изменений перенес в управление автомобилем, обладающим вдвое более высокими динамическими и тормозными качествами. В итоге, машина дергалась при троганье, ее лихорадило при переключении передач, а останавливалась она не иначе как в аварийном режиме. За сравнительно короткую городскую поездку я не раз поблагодарил судьбу за доброе отношение ко мне, но выйти на полпути было неловко. Чужие ошибки всегда заметнее собственных. Но я вспомнил и свой опыт, когда учился ездить на все более скоростных автомобилях. Возможно, он будет полезен тем, кто по какой-либо причине окажется в аналогичной ситуации. Сегодняшние автомобильные поездки утратили былой прогулочный оттенок. Нынче это работа. Без всяких скидок на то, что едешь на собственной машине и по собственным делам. Беспокойная, я бы даже сказал, нервная работа, сопряженная с определенным риском. Вот лишь краткий пример из московской статистики: за неполный 1978 год более 600 погибших и несколько тысяч раненых в уличных ДТП. Избежать личного участия в' этом списке — значит самым серьезным образом относиться к каждой, даже короткой поездке. Я не берусь доказать, что старых автомобилей среди попавших в ДТП больше. Их просто физически меньше. Но водителей новых машин со старыми привычками — безусловно. Улучшаются конструкции дорог, улиц и их обустройство. Автомобили становятся комфортабельнее, надежнее,. безопаснее, с лучшей обзорностью и большей способностью подстраиваться под тот или иной ритм движения. Сравним, к примеру, технические характеристики того же «Москвича—402» и ВАЗ—2103. В инструкции к первому записано, что максимальная скорость равна 105 км/ч, и нас не интересовало,, за какое время он ее наберет. А у второго приводится время разгона с места До 100 км/ч: с полной нагрузкой — 19 с, с водителем и одним пассажиром — 17 с. Не зря ведь сегодня говорится об этом! А обзорность? Что было видно через задние окна «побед» и старых «москвичей»? И, тем не менее, нас это устраивало. Трогались неспеша, обстоятельно, с полной уверенностью, что никому не помешаем, в крайнем случае объедут, благо места много. Сегодня полностью остекленного салона, внутреннего и наружного зеркал заднего вида едва хватает, чтобы вовремя принять правильное решение о маневре. Посмотрите старые требования к тормозам в тех же инструкциях: 30 км/ч погасить до 0 за 6 метров. И этого хватало. В современной характеристике начальная скорость замедления 80 км/ч и путь не более 38 метров. Те же практически массы автомобилей — разница при полной нагрузке лишь в 15 кг, только начальная величина энергии, которой оперирует нынешний водитель, выросла в несколько раз (в формуле кинетической энергии скорость учитывается в квадрате). Изменилась и конструкция механизма, посредством которого останавливается автомобиль. Сейчас даже при полном торможении ногу не сводит от нагрузки, как бывало прежде. А что же происходит с водителем старой машины? Изменяется он со временем? Безусловно. И чем дольше он не расстается с ней, тем больше укореняются в нем привычки, мешающие при езде на современной модели. То же троганье с места. Если дело происходит на перекрестке под зеленый сигнал, то раздумывать, как прежде, сейчас некогa — задние ряды тоже хотят уехать. ели это отъезд от тротуара, то приходится встраиваться в уже движущийся поток. Конечно, нельзя отъезжать так, чтобы три ряда машин шарахнулись от тебя в сторону, но и «отчаливать» от тротуара, заставляя других тормозить и объезжать тебя, тоже не резон. Увы, здесь у многих старых водителей сказывается привычка к малым оборотам — преяшие моторы имели, как максимум, те обороты, на которых у сегодняшних только крутящий момент наивыгоднейший. И смотришь, при троганье «жигулей» тяги не хватило, нога привычно поддала «полпедали», и тяги уже столько, что «стартовая судорога» сменяется «галопом», но лишь на мгновенье. Едва тронувшись — уже вторая передача (чтобы двигатель слишком не шумел),Sнабрал 40 км/ч — прямая. В принципе можно ехать и так, но это опасно. В таком состоянии автомобиль уподобляется человеку со связанными ногами: в одиночку в поле может передвигаться, но в толпе его затолкают или он сам упадет. У машины «ноги» тоже должны быть свободны. Тем более что, по существу, они — продолжение наших собственных ног, и лучше, если в них достаточный запас энергии, а распоряжаться им нужно по обстоятельствам. Сегодня мы «ходим в толпе». Не то, что в былые времена, когда всем хватало места, не нужно было протискиваться, извиняясь и прося разрешения. В первое послевоенное десятилетие на «москвичах» даже указателей поворота не было. Ездили и привыкали махать в окно рукой, приоткрывать дверку, а то и вовсе без всяких сигналов отваживались на маневр. Сообщали едущим сзади только о торможении, да и то более чем скромным фонариком. Случались и ошибки, и печальные последствия. Но их масштабы измерялись, как правило, двумя помятыми машинами. Сейчас такая ошибка стоит во много 8аз дороже, но привычка, увы, осталась. не однажды за день столкнешься с ошеломляющей простотой иного водителя, по привычке перестраивающегося из крайнего правого в крайний левый ряд без всякого предупредительного сигнала. Так ездить можно, только не задумываясь о будущем, как о своем, так ио чужом. А реальные условия требуют от нас сначала посвятить в свои планы окружающих. И сигналов для этого у современного автомобиля достаточно — и спереди, и. сзади, и по бокам. Не в последний момент, как крик о помощи, должны включаться они, а заблаговременно, чтобы без лишней суеты, без насилия Над собой и другими участниками движения совершались' повороты и перестроения. Кстати, «силовые приемы» вождения, освоенные на старых машинах с 15- или 16-дюймовыми колесами, барабанными тормозами, с застывающей на холоде тормозной жидкостью и однокамерными карбюраторами, позволявшими открыть полный дроссель без резкого ускорения, сегодня тоже категорически не годятся. Не только требования безопасности, но и элементарные экономические соображения диктуют деликатное обращение с органами управления современной машины. От бессмысленной дерготни то «газом», то тормозом изнашивается весь автомобиль, и если, пересаживаясь на новую машину, не избавиться от привычки вкладывать в эти педали прежнюю энергию, то вскоре у вас должна будет появиться привычка постоянно вкладывать деньги в ее ремонт. Приглядитесь, какое количество «жигулей» н «москвичей» ездят с разбитыми багажниками — прямым следствием застарелых и непригодных приемов вождения. Для человека, долгое время привыкавшего К ощущениям от движения старого автомобиля, в пересадке на последний «Москвич» или «Жигули» любой модели существует еще одна опасность, скрытая в комфорте и несколько притуплённом чувстве скорости. Раньше ощущение ее складывалось из частого мелькания в небольших окнах отгороженного автомобильного мирка предметов придорожного быта, шума агрегатов и колес. Благодаря большому остеклению в новых машинах и хорошей звукоизоляции мы активно присутствуем в той среде, где движется наш автомобиль, и не так остро воспринимаем свое перемещение в пространстве. Известная доля наших впечатлений о скорости, особенно на поворотах, зависит и от конструкции подвески. У прежних моделей центр крена расположен высоко, и естественный наклон кузова на повороте служил нам некоторым предостережением от излишней резвости. У «жигулей» центр крена очень низок, и привычное ожидание наклона кузова на повороте многих старых водителей привело к неприятностям, если не сказать сильнее. Возгласы об «опасности» этого автомобиля и даже требования... ухудшить его конструкцию утихли совсем недавно, но привычки оценивать поведение машины на дороге, приобретенные раньше, еще живут и станут, очевидно, рождаться ив будущем. Процесс это естественный. Но, пересаживаясь на новую машину, от них нужно избавляться.i«БУРАН» 1979 ГОДАСерийное производство снегоходов рыбинское Производственное объединение моторостроения начало восемь лет назад. За это время с конвейера сошло около 25 тысяч машин «Буран» («За рулем», 1974, № 11). Новое транспортное средство быстро получило признание среди охотников, оленеводов, геологов, связистов. Сегодня наши снегоходы работают в Антарктиде и на Шпицбергене,. на Чукотке й Таймыре, на строительстве БАМа, на ледниках Памира. Среди многочисленных откликов потребителей, Поступивших к нам, выделю два. Представитель Всесоюзного научно-исследовательского института охоты и звероводства в г. Кирове М. Воробьева пишет: «Появление этих машин и их использование в охотничьем промысле сравнимо с появлением тракторов в сельском хозяйстве, так как приводит к аналогичным социальным, организационным и экономическим последствиям... Проводимый нами эксперимент показывает, что, используя снегоход «Буран», можно повысить производительность труда охотников до 500% на промысле копытных, до 300% на промысле песца, бобра, соболя и других важных видов пушных зверей». А вот мнение охотника В. Макридина из г. Нарьян-Мара: «На собаках можно проехать 25—30 километров от силы и возвратиться. Если они пройдут 60 километров за сутки, то два дня должны отдыхать. «Буран» же проходит — я сам проезжал — по 170 километров в сутки». Там, где эксплуатируются «бураны», как правило, нет ни станций обслуживания, ни магазинов, которые торговали бы запчастями, ни заправочных станций, ни мастерских, а порой ближайшее жилье находится на расстоянии Сотни километров. Понятно, что надежность снегохода в этих условиях — вопрос номер один. У машин первых выпусков проявилось довольно много «детских болезней»: бывало, разрушалась ходовая часть, порой выходили из строя узлы двигателя и трансмиссии. Коллектив объединения настойчиво вел работы в направлении повышения надежности и эксплуатационных характеристик машины. Тщательно проанализировав пожелания и замечания потребителей, мы и змениликонструкциюмногих узлов и деталей. К роме этого, внедрили целый комплекс технологических иметаллурги ­ ческих мер , к оторые значительно повы ­ сили качество, и прежде всего надеж ­ ность снегохода . Часть нововведений уже освоена впроизводстве , остальные намечено внедрить в течение первого квартала. «Буран» о бразца 1979 года отличается от машинпервой партии не только «внутренним содержанием » , но и внешне. П ересмотренаконструкциязаборных вентиляционных решеток , что улучшило облик машины и, главное,, работу си ­ стемы охлаждения двигателя. Ветровое стекло по конфигурации осталось преж ­ н им , но теперь будет изготавливаться из небьющегося поликарбоната (было орга ­ ническим). П режде случалось, что приопрокидывании — дело для снегоходанередкоеприезде по резкопересечен ­ ной местности — стекло разбивалось. И змененаконструкция сиденья — теперь нет съемнойспинки , к отораядо ­ вольно часто терялась. А ккумуляторная батарея перенесена вмоторный отсек, что улучшило ее температурныйрежим , а подсиденьем стало просторнее . Задний фонарь расположен выше, это со ­ кращает вероятность егоповрежденияв лесу. Пр.именены новое сцепноеустрой ­ ство и новые брызговики . Но основныеизменения произошли, как ужеговорилось , внутри машины . Начнем с двигателя. П олностьюобнов ­ лена система питания. П режде всего, взамен беспоплавкового мембранного карбюратора РМЗ—385 взят карбюратор К62Ж мотоциклетного типа с центральной поплавковойкамерой . Это значительно снизило расход топлива, о собен ­ но при частичных нагрузках двигателя. Сейчас эксплуатационный расход егоу «Бурана» составляет 26 л/100 км , в то времякакумашин первых выпусковон достигал 30 л/100 км . П режде бывали трудностиспуском двигателя, о собенно при низкойтемпе ­ ратуре окружающего воздуха, так каквбензобаке из-за резкихи частых пере ­падов температуры выпадал конденсат. Д ля повышения надежности системы пи ­ тания мы ввели фильтр взаправочнойгорловине топливного бака, установили всамом баке более совершенный фильтр перед приемным бензопроводом, а ря ­ д омсбаком разместили фильтр-отстойник спрозрачным стаканом. К ромето ­ го, теперь между двигателем ибаком есть теплоизоляционная перегородка, к оторая позволяет избегать временныхперегревов стенки бензобака . С целью облегчить заполнение системы питания топливом введена подкачивающаягру ­ ша. М ы перешли также на вакуумный бензонасос от подвесных лодочныхмо ­ торов и ввели для всех соединений бен ­ з опроводов ( п розрачных , как ипрежде ) зажимные хомуты. Усовершенствования коснулись иси ­ стемы зажигания . Хотя она по - п режне ­ му является контактной , э нергия заряда искры увеличена в 2,5 раза, что сделало надежнееи пуск и работу двигателя. Все возрастающие требования по ог ­ р аничениюшумности обязали нас внедрить новый глушитель сулучшенными характеристиками. С этой же целью ка ­ пот моторного отсека оклеен пороло ­ н ом . В результате уровень шума на «Буране» 1979 года снижен до 88 децибел против 93 у машин первых выпусков. Д овольно большие улучшения введены в трансмиссии. Что касается ремен ­ ного вариатора, то внем изменились практически все детали. В частности, е гошкивы теперь отливаются под давление м из алюминиевого сплава, н есколько удлинен (с 1080 до 1120 мм ) р емень , п еренесен на другуюсторону диск тор ­ м оза , но, что самое важное , полностьюи зменен один из основных узлов автом атического вариатора — е гоцентро ­ б ежныйрегулятор . Возросли не только надежность, быстрота срабатывания. Теперь конструкциярегулятора позволяет в зависимости от условий эксплуатации менять его характеристику подбором профилированных грузиков . Перечисленные изменения улучшили тяговую характеристику снегохода в тяж елых условиях при повышении вдвое надежности вариаторного ремня . В трансмиссии применена новая ко ­ р обка реверса. Она оснащается цепьюсшагом 9,525 мм (такая же , как в механизме газораспределения «Москвича—412»). У ее картера нет третьей опоры , к оторая раньше доставляла мно ­ г о хлопот призаменевариаторногорем ­ ня. Теперь эта операция не требует ни ­ к акого инструмента и занимает считанные секунды . В едомый вал коробки сделан разборным , что значительно улуч ­ шает ремонтоспособность; изменена конструкция привода спидометра , п ри ­ м енены более надежныеподшипники . В целом модернизация ощутимо подняла долговечность и надежность ма ­ шины. Если в 1973 году гарантийный пробег снегохода составлял 2000 кило ­ м етров , то теперь — 3000, а пробег до капитального ремонта вырос с 5000 до 7000 километров . Коллектив рыбинскогопроизводствен ­ ного объединения моторостроенияпро ­ д олжает работу над совершенствованием снегоходов. Г. ДЕРУНОВ, главный конструктор КБ снегоходов г. РыбинскТак выглядит «Буран» образца 1979 года: изменены воздухозаборные решетки , сиденье, ветровое стекло. Модернизированный ременный вариатор: 1 — ведущие шкивы ; 2 — центробежный регулятор; 3 — ремень; 4 — ведомые шкивы ; 5 — н агрузочная муфта; 6 — диен трансмиссионного тормоза; 7 — коробка реверса.2. «За рулем» Т Ь3М