ИСПЫТЫВАЕТСЯ «ОЗОН»Читатели уже привыкли к тестам, которые проводит редакция, испытывая очередную массовую модель автомобиля или мотоцикла. Корреспонденты «За рулем» не раа участвовали в заводских испытаниях машин. На «тот раз нам позвонили с димитровградского аатоагрегатного завода (ДААЗ) и пригласили принять участие в пробеге, где шли автомобили, оснащенные новыми карбюраторами «Озон». Зная об интересе, проявляемом читателями к новинкам подобного рода, редакция с удовлетворением приняла приглашение, и в пробеге ее представлял наш нештатный корреспондент инженер Г. ЛИБЕФОРТ, который и рассказывает здесь об испытаниях. Уже само слово «озон» сразу наводит на мысль об освежающем чистом воздухе, перенасыщенном кислородом. Что греха таить, нашим улицам порой уже не хватает озона, и глазную причину зтого специалисты видят в темпах автомобилизации. Вот почему столь актуальной стала идея создать «чистый» карбюратор. Усилиями нескольких коллективов — конструкторов Волжского автозавода, работников НАМИ, ЦНИТА и, конечно, основных изготовителей и энтузиастов зтого дела — димитровградцев — созданы экспериментальные образцы такого прибора. Его испытания и провел в конце минувшего года ДААЗ. Но сначала несколько слов о самом заводе. Строительство новых и реконструкция действующих предприятий по производству комплектующих изделий для ВАЗа начались в 1967 году. В их числе был завод кузовной арматуры, карбюраторов и вкладышей в г,, Мелекессе (ныне г, Димитроаград). Уже в 1969 году там был сдан в эксплуатацию корпус вспомогательных цехов и началось производство опытно-промышленных дета-Опытный образец нового карбюратора. лей и узлов 50 наименований. Каждый год вступали в строй блоки, новых цехов и рос выпуск продукции. В настоящее время спутник ВАЗа, димитровградский автоагрегатный завод имени 50-летия СССР — одно из крупнейших в стране предприятий этого профиля. Здесь применяются прогрессивные технологические процессы, такие, например, как точное литье под давлением, порошковая металлургия, трехслойное декоративное покрытие без промежуточной полировки, Почти 500 различных деталей и узлов поставляет ДААЗ автомобильным заводам: карбюраторы, бензонасосы, рулевые колеса, стеклоподъемники, облицовку, вкладыши подшипников скольжения, зеркала, фонари и подфарники, сайлент-блоки, вентили и т. д. Всем изделиям, подлежащим аттестации по высшей категории, присвоен государственный Знак качества (всего 101 изделие). В светлых цехах — чистота, много зелени, цветов, даже живут белки. В сентябре 1977 года заводу — первому в автомобильной промышленности — присвоено звание «Предприятие высокой культуры производства». В отделе главного конструктора создано бюро по перспективным изделиям, одна из задач которого — работа над приборами, унифицированными для всех отечественных легковых автомобилей массового производства. Среди этих приборов —карбюраторы «Озон» и экспериментальные пока бензонасосы «Универсал». Осенью 1978 года из ворот ДААЗа выехала колонна автомобилей с оригинальной эмблемой на передних дверяхпятиконечным знаком качества, по сторонам которого указаны основные пункты маршрута. На крыльях и крышках багажников надпись «Испытания». На капотах славянской вязью «Димитроаград». Торжественно проводили заводчане колонну в испытательный пробег протяженностью 13 тысяч километров. Почти на всех этих автомобилях стоял карбюратор «Озон», В чем его отличие от серийных «жигулевских» карбюраторов? «Озон» получил несколько дополнительных устройств, которые обеспечивают меньший эксплуатационный расход топ-ОбъявлвнконкурсНовые технические средства — в практику обученияЦК ДОСААФ СССР объявил конкурс на создание новых образцов технических средств обучения специалистов для Вооруженных Сил и народного хозяйства, а также в целях дальнейшего развития военно-технического спорта, Конкурс про-воднтся по пятнадцати темам, четыре из них относятся непосредственно к подготовке водителей транспортных средств. Какие это темы? Комплект из восьми электрифицированных планшетов, каждый из которых позволит не более чем за 10 секунд составить одну из 20 задач по разводке транспорта при проведении занятий по Правилам дорожного движения. Задачи должны составляться с постепенным усложнением одновременных действий (от одного до восьми) водителей разных транспортных средств. Планшеты должны иметь схемы: четырехстороннего перекрестка (со смещенными трамвайными путями; с трамвайными путями по центру улиц; без трамвайных путей на одной из улиц бульвара); трехстороннего перекрестка с трамвайными путями и без них; площади без трамвайных путей с круговым движением; нескольких кварта-лов с разными вариантами улиц (с трамвайными путями и без них). Устройство (или система), позволяющее использовать диапроектор при проведении лабораторно-практических занятий по устройству и техническому обслуживанию автомобиля вместо обычных инструктивных карт. Электрифицированный настенный действующий стенд, позволяющий показать места выполнения всех видов технического обслуживания (контрольный осмотр, ЕО, ТО-1 и ТО-2), а также места возможных простейших неисправностей автомобиля. Электрифицированный действующий (стационарный или передвижной) стенд двигателя легкового автомобиля для проведения практических занятий с вводом 10—12 неисправностей. Стенд должен обеспечивать безопасную подачу неисправностей в системы питания, охлажде-6