Н Дню Советской Армии и Военно-Мореного ФлотаВпереди бездорожье. Раскисший под дождями грунт, глубокий песок, болотистая почва. Даже колесным машинам повышенной проходимости это не под силу. Они буксуют, застревают в глубоких колеях, вязнут в грязи. У гусеничных машин давление на почву не столь велико, как у колесных. Поэтому для работы, как говорят специалисты, .в условиях слабых грунтов они находят широкое применение. Их используют для выполнения разнообразных транспортных задач в Советской Армии, а также на крупных стройках (например, на БАМе), при геологической разведке, сооружении нефте- и газопроводов, для доставки людей и грузов в отдаленные районы. Тем, кто интересуется военной транспортной техникой, эта статья не даст исчерпывающих сведений об устройстве новейших гусеничных машин, несущих службу сегодня в различных родах войск. Но она позволит на основе моделей, прошедших проверку временем, получить общее представление о гусеничных транспортерах. Некоторые из них мы видели в кадрах документальной хроники, рассказывающих о праздбыл развернут в 50-е годы. Здесь мы рассмотрим четыре наиболее распространенные модели современных советских гусеничных транспортных машин, нашедших применение в наших войсках. Технические характеристики их приведены в таблице. Снегоболотоходы • (ГТ—СМ и ГТ—Т) имеют герметичный водонепроницаемый корпус, что дает им возможность не просто держаться на плаву, а преодолевать водные преграды. По воде они передвигаются не с помощью гребного винта или водомета, как плавающие машины, а перематыванием гусениц. Их звенья играют роль гребных колес (вспомните старые речные пароходы). Для усиления гребного аффекта на переднюю часть крыльев, у гусениц устанавливают гидродинамические кожухи. Сравнительно небольшая масса и значительная опорная площадь гусениц обеспечивают уверенное движение по глубокой снежной целине, по заболоченной местности. Обе модели в то же время обладают хорошей проходимостью на пересеченной местности: берут подъемы крутизной 36°, форсируют броды глуби-й(АТС—69). Она служит не только для подтягивания грузов, но и для самовытаскивания. И на AT—Т и на АТС—69 лебедка смонтирована под грузовой платформой задней части машины. Компоновка. У всех четырех названных здесь гусеничных транспортеров трансмиссия и ведущая звездочка гусеничной цепи находятся впереди. Двигатель у АТС—59 и ГТ—СМ размещен позади кабины и соединен с трансмиссией карданным валом! у ГТ—Т и AT—Т — под кабиной и примыкает непосредственно к трансмиссии. В качестве силового агрегата на трех машинах использованы дизели и только на ГТ—СМ карбюраторный двигатель. Все они оснащены жидкостным охлаждением и системой предпускового подогрева. На AT—Т и АТС—69 для создания потока воздуха через радиаторы применены эжекторы — устройства, использующие кинетическую энергию отработавших газов. Трансмиссия. Только на одной модели (ГТ—СМ) установлены автомобильные коробка передач и раздаточная коробка, как, впрочем, и двигатель, с которым они сблокированы. Такое реше-ничных военных парадах, крупных войсковых учениях, буднях артиллеристов, ракетчиков, саперов, о полярных экспедициях, освоении новых районов страны. Среди широкого многообразия современных гусеничных транспортеров можно выделить две группы — тягачи и снегоболотоходы. Первые предназначены главным образом для буксировки в тяжелых дорожных условиях колесных, гусеничных или лыжных прицепов, лафетов артиллерийских орудий. Вторые рассчитаны на выполнение трансПортных работ преимущественно в условиях глубоких снегов и заболоченной местности. Они оказывают меньшее, чем тягачи (около 0,2 кгс/см2 против 0,6 кгс/см2), удельное давление на грунт и могут держаться на плаву. Первые гусеничные тягачи наша промышленность начала делать в 30-е годы. Серийный выпуск снегоболотоходовной 1,2 метра. Они могут буксировать прицеп, масса которого вдвое превосходит грузоподъемность самого снегоболотохода. Однако работа с прицепом для этой группы машин не является главной целью. Тягачи (АТС—69 и AT—Т) имеют по сравнению со снегоболотоходами, как уже сказано, большие массу и удельное давление на грунт, поскольку в соответствии с назначением рассчитаны на буксировку прицепов массой, в 4,6—б раз превосходящей их грузоподъемность, Понятно, что такой тягач должен иметь соответствующий сцепной вес. Как следствие, для массивных гусеничных тягачей довольно сложно создать корпус с водоизмещением, достаточным, чтобы держаться на плаву. Назначение тягача обусловливает и оборудование его лебедкой, которая может развивать усилие до 15 тоннЛИТЕРАТУРА: Р. К- Б алаболки н, В. М. К упцов . Эксплуатация автомобилей и гусеничных транспортеров (из серии «В помощь строителям БАМ»). М., «Транспорт», 1975. В. ф. П латоно в, А. Ф. Б елоусов , Н. Г. О лейников , Г. И. К арцев . Гусеничные транспортеры-тягачи. М., «Машиностроение», 1978. А. К. М алиновский . Ходовая часть гусеничных машин, М., Воениздат, И. И. С еливанов . Автомобили и транспортные гусеничные машины высокой проходимости. М., «Наука», Е. А. К осыре в, Е. М. О рехо в, Н. И. Ф омин . Танки. М., ДОСААФ, 1973. А. П. С тепанов . Плавающие машины. М., ДОСААФ, 1975.4 ние для самой легкой и самой дешевой в производстве машины вполне оправдано. На более мощных моделях трансмиссия является компактным агрегатом, объединяющим главный фрикцион, коническую шестеренчатую передачу, коробку передач, Механизмы поворота. Последние одновременно являются и двухступенчатыми редукторами, которые позволяют удваивать общее число передач. Интересную особенность имеет трансмиссия ГТ—Т. Крутящий момент на каждой из передач «разветвляется» и поступает к двум группам шестерен, как говорят специалисты, двумя потоками. Они складываются в планетарных шестеренчатых механизмах, называемых суммирующими. Эти механизмы одновременно служат для придания ведущим колесам разных екорос*ей вращения на поворотах, а также выполняют функции двухступенчатых планетарных бортовых редукторов. Двухпоточная схема, кроме того, позволяет наивыгоднейшим образом нагрузить узлы и детали трансмиссии и, следовательно, сделать ее более легкой икомпактной. Благодаря суммирующим планетарным механизмам такая трансмиссия обеспечивает широкий диапазон передач, позволяет в трудных дорожных условиях переходить на низшие передачи при меньшем количестве действий рычагами и педалями, дает возможность быстро поворачивать машину. В целбм это означает повышение средней скорости и маневренности транспортера. Механизм поворота. При маневрировании любой гусеничной Машины значительная часть мощности затрачивается в механизмах поворота и расходуется на деформацию грунта. Чем больше Масса транспортера, тем выше эти затраты. Особенно они велики, как показала практика, при использовании в качестве Механизмов поворота бортовых фрикционов. Поэтому сегодня на танках, гусеничных тягачах, снегоболотоходах и тракторах получили наибольшее распространение планетарные механизмы поворота (АТС—59, AT—Т). Подвеска. Все четыре транспортера, о которых мы рассказываем, имеют независимую торсионную подвеску всех опорных катков. Каждый установленна балансирном рычаге, качающемся в плоскости, параллельной продольной оси машины. При наезде на препятствие балансир поворачивается, закручивая торсион, установленный поперек корпуса машины. Для гашения колебаний подвески на ГТ—СМ и АТС—69 у крайних (передних и задних) опорных катков есть гидравлические амортизаторы. Корпус. У всех четырех машин он сварен из толстых стальных листов и является несущим. К нему крепятся все основные узлы и агрегаты. В задней части корпуса размещена грузовая платформа с откидными скамейками и тентом. У тягача АТС—59 в силу особенностей компоновки пол платформы сделан ступенчатым — под передней ее частью находится двигатель. У гусеничных транспортеров размеры платформ примерно такие же, как у близких по грузоподъемности колесных машин. Так, у ГТ—Т, имеющего грузоподъемность 2 тонны, длина платформы составляет 3,6 метра, а ширина — 1,8 метра. Кабина. Поскольку все гусеничныеХарактеристики гусеничных транспортеровПоказатели Грузоподъемность, т Масса буксируемого прицепа, т Масса в снаряженном состоянии, т Число цилиндров Мощность, л. с. Число передач (вперед-1-назад) Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Ширина гусениц, мм Дорожный просвет, мм Среднее давление на грунт, кгс/см 2 Максимальная скорость, км/ч Номер и год «За рулем» с подробным описанием машиныГТ—СМ 1,0 2,0 3,75 8 115 8+1 5356 2585 1740 390 380 0,17 50 1973—2ГТ—т 2,0 4,0 8,2 6 200 9+2 6340 3140 2160 540 450 0,24 45АТС—59 3,0 14,0 13,0 12 300 10+2 6280 2780 2500 460 425 0,52 39 1971—6AT—Т 5,0 25,0 20,0 12 415 10+2 6990 3140 2845 500 425 0,68 35машины эксплуатируются нередко в весьма суровых климатических условиях, их кабины имеют хорошую теплоизоляцию, высокопроизводительные стеклоочистители, эффективные отопители и устройства для обогрева передних стекол теплым воздухом. В крышах предусмотрены люки. Современные гусеничные транспортеры, применяемые как в народном хозяйстве, так ив Вооруженных Силах, существенно отличаются от хорошо известных широкому кругу читателей гусеничных тракторов. Поэтому для тех, кто хочет глубже ознакомиться с особенностями устройства, рекомендуем вышедшие за последние годы специальные издания. Кроме первых трех книг в нашем перечне определенную пользу могут принести три другие, отдельные разделы которых прямо связаны с основной темой статьи. В. ИВАНОВСКИЙ5