Размеры сопрягаемых деталей Деталь (вал) наименование Рычаги передней подвески (диаметр шеек под втулки) размер, мм3 8Сопрягаемая деталь (отверстие) наименование | размер, мм „о+ОДОО 38+0,032Зазор (+) или натяг (—) в соединении, мм мин. +0,035 макс. +0,082КЛУБ 'АВТОЛЮБИТЕЛЬ'„„ -0,025 Втулки рычагов — 0.0Е0 передней подвески (диаметр отверстия после запрессовки и обработки)Втулка рычага передней подвески иа_ наружная (Д метр наружный) Втулка рычага передней подвески внутренняя (диаметр наружный). . .+0,085 Передняя ось (диа44,5+0,060 метр отверстия под наружную втулку) .. .+0,085 Передняя ось (диа43.5+0,060 метр отверстия под внутреннюю втулку)44.5 '+0 05—0.010—0,08543,5 '+0 05—0,010—0.085значенное для шарового пальца, так, чтобы он был направлен в сторону шеек. Закрепите стержень болтом и гайкой. Проверьте параллельность стержня и оси шеек рычага. Затем посредством угольника со скругленным прямым углом и штангенциркуля определите расстояние от оси установочного болта до внешнего торца бобышки «б—в» (рис. 3) — у нового верхнего рычага оно равно 98± ±0,3 мм, а у нижнего — 108±0,3 мм. Размер «в» удобнее определить, если в резьбовое отверстие ввернуть шпильку и замерить расстояние от угольника до шпильки, а затем к полученной величине прибавить половину диаметра стержня шпильки. Погнутые рычаги необходимо заменять. Если есть нужный инструмент (индикаторный нутромер и микрометр или хотя бы штангенциркуль), измерьте диаметры рабочих шеек рычагов и сопряженных с ними втулок. Сопоставьте полученные результаты с номинальными ?азмерами, приведенными в таблице. рубо оценить износы можно, вставив рычаг на место, но- без торсиона — в этом случае зазоры при покачивании будут просто наглядными. Если на рабочих поверхностях шеек рычагов обнаружатся значительные местные выработки (обычно они бывают у края наружной шейки, вблизи галтели), не пытайтесь восстановить деталь наваркой или наплавкой. Такой ремонт, связанный с нагревом детали в ответственной зоне, может в дальнейшем привести к поломке и аварии. Изношенные рычаги и втулки лучше заменить новыми, но, к сожалению, не всегда их удается найти. Можно прошлифовать обе шейки рычага в один размер с минимальным снятием металла, достаточным лишь для устранения эллипсности. Но придется выточить из бронзы новые втулки, так чтобы их внутренний диаметр обеспечивал зазоры относительно шеек такие же, как у заводских деталей (см. таблицу). При изготовлении не забудьте, что на рабочих поверхностях втулок должны быть смазочные канавки. Выпрессовка изношенных втулок не представляет труда, если воспользоваться специальным съемником из комплекта ремонтной оснастки для «Запорожца», выпускаемого заводом автозапчастей. Чертеж съемника для самостоятельного изготовления можно найти в книге К. С. Фучаджи и Н. Н. Стрюка «Автомобиль ЗАЗ—968А «Запорожец» («Транспорт», 1978). Наилучшее качество ремонта получается, если расточить (или развернуть) втулки в окончательный размер после запрессовки на место так, чтобы обеспечить полную соосность их отверстий. Иначе посадка рычага происходит за счет неравномерного выбирания зазоров в сопряжении со втулками, что несколько ухудшит условия приработки. И наконец, о торсионах и сопряженных с ними болтах. Здесь дело ясное — все листы должны быть целы, сваренные торцевые части без трещин, лунки и входящие в них конусы болтов Не повреждены. Если это так и есть — детали годны для дальнейшей эксплуатации. В противном случае необходимы ремонт или замена. Можно собирать подвеску и отправляться в пробный выезд. Однако прежде, чем вы его совершите, вспомните о том, что не затрагивалось в сегодняшнем' разговоре, но повлияет на впечатление об автомобиле. Мы имеем в виду и состояние амортизаторов, и балансировку колес, и возможное биение колесных дисков, и состояние шин. Кроме того, у «Запорожца» есть одна особенность — регулируемые углы установки задних колес, от которых также зависит устойчивость прямолинейного движения. Не исключено, что и они потребуют проверки.Ох уж эти старые привычкиНемалая часть автомобилистов расстается со своими старыми «экипажами», отдавая предпочтение новым моделям. Для других и ныне приобретение видавшего виды «Москвича» или «Победы» становится первым, но вовсе не последним шагом в автолюбительстве. И в обоих случаях общение со старой машиной оставляет в человеке заметный след привычек и навыков, которые не всегда к месту проявляются, когда он пересаживается на новую. О самых ненужных из иих, порой неосознанных, но мешающих водителю нормально работать за рулем современного автомобиля, рассказывает А. С. САНДОМИРСКИЙ — инженер, водитель, в свое время ездивший на ГАЗ—А, «Москвиче—401», «Москвиче—407», а потом освоивший «Жигули». Каждый раз, садясь на новый для меня автомобиль, мне приходилось чему-то учиться заново, переучиваться. И не только машина в этом повинна. Немалую, если не сказать главную, роль играли условия езды. В 30-е годы на окраинной московской улице машины не часто беспокоили прохожих шумом скачущих по булыжнику колес. В 50-е в городе нам уже казалось тесновато, а 26 л. с. «Москвича—401» вполне хватало для поездок с семьей на юг. «Москвичи» среднего поколения, начиная с .407-го, внесли еще более ощутимый вклад в увеличение темпа движения. Сегодня в моем пенсионном возрасте ездить по Москве просто трудно. Даже на «Жигулях». Но уж если ездить, то так, как этого требует время, — уверенно, четко, понятно для всех окружающих тебя в транспортном потоке. Наверное, я не написал бы эту статью, если бы не недавний случай. Мой старый знакомый, долгое время эксплуатировавший «Москвич—402», приобрел ВАЗ—2103. Опытный водитель, наездивший на первой машине более 100 тысяч километров, он весьма лестно отзывался о новой и предложил мне послушать ее на ходу, а попутно подбросить меня к дому. Говорят, что водитель, сидя на пассажирском сиденье, чувствует себя неуютно. Бывает. Но я, выходя из этой машины, чувствовал себя просто скверно, если это определение может хоть немного охарактеризовать совместные признаки морской болезни и раздражения. И причина здесь крайне проста — все, что мой знакомый освоил в стиле вождения маломощного автомобиля с трехступенчатой коробкой передач, он без всякихРис. 3. Так определяется контрольный размер «б минус в» у верхнего и нижнего рычагов.Рис. 2. У исправной подвески плоскости торцев «А» параллельны между собой ирас положены вертикально, если трубы 1 установлены горизонтально.