Его справедливо считают одним из самых ответственных, чреватых опасностями маневров на дороге. Поэтому, прежде чем решиться, необходимо ответить самому себе на вопрос: а можно ли обгонять? Во многих случаях это запрещено Правилами. Но Правила не могут предусмотреть все многообразие ситуаций. Не рискуйте. Каждый раз необходимо проанализировать конкретную обстановку на дороге, одновременно прогнозируя наиболее вероятное ее развитие. Типичный пример. Перед грузовиком, который вы решили обогнать, на расстоянии нескольких десятков метров едет велосипедист. Надо полагать, когда вы приблизитесь к грузовику, его водитель, даже если он и видел ваши предупреждающие сигналы, сместится влево, чтобы объехать велосипедиста. Какое же решение будет правильным? Конечно, подождать с обгоном, пока дорога перед грузовиком не освободится. Следует также отказаться от обгона, если невелика разность скоростей вашего автомобиля и транспортного средства, движущегося впереди, потому что для выполнения маневра понадобится слишком большой участок дороги. Итак, не обгоняйте опрометчиво, этот маневр требует внимания, умения предвидеть все, что может произойти во время обгона, прежде всего в поведении других участников движения. При каких же условиях обгон будет безопасным? Во-первых, должна быть достаточной ширина проезжей части. Во время обгона мотоциклистов, велосипедистов, пешеходов «зазор» между вашей машиной и обгоняемым должен составлять не меньше метра. Велосипедисты, например, редко едут по прямой, они часто оглядываются и непроизвольно меняют курс. Водитель мотоцикла, заметив какую-нибудь выбоину на дороге, может внезапно вильнуть влево. Вот почему, обгоняя мотоциклистов и велосипедистов, надо держаться от них как можно дальше. Правила не определяют минимального интервала между вашим и обгоняемым автомобилем. Опыт показывает, что он должен быть не меньше 0,5 м. Однако, если мы обгоняем автомобиль с прицепом, интервал надо увеличить. Ведь прицеп заметно отклоняется от направления движения автомобиля-тягача. Вне населенных пунктов заранее предупреждайте о своем намерении обогнать водителя идущего впереди автомобиля звуковым сигналом или светом фар. Последний способ особо рекомендуем для предупреждения водителей грузовиков и автобусов, не всегда слышащих звуковой сигнал. Прежде чем начать обгон, убедитесь, что ваше намерение понято другим водителем. Свидетельством может быть, например, его смещение вправо, включение правого указателя поворота. ЕслиЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАОБГОНже его поведение противоречит правилам (например, он резко увеличивает скорость), откажитесь от обгона. Следующим важным условием безопасного обгона является хороший обзор дороги. В большей части загородные дороги не очень широки, и обгон здесь, как правило, связан с выездом на полосу встречного движения. Начинайте это заблаговременно, уже в процессе сближения с автомобилем, который хотите обогнать. Неправильно и опасно «выскакивать» на левую сторону в непосредственной близости от идущего впереди автомобиля. Это затрудняет его водителю наблюдение за вами, а вам самому резко ограничивает обзор. Зато, когда вы сближаетесь с расстояния в несколько десятков метров, вас легче заметить, и вы имеете больше времени на оценку обстановки. Ведь надо убедиться в том, что дорога достаточно широка для безопасного проезда мимо обгоняемого автомобиля, что она хорошо просматривается и свободна на таком расстоянии, которое гарантирует отсутствие помех как для движущихся навстречу, так и для обгоняемого. Наконец, надо иметь уверенность, что водитель идущего впереди автомобиля правильно отреагировал на предупредительные сигналы. Заблаговременный выезд (разумеется, на свободной дороге) на левую сторону имеет еще то преимущество, что, заметив какие-нибудь Ьрепятствия, вы легко вернетесь и, отказавшись от обгона, избежите резких, поспешных маневров. В ночное время, приближаясь к идущему впереди автомобилю, перейдите на ближний свет, так как дальний вызывает ослепление водителя через зеркало заднего вида. Включайте его вновь, лишь поровнявшись с обгоняемым. Обгоняя, сохраняйте безопасную дистанцию между автомобилями, но не приближайтесь к обочине, особенно если она рыхлая, неровная или скользкая. Используйте все возможности двигателя, чтобы обгон занял возможно более короткий путь. В городе вы обгоняете обычно на своей половине дороги. При выезде на соседнюю полосу движения пропустите движущиеся по ней автомобили. Послетого как вы на возможно высокой скорости совершили обгон, возвращайтесь на правую полосу, следя, однако, за тем, чтобы не преградить путь другим. Не забывайте наблюдать за прохожими, которые, находясь поблизости от дороги, могут вдруг выйти на проезжую часть. Будьте готовы к тому, что из-за какогонибудь недисциплинированного пешехода идущий впереди автомобиль может совершить внезапный маневр. Последняя стадия обгона — возвращение на прежнюю полосу движения — может грозить заносом, если вы станете делать это чересчур резко. Не возвращайтесь на правую часть дороги тотчас после обгона — иначе можете преградить путь тому, кто остался сзади. Расстояние контролируйте при помощи зеркала заднего вида. Конечно, о намерении сменить направление движения предупреждайте указателем поворота. Одной из самых распространенных и очень опасных ошибок является неверная оценка пути обгона, а также неправильный выбор момента его окончания. Допустим, что обгоняющий и обгоняемый легковой и грузовой автомобили едут с максимально допустимыми скоростями — 90 и 70 км/ч соответственно. Тогда путь обгона составит около 300 метров. На преодоление этого расстояния потребуется примерно 10 секунд. А за это время автомобиль, движущийся навстречу, приблизится на несколько сот метров. Следовательно, чтобы обгон был безопасным, дорога должна быть свободной хотя бы на полкилометра. Это такое расстояние, на котором маленький легковой автомобиль едва виден. Вот насколько далеко надо смотреть! И необходимо отказываться от обгона, если на этом расстоянии появилось встречное транспортное средство. Из этого примера следует, что более сдержанные водители, которые не ездят с максимальной скоростью (и правильно!), должны решаться на обгон только в исключительных случаях, когда разность скоростей обгоняющего и обгоняемого будет достаточно велика. В противном случае путь обгона так возрастет, что маневр станет рискованным. Кроме Правил существует и несколько хороших обычаев. К ним относятся сигналы водителя обгоняемого автомобиля указателями поворота. Правым: «Можно обгонять, препятствий не вижу». Левым: «Не обгоняйте, по некоторым причинам этого делать нельзя». Однако помните, что эти сигналы всего лишь дополнительная информация, а за безопасность во время совершения обгона целиком и полностью отвечаете вы. Любая дополнительная информация не освобождает обгоняющего от обязанности самому тщательно оценивать обстановку на дороге и быть максимально осторожным. По материалам зарубежной печатиПо письму приняты мерыЧитательница Г. Александрова из Кишинева написала в редакцию о грубом поведении водителя автобуса житомирского автотранспортного предприятия В. Степаненко. По нашей просьбе жалоба рассмотрена житомирским облавтоуправлением совместно с руководством автопредприятия. Факты подтвердились. Начальник управления Л. Колбасенко сообщил, что за нарушение «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в УССР» приказом по автопредприятию В. Степаненко объявлен выговор. С целью исключения подобных случаев впредь письмо обсуждено на общем собрании водителей автобусов междугородных сообщений. Руководству предприятия указано на необходимость улучшить воспитательную работу с водителями и предложено дополнительно изучить с ними «Правила перевозок пассажиров».25