Книжная полкаПО ТУ СТОРОНУТрассы, которые мы выбираемКниги по автомобильному спорту не залеживаются на прилавках. Интерес к ним сегодня достаточно велик. Даже такие специальные работы, как «Подготовка автомобильных двигателей к соревнованиям» Э. Сингуринди, не говоря уж об очерковой «Москвичи на «москвичах» Ю. Клеманова, быстро становятся библиографической редкостью. По-прежнему главная роль в выпуске книг по автомобильному спорту принадлежит издательству ДОСААФ. Среди его последних издании — обстоятельная и глубокая работа А. Сабинина «Автодромы и специальные трассы». Тема книги — выбор и строительство трасс для кольцевых гонок, ралли, кроссов, многоборья — напрямую связана с вопросами безопасности в автомобильном спорте, приобретающими с ростом скоростей первостепенное значение. Существующие разноречивые суждения относительно оборудования трасс, первые международные рекомендации ФИА, параметры лучших мировых и отечественных трасс подвергнуты А. Сабининым серьезному анализу, и на его основе предложены выводы, полезность которых трудно преувеличить. На 160 страницах книги читатель найдет не только классификацию трасс, их оценку, требования безопасности. Автор выдвигает также разработанные им предложения по выбору конфигурации трасс, в частности для зимних гонок, рекомендации, исходящие из необходимости создать трассу практически без участков резкого торможения. А. Сабинин знакомит нас ис интересными трассами для слалома, которые могут быть использованы при проведении массовых соревнований в первичных организациях ДОСААФ. Скудость данных, имевшихся на этот счет, сдерживала развитие соревнований такого рода; теперь их организаторы получили желанную информацию. Можно, конечно, посетовать, что в книге маловато вариантов трасс для слалома, что в- ней почти ничего нет о трассах для картинга и ралли-кросса. Но, как говорится, лиха беда начало. • Важно, в конце концов, не то, чего нет, а то, что есть в книге, являющейся у нас первым специальным изданием по спортивным трассам. С. МАРЬИНАнализ или нажим?Приносит ли пользу ограничение максимальных скоростей на автомобильных дорогах? Вопрос, вроде бы, ясен. И все-таки дискуссии на эту тему не кончаются. Говорят, в спорах рождается истина, и любые научно обоснованные соображения, конечно, заслуживают внимания, помогают найти оптимальные решения. Но можно ли принимать всерьез, скажем, рассуждения о том, что лимиты скоростей ограничивают личную свободу граждан? Между тем дело порой принимает именно такой оборот. В конце прошлого года правительство ФРГ отменило закон об ограничении скоростей движения на автомагистралях. Вот что написала по этому поводу французская «Юманите». Наши соседи — немцы ФРГ — недавно отказались от каких-либо ограничений скорости на всех своих автомагистралях. Отныне остаются лишь рекомендации водителям не превышать 130 км/ч. Решение это, как заявлено, опирается на серьезные исследования, анкетные данные. В них сравнивалась обстановка на восьми участках дорог, где скорости ограничивались, с восемью другими, где такие режимы не вводились. На первых за два года погиб 731 человек, на «свободных» — 826. Видимо, эти результаты не произвели впечатления. Правда, анкета не была ограничена подсчетом числа жертв, авторы ее пытались установить и стоимость потерь времени изза ограничения скоростей. Но подсчет этот носил весьма приблизительный характер, а итоги его так и не были объявлены. «Юманите» считает, что мотивы, заставившие правительство ФРГ принять это решение, были совсем иного происхождения. Оно явно уступило нажиму производителей автомобилей. Последние утверждают, что ограничение скорости до 180 км/ч якобы неизбежно приведет к ухудшению качества автомобилей, поскольку большая часть выпускаемых моделей создана для быстрой езды, и в результате немецкий автомобиль потеряет свое техническое превосходство. В этом, видимо, и кроется главная причина отказа от лимита скоростей. Техническое превосходство (читай — миллиардные прибыли автомобильных концернов) — вот что побуждает пренебречь мерами, сохраняющими сотни, тысячи человеческих жизней. Давно доказано; — пишет «Юманите», — чем выше скорость автомобиля в момент столкновения, тем более разрушительное действие оказывает ее резкое падение на организм человека, и, конечно, маньяков скорости надо остановить. Но что значат эти доводы перед лицом всемогущего бога прибыли. Л. ПАШКИНПо письму приняты мерыЧитатель М. Кулигин из пос. Семиозерье Ленинградской области сообщил в редакцию о непорядках, с которыми он столкнулся при ремонте своего автомобиля ВАЗ—21011 на выборгской СТО № 9. Письмо было направлено в Главленавтотранс. Вот что ответил нам начальник УРПС главка Ю. Репин; «Сведения, изложенные в жалобе М. Кулигина, проверяла компетентная комиссия. Она установила, что аварийный автомобиль был принят в ремонт начальником СТО П. Светцовым необоснованно, поскольку необходимых запчастей для восстановления и укомплектования машины на станции не было. Также допустил неточности мастер А. Миронов, определяющий объем работ: в заказ-наряд были вписаны детали, установка которых не требовалась. По результатам работы комиссии за волокиту с ремонтом, разукомплектование автомобиля и нарушение правил предоставления услуг начальник, выборгской СТО № 9 П. Светцов снят с должности. На остальных лиц, ответственных за своевременный ремонт и обслуживание автомобилей, наложены взыскания. Объем работ, вписанный в заказ-наряд без согласования с заказчиком, снят с плана станции. Деньги, взятые за его выполнение, клиенту возвращены».0 неудовлетворительной организации торговли автомобилями на станции «Красная Пресня—Товарная» (Москва, Силикатный пр., 12) от магазина «Автомобили» сообщалось в письме читателя И. Раткевича. Редакция направила его в главное управление торговли Мосгорисполкома. Как сообщил редакции начальник контрольно-инспекторского отдела управления В. Киреев, по жалобе покупателя проведена проверка работы товарнойстанции. Факты, изложенные в письме, имели место. Приказом по магазину «Автомобили» механику П. Шитикову за плохое обслуживание покупателей объявлен выговор с лишением премиальной доплаты за месяц. За недостаточный контроль и другие упущения привлечен к дисциплинарной ответственности заместителе заведующего секцией И. Ржанов. Отпуск автомобилей покупателям со станции «Красная Пресня—Товарная» запрещен.На1-й страницеобложки— фото В. Князева.Главный редактор И. И. АДАБАШЕВ Редакционная коллегия: Л. Л. АФАНАСЬЕВ, Г. М. АФРЕМОВ, А. Г. БАБЫШЕВ, П. Ф. БАДЕНКОВ, И. М. ГОБЕРМАН, С. Н. ЗАЙЧИКОВ, Г. А. ЗИНГЕР, В. П. КОЛОМНИКОВ, А. Е. КУНИЛОВ, Н. И. ЛЕТЧФОРД, Б. П. ЛОГИНОВ, В. В. ЛУКЬЯНОВ, Д. В. ЛЯЛИН, Б. Е. МАНДРУС [отв. секретарь), В. Л. МЕЛЬНИКОВ, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, С. В. САБОДАХО, М. Г. ТИЛЕВИЧ (зам. главного редактора), А. М. ХЛЕБНИКОВ, К. Н. ХОДАРЕВ, Л. М. ШУГУРОВ, Л. А. ЯКОВЛЕВ Зав. отделом оформления Н. П. Бурлака. Художественный редактор В. П. МакаровКорректор М. И. Дунаевская Адрес редакции: 103092, Москва, К-92, Сретенка, 26/1. Телефоны: 207-19-42, 207-16-30. Сдано в произвол. 2.1.1979 г. Подписано в печать 29.01.1979 г. Тираж 3 200 000 Рукописи не возвращаются. Бум. 60X90'/», 2 бум. л. = 4 п. л. Цена 80 коп. Зак. 2314. Г-22639. 3-я типография Воениздата Издательство ДОСААФ, Москва ©«За рулем», 1979 г.