10
11
КЛУБ 4 "АВТОЛЮБИТЕЛЬЧитатели уже знакомы с инженерами О. В. ЯРЕМЕНКО и Л. С. ЛЮБАВИНОЙ. Их статьи «Отчего мотор старится» и «О чем расскажет сам автомобиль» получили отклик в среде автолюбителей. На этот раз тема их выступления — неисправности в автомобиле. С каждым годом машин на дорогах становится больше, но, несмотря на это, все реже попадается на глаза стоящий на обочине автомобиль с поднятым капотом или с торчащими из-под кузова ногами неудачливого водителя. Возьмите какую-нибудь книгу по автоделу, выпущенную лет 15—20 назад, и посмотрите, о каких часто возникающих неисправностях в ней говорится. А с вашей машиной последней модели, с машинами ваших знакомых случались такие неполадки? Если, например, пробой конденсатора, перегорание катушки системы зажигания, поломка пружин клапанов, рессор, шестерен коробки передач, полуосей, отказы генератора или реле-регулятора, засорение жиклеров, отказ бензонасоса считались привычным делом, то на современных автомобилях подобные неполадки либо практически изжиты, либо случаются крайне редко. До предела упростилось и обслуживание. Вспомните, какое в «добрые старые времена» у коллективных гаражей по выходным дням царило оживление. Каждый что-то промывал, мазал, регулировал, заменял. Время от времени в «сложных случаях» собирался «консилиум», а профессором автомобильного дела считал себя чуть ли не каждый. Теперь не то! Типичная картина нашего времени — некто в хорошем костюме подходит к автомобилю, открывает дверь и, даже не заглянув под капот, вставляет ключ в замок зажигания. Но и тут есть оборотная сторона. Отсутствие забот отнюдь не способствует повышению квалификации теперешних владельцев машин, и для многих из них, особенно для новоиспеченных, автомобиль представляется таинственным существом, конгломератом непонятных механизмов, которые лучше не трогать. Каким бы ни был надежным автомобиль, рано или поздно с ним что-нибудь да произойдет, и к этому нужно быть готовым. Авто любители, общениекоторых с автомобилем кончается знакомством с рулевым колесом и педалями, часто испытывают панический страх перед любой неполадкой. Между тем многие случайные или неизбежные неприятности не заслуживают того, чтобы терять время на поиски буксира и томительное ожидание очереди на СТО. Часто достаточно минимальных слесарных навыков и элементарных знаний о конструкции автомобиля. Ну а паче чаяния знаний не хватает — поможет описание. Можно разобраться в устройстве машины при помощи иллюстрированного каталога, где наглядно представлены все ее узлы и механизмы. И не надо бояться! Основные неприятности можно охарактеризовать так: ослабло, потекло, разрегулировалось, износилось, сломалось или перегорело. Разумеется, это деление условное, так как «потекло» может из-за «ослабло», а «ослабло» — по причине «износилось». Такое бывает с резьбовыми сое динени ями. Наиболее ответственны е из них либо само контр ящиеся (например, болты, гайки крепления колес), либо надежно зафиксированные шплинтами или стопорными шайбами. Они не требуют никаких забот, кроме контроля, вплоть до ремонта. Гораздо чаще ослабевают менее ответственные соединения. То картер двигателя станет покрываться маслом — отвернулись крепящие его болты или гайки крышки газораспределительного механизма; то двигатель начнет «чихать» и неустойчиво работать — ослабло крепление карбюратора или подсасывается воздух через ослабевшее штуцерное соединение бензопровода; то возникнут перебои в работе двигателя, станет периодически гаснуть свет, прекратят работу стоп-сигнал или указатели поворота — это провода болтаются на ослабевших клеммах; или начнет постукивать дверца из-за съехавшего в сторону замка и т. д. Эти мелочи легко поправить, взяв в руки отвертку или ключ. Вы открываете полученный с автомобилем набор инструмента, и... невольно на ум приходит сказка о том, как цапля потчевала лисицу из узкогорлого кувшина. «Штатным» ключом, оказывается, не так-то просто зацепить головки некоторых болтов или гайки. К иным можно дотянуться только торцевым ключом. Хороший комплект сменных торцевых ключей рекомендуем приобрести каждому автолюбителю. Не помешает также длинная отвертка и несколько накидных ключей, орудовать которыми во многих случаях удобней и безопасней, чем рожковыми.О течи масла можно судить по пятнам на асфальте, на стоянке автомобиля. Не всегда просто установить место течи. Нужно протереть насухо картер (двигателя, коробки передач, заднего моста), проехать несколько километров, сразу въехать на эстакаду или осмотровую канаву и разглядеть, откуда течет. Течь по картеру двигателя, или из-под крышки коробки передач, или в соединении редуктора с картером заднего моста обычно устраняется подтягиванием болтов. Подтекает масло из-под пробки сливного отверстия картера двигателя — замените уплотнительную прокладку, вырубив новую из толстого мягкого алюминия или красной меди. Старую медную прокладку можно восстановить, нагрев докрасна. Еще вырез'ают ее и из паронита, но она не будет долговечной. Течь из-под конической пробки — посильнее затяните ее и этого достаточно. Если капля масла висит на картере сцепления — проверьте систему вентиляции картера двигателя: не засорилась ли она и не соскочил ли вытяжной шланг с патрубка. Хуже, когда масло вытекает через сальник коробки передач/ или заднего моста. Нужно менять сальник, а это малоприятная операция. Не рекомендуем браться за нее при небольшой течи — лишь бы масло не капало на асфальт. А то бывает, что замена дает прямо противоположный результат, так как уплотняющая кромка нового сальника может не совпасть с приработавшимся местом от старого. О том, что «потекла» система охлаждения, узнают по уменьшению уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Место течи лучше установить на холодном двигателе. Приоткрыв пробку радиатора, через 20—30 минут осмотрите или ощупайте места присоединения шлангов к патрубкам, низ радиатора, отопителя и проведите рукой под водяным насосом. Течь на патрубках устраняется подтяжкой хомутов. Если «течет» радиатор или отопитель, то их нужно снимать и ремонтировать, а если насос — то заменить его торцевое уплотнение. Если течь не обнаружена, а жидкость все же убывает, слейте немного масла из картера в стеклянную банку и посмотрите, нет ли в нем антифриза или воды. Выясните, не идет ли пар из выпускной трубы прогретого мотора. Для устранения внутренней течи лучше обратиться на СТО. С небольшой наружной течью на некоторое время можно смириться, но с внутренней эксплуатировать даже кратковременно машину нельзя: велик риск погубить мотор. Недопустима также утечка бензина.10 Подтекание из бензобака и бензопровода видно, когда автомобиль стоит на канаве или подъемнике. Подтекание из карбюратора, бензонасоса и соединяющего их бензопровода обнаруживается по сильному запаху бензина при открывании капота. Течь бензина в местах соединений устраняется подтяжкой крепежных винтов и, если этого недостаточно, заменой прокладки. Место течи в бензобаке можно временно залецить мылом (но не пластилином!). Нет ничего опаснее течи в тормозной системе, особенно в тормозной магистрали. Какой-либо кустарный способ восстановления трубопровода может обернуться трагедией: ведь при действии тормозов давление в нем достигает 70 атмосфер! Поврежденный участок нужно заменить целиком. Но когда герметичность потеряна только на ветви, идущей к колесному цилиндру (или «потек» сам цилиндр), в крайнем случае можно отключить поврежденную ветвь, заложив между штуцером и навинчивающейся на него гайкой кружок (например, монету) с подложенной под нее прокладкой из твердой резины. Если трубопровод обломился со стороны главного тормозного цилиндра, следует расплющить и загнуть его конец. По дороге к СТО надо соблюдать особую осторожность, помня, что машцну при торможении будет резко бросать в сторону.Нарушение регулировки чаще всего связано с износом, хотя может быть вызвано и ослаблением соединений. Регулировки, требующие специального оборудования, лучше выполнять на СТО. Мы имеем в виду такие, как установка развала и схождения (хотя и эти операции отнюдь не заказаны для автолюбителя). К счастью, на современных автомобилях потребность в подобных регулировках возникает крайне редко. Большая часть регулировок, требую^ щихся при эксплуатации, просты и доступны любому. Не тащиться же на станцию, чтобы, например, подтянуть вентиляторный ремень! Приступая к регулировке, нужно представлять себе, что произойдет при выходе регулируемой величины за указанные в инструкции пределы, что опаснее — «недорегулировать» или «перерегулировать». В приведенной ниже таблице указаны возможные последствия неправильной регулировки (в нее включены те виды регулировок, которые выполняются наиболее просто).Простейшие регулировки Регулируемая величина Возможные последствия, если регулируемая сравнению с требуемой больше Прогиб ремня венразрядка аккумулятора, перегрев двигателя, сокращение сротилятора ка службы ремня Натяжение цепи ускоренный износ цепи и подпривода распредешипников распределительного лительного вала вала Зазор в механизме повышенный шум, неполное отпривода клапанов крытие клапанов и падение мощности двигателя Свободный ход пенедостаточно эффективное тордали ножного торможение моза или рукоятки ручного тормоза Свободный ход педали сцепления Зазор в прерывателе Зазор между электродами свечей зажигания величина поИзнашивание и корр озия — процессы, которые приводят в конечном итоге автомобиль в мартеновск ую печь. Они поддаются контролю, и, чтобы не быть застигнутым врасплох, за ними нужно следить — в первую .очередь за тем, что определяет безопасность. Нельзя, например, отправляться в отпуск на машине, не убедившись, что тормозные накладки имеют еще достаточную толщину. Заметили, что увеличился люфт руля — выясните, с чем это связано: с увеличением зазора в рулевом механизме или с люфтом в шарнирах рулевых тяг. С люфтом в шарнирах ездить нельзя — их нужно заменять. В разборных конструкциях это может относиться только к вкладышам, а возможо ик пальцам шарниров. Кстати, люфт в рулевых тягах случается и со стороны только одного из колес, и тогда ощущение на руле может оставаться в норме. Чтобы обнаружить такой односторонний дефект, нужно вывешенное колесо покачать в горизонтальной плоскости. Излишний зазор в подшипниках обнаруживается при покачивании колеса в вертикальной плоскости. Устранив его, законтрите регулировочную гайку. На то, что износился двигатель и пора подумать о его капитальном ремонте или замене, укажет повышение расхода масла, сизый дым из выпускной трубы при резком разгоне, не гаснущая даже при средней частоте вращения лампа контроля за давлением масла и повышенное содержание окиси углерода в выхлопе, которое не удается снизить регулировкой карбюратора. По ломка — как правило, результат не очень нежного соприкосно в ения автомобиля с твердыми предм етами : пеньком, краем канавы, бордюрным камнем и тому подобным дорожным окружением. Сломаться может все что угодно, поэтому ограничимся общей рекомендацией: не пугайтесь, а возьмите в руки описание и разберитесь, насколько поломка серьезна. Ну например, вы не успели затормозить перед ямой, и в результате удара сломалась пружина передней подвески. Автомобиль «сядет» на эту сторону. Что делать? Мысленно «уберите» пружину. Рычаги подвески «сдвинутся» до упора в резиновый ограничитель хода подвески. Значит, можно потихоньку дотянуть до ближайшей СТО своим ходом, не допуская ударов о колдобины. Такой анализ полезен при любой поломке. И уж если она случилась, не поленитесь внимательно осмотреть и поврежденные и целые детали, подумайте об их роли в работающем механизме и пусть на первых порах неумело, но попытайтесь помочь самому себе. Полученный опыт всегда пригодится.меньше сокращение срока службы ремня, подшипников водяного насоса и генератора повышенный шум обгорание фасок клапанов и потеря компрессии в цилиндрахУровень бензина в поплавковой камере карбюратора Люфт руля затрудненное управление автоускоренный износ рулевого мемобилем, автомобиль «опаздыханизма,, тугое вращение руля вает» с выполнением команд водителя2"при перетяжке ручного тормоза — нагрев тормозных барабанов и быстрый износ накладок, закипание тормозной жидкости и отказ тормозов неполное выключение сцеплеизнос выжимного подшипника, ния, повышенные нагрузки на пробуксовка сцепления детали коробки передач при переключении обгорание контактов перебои в работе двигателя, затрудненный пуск, повышенный расход топлива затрудненный пуск, особенно в затрудненный пуск, перебои в сырую погоду, перебои в рабоработе двигателя, повышенный те двигателя, сокращение срока расход топлива службы свечи, повышенный расход топлива повышенный расход топлива, неустойчивая работа двигателя ускоренный износ цилиндров11