Год от года в многомиллионную массу людей, желающих овладеть техникой, вливаются новые отряды трудящихся, молодежи. Только в учебных организациях оборонного Общества — автошколах, спорттехклубах, на курсах ежегодно получают водительские удостоверения сотни тысяч автомобилистов, мотоциклистов, будущих воинов-водителей. Растет армия автомотоспортсменов. Одна из задач издательства ДОСААФ СССР — удовлетворить постоянно растущий спрос на литературу по автомотоделу — популярную, техническую, методическую. Что мы предложим читателям в 1979 году? Учебная литература будет представлена тремя книгами. Одну из них — «Автомобили средней грузоподъемности» написал коллектив преподавателей челябинского высшего военного автомобильного командного училища. В соответствии с программой подготовки водителей транспортных средств категории «С» в книге содержится описание устройства И правил эксплуатации грузояых отечественных автомобилей ЗИЛ—130, ЗИЛ—131, «Урал—375», ГАЗ—53 и ГАЗ—66. Надеемся, что она станет хорошим пособием как для тех, кто захочет овладеть специальностью водителя в автошколах, на курсах ДОСААФ, в учебных комбинатах министерств автотранспорта и училищах профтехобразования, так и для стремящихся повысить свою шоферскую квалификацию.«МОСКВИЧ»Автомобили марки «Москвич» всегда отличались прочностью и выносливостью. Эти качества дают ряд преимуществ при эксплуатации в сложных дорожных условиях. Доказательство тому — успехи в международных ралли-марафонах и особая популярность среди'сельских автомобилистов. Июльский (1978 г.) Пленум ЦК КПСС, приняв важные решения о дальнейшем развитии сельского хозяйства, указал, в частности, на необходимость неустанно заботиться об улучшении условий труда и быта сельских тружеников. Легковой автомобиль индивидуального пользования сегодня вошел в быт не только горожан, но и жителей села. И коллектив автомобильного завода имени Ленинского комсомола откликнулся на решения Пленума освоением производства модификации «Москвича», предназначенной длЯ сельских районов. Там, где еще недостаточно развита дорожная сеть и где не всегда есть в необходимом количестве Такие эксплуатационные материалы, как бензин АИ-93, тормозная жидкость «Нева», пока нужен автомобиль со специфическими конструктивными особенностями. Новая модификация «Москвича» для сельских и отдаленных районов — ей присвоен индекс «21406» — будет оснащена дефорсированным двигателем «Москвич—412ДЭ». Таким образом, для эксплуатации «Москвича—21406» не нужен АИ-93, его удовлетворяет А-76. Увеличение объема камеры сгорания и, как результат, понижение степени сжатия с 8,8 до 7,2 достигнуто изменением конфигурации верхней части поршня. Измененной детали присвоен номер 412-1004015-11. Двигатель «Москвича—21406» при том же рабочем объеме, что иу «2140», — 1478 см 3 развийает (замер по ГОСТу) мощность 68 л. с. при 5800 об/мин, а его максимальный крутящий момент составляет 10,6 кгс • м при 3000—3800 об/мин. Напомним, что у базового двигателя «Москвич—2140» эти показатели равны 75 л. с. и 11,4 кгс • м, У дефорсированного двигателя свои плюсы. Менее напряженный режим работы, естественно, означает, что наиболее ответственные его детали менее нагружены, Как различить двигатели: ведь по высоте блока и головки цилиндров,'толщине прокладки между блоком и головкой, да ив других деталях (кроме поршней) они одинаковы? По маркировке. В обозначение дефорсированного двигателя введена латинская буква «D». На блоке цилиндров с левой стороны Поршни для высокой (слева) и Пониженной (справа) степени сжатия различаются конфигурацией днища.ИздательствоДОСААФавтомобилистам, мотоциклистам. спортсменам«Легковые автомобили» (автор К. Шестопалов) — книга рассчитана на водителей категории «В». В ней сосредоточены сведения одновременно по трем наиболее распространенным маркам легковых машин — «Жигули», «Москвич», «ЗайорожеЦ», • приводятся также основные требования по безопасности дорожного движения, даются рекомендации по вождению в разных дорожных условиях. Написанное в соответствии с программой подготовки водителей этой категории, пособие преследует цель улучшить качество обучения и окажет помощь в дальнейшей эксплуатации автомобилей. Хорошим дополнением к этой книге послужат три комплекта плакатов (10, 15 и 15 листов), разработанных начальником одной из московских автошкол ДОСААФ Н. Машкарой (художник В. Добровольский) по тем же маркам автомобилей. Третья из названных книг — «Устройство и обслуживание мотоциклов» (автор В. Чиняев). Содержание пособия отвечает требованиям программы подготовки водителей транспортных средств категории «А». Издательство намерено значительно увеличить выпуск наглядных пособий. Так, в нынешнем году готовятся к печати инструктивные карты для лабораторно-практических занятий по изучению устройства автомобилей МАЗ—500, ЗИЛ—130 и ЗИЛ—131, ГАЗ—66, а в следующем году планируется выпуск инструктивных карт по техническому обслуживанию этих же машин. Рассчитывая на все категории водителей, мы наметили в этом году переиздание выпускавшихся ранее «Сборника задач по правилам дорожного движения» Р. Гетманова и «Программированных заданий по правилам и безопасности дорожного движения» М, Ефремова. Обе книги получили положительную оценку читателей, а их критические'замечания учтены авторами при доработке рукописей для переиздания. Ту же цель — помочь решению проблем безопасности на дорогах преследует подготовленный Н. Юмашевым комплект из 15 плакатов «Правила дорожного движения». Юным читателям адресуется вновь созданная серия «Светофор», которая будет представлена в этом году тремя брошюрами (авторы Ю. Серов, М. Каминский и В. Стрелков). «Светофор» рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста. Волбшой интерес читатели проявляют к истории отечественного,'советского автомобилестроения. Для них в этом году буЙет выпущена книга «Автомобили Страны Советов» (авторы :. Шугуров и В. Ширшов). Она красочно иллюстрирована, содержит обширный справочный материал. Ждут издательских новинок автомотоспортсмены И почитатели спорта. Уже в начале года появится книга В. Трамма «На мототрассах Европы». Ее автор — бывший вице-президент Международной мотоциклетной федерации (ФиМ) рассказывает о становлении советского мотоспорта, его выходе на международную арену, первых успехах и неудачах наших спортсменов. В серии «Чемпионы СССР, Европы и мира» выйдет брошюра Ю. Филиппова «Знакомые трассы» — очерк о спортивном пути прославленного советского гонщика, трехкратного чемпиона мира по мотокроссу Геннадия Моисеева. М. Назаров в книге «Автомобильный кросс» дает обширный Материал о подготовке автомобилей к соревнованиям, их организации и проведении, рассматривает вопросы спортивного судейства. Книга инженера из Курска М. Тодорова «Картинг» повествует об этом увлекательном виде спорта. Автор приводит описание и чертежи новейших конструкций картов, технологию их изготовления. Г. КАЛ ИШ ЕВ, заведующий редакцией