которые могут как-то повлиять на безопасность движения. Надо сказать, что в определенные периоды, когда в организме женщины происходят специфические обменные процессы, ее работоспособность заметно падает. Удлиняется время реакции на световые и звуковые сигналы, появляется «беспричинная» раздражительность, частая смена настроений, снижается сопротивляемость организма к воздействию внешних факторов. Хотя у здоровой женщины эти изменения, как правило, не выходят за пределы физиологических нормативов, все же в эти периоды надо сокращать время непрерывного вождения автомобиля, почаще давать себе отдых. Нельзя управлять автомобилем во время беременности. На ее течении и исходах это отражается порой самым неблагоприятным образом. Беременность и без того связана с увеличением напряжения организма, изменением реактивности сердечно-сосудистой и нервной систем. При таких обстоятельствах дополнительные эмоциональные нагрузки, скажем, в сложных дорожных ситуациях могут вызвать неблагоприятную реакцию сосудов плаценты, что приводит к преждевременным родам. Такие случаи уже бывали. Кроме того, учащение сокращений сердечной мышцы, повышение кровяного давления, что является обычным при вождении машины, могут привести к возникновению специфических болезненных состояний. Профессиональных водителей врачи на это время переводят на другую работу. Те же, кто управляет собственным автомобилем, должны сами оставить это занятие на период беременности. И последнее. Женщины считают, что забот у них больше, чем у мужчин. Пусть так. Но вождение автомобиля требует сегодня максимальной сосредоточенности, собранности. Поэтому не думайте за рулем о посторонних вещах. Все внимание — дороге, поведению других водителей и пешеходов. Иначе опасная ситуация застанет вас врасплох. А. ВАЙСМАН, руководитель лаборатории гигиены, физиологии и психологии труда водителей автомобилей, доктор медицинских наук г. ГорькийГрузовик и брызговикМокрое полотно дороги, дождь, слякоть... Представление о такой погоде водитель часто связывает с пониженной скоростью, с особой осторожностью при движении. Но не всегда уменьшение скорости на сырой дороге диктуется только плохим сцеплением колес автомобиля с покрытием. Кому из нас не приходилось видеть такую картину: по мокрой дороге движется автомобиль. Водитель его вйдерживает, исходя из условий, оптимальную скорость. Но вот его обгоняет грузовик. Мгновение — и тот, кого обогнали, оказывается «с ног до головы» в гряаи. Только резкое снижение скорости, а то и полная остановка спасают лишенного видимости водителя от неприятностей. А как же грязезащитные фартуки, или, как их чаще называют, брызговики? Вот о них-то и речь. Конструкция этих деталей не полностью соответствует тем целям, которым должно отвечать их применение на грузовиках. В своем теперешнем виде они защищают от грязи и влаги только «собственный» (назовем его так) автомобиль. Заглянем в выпущейный НИИАТом сборник «Требования эксплуатации к безопасности конструкций грузовых автомобильных транспортных средств». В нем обращено внимание на требования к устойчивости, к надежности рулевого управления, тормозов и многих других элементов автомобиля. Но ничего~не сказано о брызговике, хотя неудачная его конструкция способна свести на нет работу целых КБ по обеспечению наилучшего обзора из кабины водителя и эффективности действий светосигнальных приборов. В самом деле, грязевой душ от некоторых, обычно мощных автомобилей порой настолько силен, что проехать рядом или за такой машиной, не потеряв при этом видимости, невозможно. Еще больше неприятностей на мокрой дороге доставляют различного рода тяжелые прицепы, у которых брызговики, как таковые, вообще отсутствуют. Например, водяная пыль от колес полуприцепа-ре|pижepaтopa поднимается примерно на /4 его полной высоты. Грязезащитные фартуки могут выручить ив сухую погоду. На дорогах мы нередко встречаем знаки «Выброс гравия». Нужно ли говорить, какое значеДаже одно перемещение «брызговика» у грузового автомобиля из обычного положения (1) к краю кузова (2) способно почти вдвое уменьшить выброс воды и грязи из-под колес. Если же его фартук опустить ниже, эффект будет еще больше.tние имеют правильно установленные брызговики там, где, словно выпущенные из пращи, летят из-под колес камни. Как же повысить эффективность брызговиков? Выли проведены эксперименты, которые показали, что для этого достаточно обеспечить их оптимальное расположение, форму и жесткость. Например, перенесение брызговика на крайнюю заднюю консоль позволяет намного ослабить выброс водяных частиц колесами и почти полностью избежать грязевого шлейфа, тянущегося за автомобилем или за прицепом. Если это отрицательно скажется на защите от грязи «собственного» автомобиля, можно поставить второй брызговик. Кроме того, он должен быть во всех случаях приближен к поверхности дороги (при этом необходимо применить конструкцию, которая исключала бы повреждение фартука при движении задним ходом). Наконец, для того, чтобы брызговик эффективно задерживал летящие из-под колес гравий и камни, он должен быть достаточно жестким. Применение при необходимости дополнительных боковых брызговиков позволит еще надежнее защитить от загрязнения автомобили, движущиеся в попутном и встречном направлениях. Для разработки оптимальных конструкций понадобятся, бесспорно, более глубокие исследования. Но игра, как говорят, стоит свеч. Да ив перечень требований к транспортным средствам с точки зрения безопасности движения пора включить пункты, регламентирующие размеры брызговиков, их расположение и степень жесткости. Попутно отметим, что на некоторых моделях легковых автомобилей заводыизготовители вообще не предусмотрели установку брызговиков.В. РЯЗАНЦЕВ, А. ОБЕЛЬНИЦНИЙ, кандидаты технических наукВ СЕГО: с : в iЕI т; Асах водителей зависит от возраста желающих получить водительские права. В Париже, например, действует такой тариф: для людей от 18 до 25 лет — 20003000 франков, от 26 до 39 лет — 24003500, свыше сорока лет — от 3500 до 6000. ФРАНЦИЯ. Разработано приспособление для повышения безопасности пассажиров на передних сиденьях автомобилей. Устройство связано с поперечиной позади бампера, которая при Ударе автомобиля о препятствие передает через тяги усилие на приспособление, а оно сдвигает сиденье в глубь салона. ФРГ. Йа автомагистралях ширина полос составляет 3,5—3,75 м. Исследования показали, что при ширине менее 3,5 мв условиях высокой интенсивности движения средние скорости грузовых автомобилей ниже на 7, а легковых — на 6 км/ч. ФРГ. Фирмы «Телефункен» и «Вош» в качестве средства против автокатастроф предлагают импульсный радиолокатор с большим радиусом действия. Как утверждают, он различает треугольный дорожный знак на расстоянии 60 метров, малолитражный автомобиль — за 250 и грузовик — за 300 метров. В систему входит мини-компьютер, который обрабатывает полученную информацию и включает звуковую и световую сигнализацию. ШВЕЙЦАРИЯ. Каждый год от бытовых и производственных травм в стране погибает в среднем 3000 человек, из них 1400 при дорожных происшествиях. ШВЕЦИЯ. Испытана новая конструкция шин, разработанная с целью уменьшить износ покрытия дорог. Эксперименты показали, что новые шины в этом смысле на 40% лучше обычных, однако после 8000 км пробега их тормозные качества снижаются. ЯПОНИЯ. Для предотвращения наездов на автомобили сзади предлагается устройство, контролирующее расстояние между машинами по силе света фар и включающее проблесковый сигнал в задней части автомобиля, когда другой сокращает дистанцию ниже допустимого предела.транспорта США. Случилась она 29 апреля 1975 года в городе Игл Пасс в Техасе. Тягач с двухсекционным полуприцепом-цистерной, в которой находился опасный груз — 18 тонн сжиженного пропанбутана, двигался по дороге за легковой машиной. Когда она внезапно замедлила ход, водитель автопоезда повернул влево, затем вправо и затормозил. Его действия обернулись катастрофой. Цистерна оторвалась от тягача, столкнулась с бетонным ограждением и лопнула посредине. Одна часть, превратившись в огненную ракету, отлетела на полкилометра и, попав в три жилых автоприцепа, сожгла их. Другая разломилась, на три огромных куска, которые gзабросало в стороны более чем на 200 м. результате убито 50 человек, 35 получили ожоги. ФИНЛЯНДИЯ. Рост интенсивности железнодорожного и автомобильного движения привел к увеличению ДТП на железнодорожных переездах. Ежегодно здесь регистрируется в среднем 200 аварий, при которых погибает 50 человек. ФРАНЦИЯ. Стоимость обучения на кур29