АВТОШКОЛА- БАМУСИБИРЬ. ДАЛЬНИЙ ВОСТОКПочти два десятка лет я руковожу свободненской автошколой ДОСААФ , она одна из старейших на Дальнем Востоке. Всякое бывало в жизни ее коллектива, но, пожалуй, никогда он не испытывал такого напряжения и вместе с тем удовлетворения, гордости за сделанное, как в последние годы. Эхо весны 1974-го, когда первопроходцы — бойцы отрядов молодых . строителей БАМа рассыпались по трассе, всколыхнули тайгу, сразу же долетело и до нас. Мы знали: по территории Амурской области пройдет Центральный участок БАМа, а это около половины всей магистрали. Ясно было, что мы, досаафовцы, можем и должны оказать помощь всенародной стройке, прежде всего обучением технических кадров ~ шоферов, крановщиков, бульдозеристов, трактористов, На это нацеливали нас областной комитет партии, облисполком, обком ДОСААФ . Уже в 1975 году школе были увеличены плановые задания по подготовке водителей. На следующий год — еще увеличение. Чтобы справиться с задачами, коллектив прежде всего взялся за обновление материальной базы. Д о ­ бились расширения учебных площадей (школа размещается в старых, но добротных зданиях, строительство нового комплекса запланировано на 1980 год), пополнили парк автомобилей, в том числе приобрели учебный автобус, построили гараж на 25 машин, оборудовали по всем современным требованиям автодром на площади в шесть гектаров. Продолжаем оснащать классы электрифицированными стендами, разрезными агрегатами, киноаппаратурой. Бывая на трассе БАМа, я часто слышу: магистраль измеряет время километрами. Ну а мы, работники автошколы, те, кто вносит свою, пусть малую долю помощи строителям, чем его измерим? Конечно, числом и качеством обученных специалистов. Вот несколько цифр: в минувшем году для народного хозяйства школа подготовила более 800 водителей категорий «А», «В», «С» и «D», кроме того, 380 человек повысили классность. Значительная часть из выпускников трудится за рулем на самом участке БАМа или доставляет туда грузы из города Свободного и других мест. Правда, это может показаться каплей в море, если принять во внимание, что только на нашем, как мы говорим, участке ' магистрали ведут работы десятки строительных подразделений, в их распоряжении в истекшем году насчитывалось свыше двух тысяч большегрузных автомобилей, а водителей и других специалистов пока на трассе не хватает. Говорят, что отсутствие специальности — »то первая «подножка», которую полу1, «За рулем» № 2 чает доброволец. А таких прибывают сотни в числе новичков. Наиболее разумный подход — в областях и республиках подбирать в отряды молодежь, уже обученную механизаторским, строительным и иным специальностям. Другая сторона той же проблемы — готовить кадры на самой трассе. Вот коллектив нашей автошколы и подключился к этому благородному делу. Еще в начале 1977 года обком ДОСААФ принял решение создать в Тынде СТК и открыть курсы по подготовке водителей третьего класса и повышению квалификации. Что такое Тында, сегодня вряд ли нужно объяснять. Ее по праву называют столицей БАМа. Недавний таежный поселок, затерянный среди сопок, день ото дня превращается в современный город. Коллектив Главмосстроя, который строит Тынду, возвел уже 18 девятиэтажных жилых домов общей площадью более 70 тысяч квадратных^ метров, детский комбинат, две средние школы, поликлинику, производственные объекты. Будущий город угадывается в прямизне нынешних улиц, в их привязке к ландшафту, в уже обозначившихся центре и микрорайонах, Предполагается, что к 1980 году число жителей здесь достигнет 70—80 тысяч. Понятно, что широкое развертывание здесь военно-патриотической, оборонномассовой, учебной, спортивной работывеление времени. И когда в Тынде открылся CJK, мы решили помочь ему оборудованием, автомобильными агрегатами, другими учебными пособиями. Припоминается общее собрание преподавателей и мастеров. А, Мерещук, Л . и В. Яновы, А. Макеев, В. Князев, Н. Мельников вызвались сделать для тындинского СТК разрезные агрегаты, механизмы, помочь в налаживании учебно-методической работы на месте. Вот первый результат: 30 выпускников спорттехклуба стали водителями третьего класса и 218 повысили квалификацию. К востоку от Тынды по трассе БАМа строится в тайге другой город на территории нашей области — Февральск, тоже на месте маленького приискового поселка, Оттуда опять просьба: «Помогите открыть водительские курсы...» Разве откажешь! Создали там скромную учебную базу з автопредприятии. Преподаватели, мастера и учебные автомобили отправились, как говорится, своим ходом. По распоряжению обкома ДОСААФ два «москвича» водворили на грузовики. Дело это оказалось непростым. От станции Арга до места назначения более 300 километров. Дороги — грунтовые, а с морозами зимники. Добрались наши посланцы благополучно. Теперь многие трудности позади. В Февральске в минувшем году на досаафовских курсах повысили квалификацию 80 шоферов ЗИЛов, КрАЗов, «уралов», 56 человек получили удостоверение водителей категории «В». Да, да, не удивляйтесь. Среди строителей БАМа, жителей нашего города и района все больше и больше людей обзаводятся мотоциклами и автомобилями. И пока что удовлетворить их запросы полностью автошкола не в состоянии, Я рассказал о том посильном вкладе, который вносит наш коллектив в помощь строителям магистрали века. Вносят свой вклад коллективы благовещенской объединенной технической школы, другие учебные организации ДОСААФ Амурской области. Достаточна ли эта помощь? Полагаю, что нет, Настала пора в строящихся городах, поселках на трассе БАМа энергичнее, инициативнее действовать нашим оборонным организациям, создавать на местах новые спорттехклубы, курсы. Ведь за сотни километров (как это видно из случая с Февральском) каждый раз не будешь ездить, да к тому же у автошкол Общества есть важнейшая государственная задача: готовить водительские кадры для Советских Вооруженных Сил. Плюс к тому наша школа, например, выполняет плановые задания по подготовке водителей, механизаторов для других крупных строек — Зейской ГЭС, линии электропередач (ЛЭП-500 Зея — Свободный — Хабаровск), предприятий объединения «Амурлес» и для сельского хозяйства области, ...Как-то в летнюю пору мне довелось ехать на автомобиле от станции Большой Невер в сторону Тынды по АЯМ '— Амуро-Якутской автомагистрали, пробитой, как известно, через тайгу, болота и тундру до Якутска. Ныне по этой трассе идут ЗИЛы, ГАЗы, МАЗы, КрАЗы не прерывающимся потоком, везут грузы для БАМа. Даже ходит поговорка: «Без АЯМа нет и БАМа». В кузовах машин, на прицепах — буровые станки, подъемно-транспортные механизмы, трелевочные тракторы, железобетонные конструкции, трубы, кирпич и, конечно, продукты, товары широкого потребления — все, что нужно великой стройке и ее людям. И, глядя на этот «железный поток», я думал: ведь за рулем машин, наверняка, сидят воспитанники нашей школы. В. ЗИМИН, начальник автошколыАмурская область, г. СвободныйЗа нашу Советскую Родину!2 • Февраль • 1979Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Всесоюзного ордена Ленина и ордена Красного Знамени добровольного общества содействия армии, авиации и флоту Издается с 1928 года