, что уже нельзя исправить никакими силами. Не забудем, что недостаток компетенции влечет за собой последствия разной тяжести для разного уровня. Ошибка туриста, устроившего по незнанию бивак в неположенном месте, и ошибка проектировщика, предопределившего ночлег сотен людейВ районах кемпингов, палаточных лагерей, автостоянок нужна иная технология добывания топлива для традиционных костров. Не руби что найдешь и дотащишь, а получи или купи что тебе отпустят — на корню ли, в поленнице. Опыт работы по приведению в порядок специально отведенных для автотуристов мест загородного отдыха, у же накопленный в Эстонии, на Украине , в Ленинградской области, свидетельствует об исключительно сильном воздействии этого в общем-то несложного, недорогостоящего и сравнительно быстрого благоустройства. Оно внлючает стоянки для машин и палаток, кострища из дикого камня, «медвежью мебель» из чурбаков и плах, простейшие укрытия от непогоды, поленницы, спуски к воде, элементарные площадки для игр. Такие биваки стоят по нескольку лет, на них побывали многие тысячи людей и получили хороший урок доброго, заботливого отношения к природе. Да и возможно ли вообще существование «туристской» земли — будь то зона пригородного отдыха с березовой рощей на берегу водохранилища или популярная дорога, ведущая через перевал к ласковому морю, — без нашей постоянной заботы? Не применив технических средств, не вложив многих тысяч рублей в пользующуюся успехом местность, нельзя надеяться, что ее притягательные силы не ослабнут. Сохранить природу, тем более приумножить, преобразовать ее в лучшую сторону в условиях туристского использования можно не вопреки достижениямродой, мы остаемся членами коллектива, общества, несем перед ним ответственность, подчиняем его интересам свои. Неправильное поведение автолюбителей на природе иногда бывает связано не столько с какой-то личной недисциплинированностью, сколько с экологической малограмотностью. Проехала машина напрямую по бездорожью. Пустяк? Где-то, да. Но для отдельных мест — на чрезмерно увлажненных или легких почвах на слабозакрепленных берегах или близ вершин оврагов ее след может причинить непоправимую беду земле, явиться причиной быстротечной эрозии почвы. Вспомним, что если на лесном пожарище через 5 — 10 лет вырастает кустарник, а через 50 — 70 лет — взрослый лес, то один сантиметр почвы на обнаженной породе образуется лишь за века. Трудно, конечно, определить долю участия автотуристов в ежегодном появлении на территории нашей страны 50 тысяч гектаров оврагов и промоин, но в том, что они прилагают к этому руку, не приходится сомневаться. Или радиоприемник. Казалось бы, вопрос о нем можно свести к проблеме общей культуры человека («не делай того, что может быть неприятно другому»), а бережное отношение к природе здесь не при чем. Однако это не так. Известно: чем выше по тональности шум, чем выше частота звуковых колебаний (а «транзистор» к ак раз относится к высокочастотным источникам звука), тем опаснее он для живых существ. «Транзистор» углубившейся в лес машины, особенно в первую половину лета, в период выведения птенцов, — враг пернатых. Сколько остывших яиц, брошенных кладок, оставленных птенцов на совести у любителей не в меру громкой музыки на природе. Можно говорить, что такой шум и враг растительности, по крайней мере той, которую опыляют шмели, пчелы, ж у ­ к и , Высокочастотные звуки приемников не дают этим насекомым подняться в воздух (достаточно частоты колебаний воздуха в 600 герц, и шмели, пчелы, ж у ­ ки садятся на землю) и делать полезное дело. К ак тут не вспомнить слова одного из выдающихся основателей бактериологии Роберта Коха, сказанные еще 100 лет назад: «Настанет день, когда человену придется с таким же ожесточением бороться против шума, с каким он сейчас борется против холеры и чумы». В природоохранном воспитании автомобилиста большую роль играет пример — живой, осязаемый, зримый, пример, с которым человек постоянно сталкивается во время контакта с природой в загородной поездке. По сравнению с устными или письменными разъяснениями, просьбами, требованиями он обычно оказывается более тактичным и ненавязчивым воспитательным средством. Лучшим примером является, конечно, сама природа. Живописный, не изуродованный бездумным вмешательством хозяйственной деятельности человека ландшафт, не захламленный буреломом, не обезображ енный беспорядочными вырубками или канавами лес, не испещренные оспинами кострищ и колеями машин чистые зеленые берега — все это уже само по себе, без призывов и аншлагов вызывает у большинства людей те непроизвольно хорошие чувства, мысли, поступки, от которых близко до осознанного бережного отношения кокружающей среде. Значит, усилия лесохозяйственных и других заинтересованных организаций, направленные на поддержание «экологического здоровья» ландшафта, важны не только как средство сохранения природы, но икак эффективный прием воспитания, пробуждения у людей бережного отношения к ней. Так же сильно влияет на автотуриста сама дорога. Там, где заметна хотя бы минимальная забота о путнике (имеются указатели направлений, туристская маркировка, места для отдыха, а дорога удобна и живописна), соблюдение человеком природоохранных требований осуществляется куда проще и естественнее. Уважительное отношение к природе — одно из главных правил поведения туристов. В путешествии вы находитесь в гостях у своего верного друга — природы, поэтому не делайте ничего такого, что вы сочли бы неудобным сделать в гостях. Охрана природы — всенародное дело. Охранять природу — значит охранять Родину! Ю. Ш ТЮРМЕР , мастер спорта СССР, заведующий отделом ЦС по туризму и экскурсиямНА ПРИРОДЕ__v»«hii#.' «э. . JS^SS.s^j» sSb-ч. j£2с машинами на не выдерживающей такой нагрузки территории, имеют разную цену для природы. Примером печальных промахов могут быть образцы некоторых недоброкачественных видов туристского снаряжения. Иногда именно из-за отсутствия удобного, легкого, транспортабельного комплексного снаряжения и инвентаря путешественник вынужден применять прадедовскую технологию общения с природой: рубить лесной молодняк на колья, колышки, перекладины, рогатины для очагов и палаток, ломать хвою. Непосредственно с этим связана проблема упаковочных материалов и уборки туристских территорий. Известно, что различная тара (консервные банки, пустые бутылки, полиэтиленовые и бумажные пакеты, газетная обертка) составляет львиную долю мусора ив масштабах зеленых зон измеряется десятками тонн за воскресенье. Меры административного воздействия, штрафы не решают вопроса. Дело скорее за промышленностью, которая не выпускает быстро разрушающуюся (после использования) бумажную упаковку, легко разлагающиеся на свету полиэтиленовые пакеты и другую самоуничтожающуюся тару одноразового пользования. Но это в будущем, а пока опыт городов подсказывает, что без размещения на путях массового потока туристов специальных (разумеется, эстетически оформленных) контейнеров, урн и других мусоросборников, без использования (где это возможно) механизированной уборки — не обойтись.цивилизации итехники , а через них. Чем более разнообразными техническими средствами располагает турист (в том числе автомобилем), тем более вероятности уберечь природу от разрушения. Следовательно, речь может идти не столько о чрезмерном, сколько о неправильном использовании автотуристом его технических средств и возможностей. И все-таки, к ак ни важны различные организационные, правовые, ландшафтно-проектировочные и иные меры, регулирующие поведение автотуриста на природе, главная роль принадлежит мерам воспитательным. Правила поведения в значительной мере опираются на сложившиеся традиции, нравы. Практически поведение автомобилиста за городом, вне дорог и досягаемости ГАИ — сфера действия норм морали. В конечном итоге, во многом именно от его сознательности, когда он оказывается один на один с природой, вероятно, и зависит, быть ли ей в местах массового автопаломничества сохранной и цветущей или хиреть под напором колеса, топора и костра. В наше время всем должна быть ясна необходимость самоограничения, критичного отношения к своим потребностям при общении с природой. В условиях автомобильного путешествия это означает, что в каких-то обстоятельствах надо идти на ущемление личных планов и желаний. Но иначе и не может быть: поездка на собственных колесах за город не есть отдых от обязанностей, налагаемых обществом на человека. И в отпуске или в выходной день, будучи наедине с при15