ЗНАКИ ДОРОЖНЫЕВ этом номере журнала читатели могут познакомиться с первой, второй и третьей группами дорожных знаков нового государственного стандарта, разработанного ВНИИ БД МВД СССР и ВНИИНмашем Госстандарта СССР. Как известно, с января 1980 года он вступает в действие. Новый стандарт, в отличие от прежнего, хотя пока еще правильнее говорить — действующего, содержит только те требования, которые предъявляются к знакам как к промышленным изделиям по размеру, цвету, конструкции, освещенности и т. д. Смысловые же характеристики их, условия применения, правила установки будут оговорены в другом стандарте — на все технические средства организации дорожного движения. Все, что необходимо знать водителям, будет, разумеется, включено в новую редакцию Правил дорожного движения. Новый стандарт разделил все знаки на семь групп — предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса и дополнительной информации (таблички). Такое деление в большей мере соответствует функциям тех или иных знаков, чем те пять групп, что есть в нынешнем стандарте. Скажем, в группе знаков дополнительной информации теперь, действительно, остались только те таблички, которые самостоятельно применяться не могут, а лишь при каком-то знаке, дополняя или уточняя его смысл. Другой пример: в действующем ГОСТе в совершенно разных группах знаков встречаются такие, которые, по сути дела, устанавливают очередность проезда пересечений дорог. Теперь все они сведены в одну группу — знаки приоритета. Что же нового в тех группах знаков, которые изображены на вкладке? Несколько расширена группа предупреждающих знаков. Из стандарта на железнодорожные, путевые и сигнальные знаки в нее перешли знаки «Берегись поезда», которые теперь будут называться «Однопутная железная дорога» и «Многопутная железная дорога». Нынешние таблички «Приближение к железнодорожному переезду» также перейдут в эту группу знаков, потому что представляют собой еще одно предупреждение о приближении к полотну железной дороги. Те, у которых полосы имеют наклон справа вниз налево, будут устанавливаться на правой стороне дорог, другие три — на левой. Существующий знак «Пересечение с трамвайной линией» будет по новому стандарту предупреждать водителей о пересечении пути трамвая только вне перекрестка. Первый из новых знаков в группе ив самом стандарте — «Пересечение с круговым движением». Вне населенных пунктов он будет оповещать водителей о приближении к любому перекрестку, где движение организовано по кругу, а в населенных пунктах — к тем, видимость которых неудовлетворительна. Практика показала, что во многих случаях, например когда дорога не имеет искусственного освещения, установка лишь предписывающего знака «Круговое движение» перед перекрестком не обеспечивает безопасности. Для предупреждения о пересечении велодорожки вне перекрестка, а она, как вы помните, должна обозначаться разметкой (двойной ряд белых квадратов), в стандарте предусмотрен предупреждающий знак «Пересечение с велосипедной дорожкой». Знак «Низколетящие самолеты» будет устанавливаться перед участками дорог, проходящими вблизи аэродромов, где самолеты или вертолеты могут появляться над дорогой на небольшой высоте. В такой ситуации водители, не видя самого взлетающего или садящегося самолета и пытаясь определить источник необычного шума, а иногда и воздушного вихря, могут отвлечься от управления автомобилем или потерять из поля зрения дорогу. Предупреждение будет нелишним. Наконец, перед тоннелями, в которых нет освещения, а также такими, чьи въездные порталы из-за рельефа местности видны даже а светлое время суток только с близкого расстояния, будут устанавливаться знаки «Тоннель». Стали полноправными предупреждающими знаками бывшие таблички «Направление поворота». Они будут указывать направление поворота на таких закруглениях дорог малого радиуса ис ограниченной видимостью, где водители на подступах к закруглению, издалека не смогут уверенно определить это направление. Кроме того, такие знаки при отсутствии наружного освещения могут устанавливаться на центральном островке перекрестка с круговым движением или на Т-образных перекрестках и разветвлениях дорог, если есть опасность и вероятность того, что водители могут поехать здесь в прямом направлении. Знаки приоритета, как уже было сказано, — новая группа в стандарте. Но в них самих нового ничего нет: все они стояли раньше в других группах, а теперь собрались вместе и служат одному — устанавливают очередность проезда перекрестков или узких участков дорог, где одновременное движение в обоих направлениях невозможно и кто-то должен уступить дорогу. Кроме того, знак, известный сейчас под названием «Пересечение с главной дорогой», получил новое имя — «Уступите дорогу». Среди довольно многочисленной группы запрещающих знаков только три новичка. Знак «Ограничение длины» будет применяться для запрещения движения транспортных средств (одиночных или с прицепом, полуприцепом), длина которых более указанной на знаке. Необходимость в таком ограничении может возникнуть на узких дорогах, с крутыми поворотами, тесной застройкой и т. п., где встречный разъезд, а порой и само движение транспортных средств большой длины затруднены или невозможны. Знак «Ограничение минимальной дистанции» будет применяться в случаях, когда между движущимися транспортными средствами необходимо обеспечить дистанцию не менее указанной на знаке. Например, на ледовых переправах, мостах ограниченной грузоподъемности с большими пролетами, в тоннелях и т. д. Водители, выезжающие за пределы СССР, встретят в пути знаки «Таможня». Они требуют обязательно остановки у таможни или контрольно-пропускного пункта. Слово «таможня» пишется на русском и языке сопредельной страны. И последнее. У знака «Стоянка запрещена» появились разновидности — «Стоянка запрещена по нечетным числам» и «Стоянка запрещена по четным числам», которые могут оказаться полезными, например, для организации механизированной уборки улиц. В зонах действия и способах установки знаков в основном все остается по-старому. Но на эту тему у нас еще будет возможность поговорить в специальном материале, когда новый стандарт вступит в действие. Я. РЕПИН, старший научный сотрудник ВНИИ БД С другими группами дорожных знаков нового стандарта мы познакомим читателей в апрельском и июньском номерах журнала.17