СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАМЕТАНОЛ ВМЕСТО БЕНЗИНАГруппа автолюбителей из Казани обратилась с просьбой разъяснить, что препятствует использованию метанола в качестве топлива. Вопрос связан с тем, что в отдельных сообщениях в печати его называют вероятным заменителем высокооктанового бензина и приводят ссылки на эксперименты фирмы «Фольксваген».Метанол, метиловый спирт, или, как его еще называют, древесный спирт, в качестве топлива применялся давно, правда, в ограниченной сфере — на гоночных автомобилях и мотоциклах. Одно из его достоинств — высокая антидетонационная стойкость (мотоциклы ЯВА для спидвея и гонок по льду работают на чистом метаноле при степени сжатия 14). Во время испарения метанол поглощает в три с лишним раза больше тепла, чем бензин. Поэтому высокофорсированный двигатель благодаря метиловому спирту получает как бы дополнительное, «внутреннее» охлаждение. Обычный же мотор дорожного автомобиля или мотоцикла может вместо высокооктанового бензина без вредных последствий работать на смеси низкооктанового топлива с метиловым спиртом. Переходом с бензина на чистый метанол (с соответствующими изменениями регулировок карбюратора и зажигания) можно поднять мощность двигателя на 20—25%. Такой способ форсировки нашел распространение на рекордно-гоночных автомобилях и мотоциклах, а также, как уже сказано, на мотоциклах для трековых гонок. В подавляющем большинстве других видов автомотоспорта применение спиртового топлива запрещено. Метиловый спирт при сгорании практически не оставляет в цилиндрах нагара, но на этом и заканчиваются его положительные свойства. Из-за высокой скрытой теплоты испарения пуск двигателя на метиловом топливе затруднен, особенно зимой. Любители спорта знают, что в перерывах между заездами механики «греют» моторы на мотоциклах для гонок по льду. Метанолу (в какой-то степени и его смеси с бензином) свойствен и другой недостаток. У него вдвое меньшая по сравнению с бензином теплотворная способность. В результате двигатель, работающий на метиловом спирте, расходует почти вдвое больше горючего. Любопытный пример: на чемпионате СССР по кольцевым мотогонкам 1953 года — тогда разрешалось применение спиртового топлива — расход его у мотоцикла-одиночки 3 М—76 класса 750 см составлял 10,3 л/100 км при работе на бензине и 25,6 л/100 км на метаноле! Кроме того, метиловый спирт жадно поглощает влагу. Серьезным препятствием к распространению метанола в качестве автомобильного топлива служит его ядовитость. Отравление происходит не только при попадании этой жидкости внутрь организма, но и от вдыхания паров и проникновения через кожу. Тем не менее фирма «Фольксваген» ведет эксперименты по изучению свойств бензинометанольных топливных смесей. Первые результаты опытов заинтересовали предпринимателей, и, по сообщениям шведской печати, в этой скандинавской стране, не имеющей природных запасов нефти, выдвинут проект сооружения завода по производству метанола. Однако пока вопрос об использовании метанола как топлива не выходит за рамки экспериментов и предположений.ПРОВОЛОЧКА ПОЛАГАЕТСЯ«Приобрел в магазине датчик указателя давления масла ММ-393А, который используется на автомобилях ВАЗ - 2 103иВАЗ - 2 1 Об, — пишет в редакцию А. Спрогис из Вентспилса. — В отверстии, через которое масло поступает в датчик, я заметил кусочек медной проволоки и удалил его, посчитав, что это результат небрежности при сборне. Но в старом датчике оказалась такая же проволочка. Хотелось бы знать: нужна ли она или наличие проволочек — простое совпадение?»Как сообщили редакции на Волжском автозаводе, медная проволочка в датчике давления масла ММ-393А нужна. Она служит для поддержания правильного режима его работы.ДЛЯ ВАЗ-2106 « Т ЕШЛ » НЕ НУЖЕНЧитатели Ю. Чешно из Люберец и ленинградец Л . Саравайский просят разъяснить, почему на сервисных предприятиях объединения «АвтоВАЗ» отказались обработать ,днища их «жигулей—1600» антикоррозионным составом «Тектил».НОМЕРА НА КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ«На картере коробки передач моего «Москвича—412» я обнаружил несколько групп цифр. Причем среди406-1701202-6них есть и «412» и «408». Что они означают?» С таким вопросом обратился к нам автолюбитель Н. Петренко из Смоленска.Как сообщили редакции в «АвтоВАЗтехобслуживании», днища автомобилей ВАЗ—2106 обрабатываются на заводе пластизольной мастикой Д-11 А. По сравнению с мастикой ВПМ-1, наносимой на днища автомобилей ВАЗ других моделей, она обладает лучшими эксплуатационными свойствами, хорошо защищает металл от коррозии, служит как противошумный материал. Кроме того, пластизольная мастика не требует дополни* тельной обработки. В состав «Тектила» и «Мовиля» входят компоненты, вызывающие размягчение и отслоение пластизольного покрытия от днища автомобиля. Вот почему владельцам ВАЗ—2106 было отказано в выполнении заявленной работы.т-тювN'модем]ТЙорядкобшй И' \ ГоЗ балуетМногие детали в коробке передач «Москвича—412» имеют заводской номер, начинающийся с «408», хотя, надо заметить, это не означает, что они взаимозаменяемы с аналогичными деталями «Москвича—408». На коробке передач должны быть три группы цифр (см. рисунок). Две — на удлинителе и на картере — выполнены выпуклым шрифтом при отливке деталей. Это заводские номера. Третья группа — обозначение модели коробки, ее порядковый номер и год выпуска. До ноября 1968 года эти данные выбивались на картере, позднее их начали ставить на удлинителе.ИЯ173Читатель К. Иванов из Челябинска просит рассказать, можно ли шины модели ИЯ-173 (размер 155R13) устанавливать на «жигули».РЕЛЕ «ПЛАНЕТЫ-СПОРЬ«Просим опубликовать схему реле указателей поворота, применяемую на мотоцикле «ЙЖ —Планета-спорт», поскольку ее нет в инструкции». С таким пожеланием обратились в редакцию мотолюбители В. Верещако из Донецкой области, К. Николаев из Перми и другие.(рис. 1) и для справок — цоколевку транзисторов (рис. 2).Рис. 1. Электрическая схема реле ИЖ РП-2С: резисторы R1 — R7 типа ВС; R8, R9 — типа МЯТ; конденсаторы С1 и С2 типа К50-3; величины напряжений могут отличаться от указанных на схеме на ± 2 0 % ; R4 — подбирают при регулировании; приборы, обведенные пунктиром, установлены на мотоцикле.Как сообщили редакции специалисты, радиальные шины ИЯ-173 рассчитаны на 13-дюймовые колеса с посадочной шириной обода 4.5J (114 мм). Их можно использовать на «жигулях» моделей ВАЗ—2101 и ВАЗ—21011. При этом давление воздуха в шинах передних колес должно быть 1,7 кгс/см2, задних — 1,9 кгс/см2. Устанавливать шины ИЯ-173 на более узкие колеса «москвичей—408» выпуска до 1970 года и «запорожцев» (посадочная ширина обода 102 мм) недопустимо.«ЗА РУЛЕМ» ОБ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯХ«Меня интересует все, что связано с электромобилями, — пишет С. Харьков из поселка Комсомольсний Тюменской области. — Сообщите, пожалуйста, в каких номерах «За рулем» выступал на эту тему».Представляем схемуреле ИЖ РП-2С12ВРис. 2. Цоколевка транзисто-I ров: 1 - ГТ403Б, 2 - КТ315Б, .... J I3 - П216Б; Б - база; К J 1—j-j коллектор; Э — эмиттер. IалВ 1Д_В«Статьи, характеризующие нынешнее положение дел с электромобилями и перспективы их развития, были опубликованы в № 12 за 1972 г. на стр. 21, в № 5 за 1974 г. на стр. 14 ив № 11 за 1975 г. на стр. 21. Кроме того, материалы по отдельным опытным электромобилям, построенным в нашей стране, можно найти в J* 6 за 1973 г. на стр. 5, № 2 за 1976 г. на стр. 11, в Л1 за 1977 г. на стр. 39, в № 11 за 1977 г. на стр. 9.31