В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОСААФЧТО МОЖЕТВ глубине двора, окруженного тяжеловатыми серыми пятиэтажками, стоит небольшое здание. Вывеска: «Комитет ДОСААФ». Здесь гае — спортивно-технический клуб строителей. Время утреннеет закрыты пока учебные классы и красный уголок. Они оживут вечером, когда придут сюда после работы те, кто решил научиться водить автомобиль, мотоцикл или трактор, работать с любительской радиостанцией, те, кого влекут военнотехнические- виды спорта. А пока с председателем комитета Юрием Прокофьевым и начальником СТК Петром Мельниковым мы сидим в просторном кабинете, беседуем о делах организации ДОСААФ и клуба, листаем альбомы с фотографиями и газетными вырезками. Сообща стараемся ответить на вопрос: что может клуб? -Вчера (несколько лет назад): нынешнее здание комитета было вдвое ниже — один этаж, два тесных класса: материальная часть — один измученный автомобиль и несколько потрепанных мотоциклов. Более чем скромные возможности и весьма скромные результаты. Сегодня: шесть классов, часть из которых разместилась в соседних домах, восемь легковых и два грузовых автомобиля, восемь учебных и двенадцать спортивных мотоциклов, любительская радиостанция, постоянно обновляемые учебные пособия. Последние годы СТК прочно удерживает первенство среди спорттехклубов Вологодской области, да и комитет ДОСААФ объединения здесь один из лучших. Все это пришло не сразу. Потребовались немалые усилия Прокофьева и Мельникова, их единомышленников и многочисленных добровольных помощников, чтобы сделать решающий шаг от «вчера» к «сегодня». Потребовалась действенная поддержка руководства и общественных организации. Партком объединения пристально следит за работой комитета, спортивно-технического клуба и низовых организаций ДОСААФ в трестах и управлениях, регулярно включает вопросы оборонно-массовой работы в повестку дня своих заседаний. Существенна помощь — велик и спрос. Сейчас деятельность комитета и его СТК развивается по нескольким направлениям. Обучение. Только за последние три года в СТК объединения получили технические специальности свыше трех тысяч человек — водители третьего класса, трактористы, сварщики, радиотелеграфисты. Более 240 человек ежегодно получают здесь «права» категории «В» и еще 200 — на вождение мотоцикла. На экдаменах претензии в ГАИ возникают лишь в исключительных случаях. ...Класс по Правилам дорожного движения и устройству автомобилей разместился на втором этаже. Почти каждый вечер приходит сюда один из опытнейших преподавателей М. Панфилов, много лет выпускающий шоферов. Его занятия всегда интересны. Мы дождались перерыва и стараемся выведать «секреты». — Человек, стоящий по эту сторону учительской кафедры, — говорит Панфилов, — прежде всего сам должен быть образцом во всем, начиная с внешнего вида и кончая дисциплинированностью, организованностью. Только тогда ты имеешь право требовать того же от учащихся, требовать в полной мере. К каждому занятию я готовлюсь как к первому в жизни, перечитываю конспекты, «прокручиваю» мысленно весь урок. Это помогает избежать застоя, еще раз выверить свои методы. Спорттехклубу удалось уже к первой стадии обучения привлечь настоящих энтузиастов, знающих и любящих свое дело. Среди них — В. Григорьев. По профессии он токарь, а после работы спешит в клуб, где ждут его начинающие мотоциклисты. С ним нам и предложили побеседовать. — Мотоцикл — моя давняя любовь: «гонялся», получил разряд, а теперь вот учу других. Ребята у меня в основном совсем молодые, энергии — через край. Только успевай направлять ее в нужное русло. В общем, скучать не приходится. Можно сказать, что мне повезло: учить парней крепко сидеть в седле, уверенно держать руль в руках — дело очень интересное. «Учительский» стаж у меня, правда, невелик, но среди недавних учеников есть уже неплохие спортсмены. Вот Валя Телегин. Кандидат в мастера спорта, чемпион области по мотокроссу. Сейчас он в армии. Уволится в запас — обязательно вернется в команду. Спорт. В социалистических обязательствах комитета ДОСААФ на 1978 год было записано: «Подготовить инструкторов-общественников — 75, судей по техническим видам спорта — 35. Провести 20 соревнований с участием в них не менее 1200 человек». В Череповце особенно популярен мотоспорт. Здесь любят и знают толк в кроссе, ипподромных и ледовых гонках. . На ипподроме, на стадионе «Металлург» зрители заполняют трибуны до отказа. Часто приезжают на состязания спортсмены из других городов. И в СТК я встретился с теми, кто много сил отдает мотоспорту, организации соревнований, такими, как судья 1-й категории бригадир В. Сурмило, который еще 17 лет назад (он был тогда заместителем председателя комитета ДОСААФ в своем управми: не опоздать на совещание, семинар, пленум... Может быть поэтому, когда ее спрашивают, давно ли она руководит районным спортивно-техническим клубом ДОСААФ, Тамара Петровна искренне удивляется: «Да, по-моему, всю жизнь этим занимаюсь!» На самом деле в должности начальника СТК она трудится около 10 лет (до этого 10 лет была там бухгалтером). Но так много успели сделать за эти годы начальник и его клуб, таких заметных результатов достигли, что даже знающего человека это удивляет. Мы привыкли к тому, что существуют должности «мужские» и «женские». Начальник СТК — должность несладкая: автомобили, гаражи, шоферы, учебные стенды, спортивные соревнова,ния... Сотни вопросов, один другого заковыристей. Вроде бы не для женского характера работа. — Что вы?! — удивляется ТамарапочинИДУЩИХ ВПЕРЕДИЭтот номер выйдет в свет, когда советские люди впервые на основе новой Конституции СССР будут выбирать лучших, достойнейших своих представителей в высший орган государственной власти — Верховный Совет Союза ССР. Выборы — важное политическое событие в нашей жизни. И, готовясь отметить его как праздник торжества социалистической демократии, все советские люди, и в их числе члены 86-миллионного оборонного Общества, стремятся отдать все силы и знания укреплению экономической и оборонной мощи страны. Подведя итоги социалистического соревнования за год минувший, комитеты, учебные организации ДОСААФ, их многочисленный актив исполнены решимости закрепить достигнутые результаты, выйти на новые рубежи в оборонно-массовой работе в четвертом году пятилетки. Инициаторами соревнования под девизом «Добиться в 1979 году новых успехов в осуществлении задач, поставленных перед оборонным Обществом» выступили организации Омской области, Федоровского района (Казахская ССР), ордена Ленина воронежского шинного завода, ордена Трудового Красного Знамени совхоза «Верхнетроицкий» (Калининская область), таллинской 33-й средней школы имени Ю. Смирнова, коллективы приморской образцовой радиотехнической школы (г. Владивосток), запорожского аэроклуба и шахтинского авиационно-ремонтного завода ДОСААФ. Бюро президиума ЦК ДОСААФ СССР одобрило эту инициативу. Социалистические обязательства инициаторов соревнования в 1979 году высокопартийны, они наполнены конкретным содержанием и направлены на то, чтобы поднять всю воспитательную, организационную и учебную работу на новую ступень, отвечающую современным требованиям. Большое значение в этих документах придается ставшему уже массовым движению «Работать без отстающих». Намечено усилить дальнейшую пропаганду среди населения ленинских заветов о защите социалистического Отечества, вовлечь подавляющее большинство граждан в ряды оборонного Общества. Омская областная организация намерена выполнить годовой план подготовки технических специалистов для народного хозяйства ко второй годовщине принятия Конституции СССР, обучить 15 тысяч юношей и девушек, в том числе восемь тысяч водителей И механизаторов для села. Деловой, практической направленностью проникнуты обязательства федоровской районной организации ДОСААФ. В ее программе — изучение во всех первичных коллективах книги Л. И. Брежнева «Целина», широкое использование этого произведения для воспитания у трудящихся и молодежи высоких моральных принципов, выработки боевой жизненной позиции; активизация учебной и спортивной деятельности; особое внимание уделено работе с подростками, созданию в школах и СПТУ отрядов «Юные друзья Советской Армии», участию в подготовке и проведении игр «Зарница» и «Орленок». Столь же конкретны и масштабны обязательства других инициаторов социалистического соревнования в 1979 году. Задача всех организаций оборонного Общества состоит теперь в том, чтобы по-деловому поддержать почин передовиков, добиться, чтобы выполнение и перевыполнение принятых обязательств стало долгом каждого члена ДОСААФ.< марта — з Международный шенсний деньЗаботы начальника клубаТамара Петровна относится к категории тех людей, для которых минута без движения — потерянное время. Она всегда в действии: с кем-то разговаривает по телефону, что-то подписывает, решает текущие дела. И следит за часа4 СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЙлении) собрал команду мотоциклистов, давшую немало отличных гонщиков. Сами они уже не выходят теперь на старт, но отдают свой опыт как организаторы спорта, подобно В. Новацкому. Пожалуй, ни одного состязания в СТК не проходит без его участия. Работает он кристаллизаторщиком на металлургическом заводе имени 50-летия СССР, где есть свой клуб, но спортивную жизнь связал с клубом строителей; тут, по его словам, и техники побольше и постановка дела серьезнее. Сейчас в мотоспорт приходят уже дети ветеранов. Всерьез увлекаются гонками сыновья Новацкого и его товарища по той, первой команде, В. Лаптева. А кандидата в мастера спорта С. Сидорова воспитал старший брат, Евгений — нынешний тренер команды спорттехклуба. — СТК делает для нас все что может: техники, запчастей хватает, заботу чувствуем постоянно. Желающих попасть в секцию очень много, но мы берем лишь тех, кто хочет серьезно тренироваться, кто любит технику и умеет ставить командные, коллективные интересы выше личных. Выросли у нас кандидаты в мастера спорта, перворазрядники, есть очень перспективные ребята. На старт готовы выходить хоть каждый день... Конечно, «не мотоспортом единым» жив клуб. Есть тут и автомобильная секция, в которой 25 человек, недавно начали заниматься авторалли — уже участвовали в таких ответственных ралли, как «Кремлевские куранты» и «Белые ночи». Шестеро стали кандидатами в мастера спорта. А одна из главных сегодняшних забот руководителей комитета и СТК — раздобыть еще несколько раллийных машин. Средства на них объединение уже выделило. Под покровительством клуба военнотехнические виды спорта прочно обосновались на предприятиях объединения. Так, в автотранспортном управлении в каждой из 18 колонн есть своя команда по автомногоборью. Нередко соревнования, организованные СТК, в первую очередь состязания по фигурному вождению автомобилей и мотоциклов, привлекают десятки любителей. В круг спортивных интересов строителей входят и многоборье ГТО, и стрельба, и «охота на «лис», и биатлон. Подготовка хороших спортсменов, конечно, важное дело, но отнюдь не самоцель клуба. Тут заботятся прежде всего о воспитании молодежи, физическом .и нравственном. Воспитание патриотизма. Фото из альбома комитета ДОСААФ: Пискаревское кладбище в Ленинграде. У мемориала группа ребят с лентами через плечо: «Череповец — Ленинград — Череповец. Победа». В канун 30-летия Победы над фашистской Германией спортивно-техническому клубу строителей было поручено доставить на кладбище Череповца Вечный огонь с Пискаревского кладбища. К этому мотопробегу готовились тщательно. Рабочие-рационализаторы помогли сконструировать специальную горелку, чтобы огонь в пути не гас в любую погоду. И вот мы смотрим снимки, сделанные в 1975 году, — старт, дорога, Ленинград, торжественный митинг в Череповце 9 мая. Снимки хранят бережно. Они — история и гордость клуба. Почему же именно на строителей пал тогда выбор? Во-первых, высок авторитет их комитета ДОСААФ и спорттехклуба в городе. А во-вторых, здесь уже был накоплен опыт подобных мотопробегов. Первый — «Факел» — организовали еще в 1971 году: путь шел по местам боев 286-й Ленинградской Краснознаменной стрелковой дивизии, в которой сражалось много череповчан. Потом были мотопробеги «Стойкость» — в Ленинград, «Подвиг» — в Брест и Хатынь, «Исполин» — в Волгоград. Участие в них — особая честь, которой удостаиваются лучшие спортсмены и активисты клуба. Каждый старт проходит торжественно, а впечатления, с которыми участники возвращаются домой, огромны. Мне довелось услышать от них: «Мы словно своими глазами увидели то, что пережила страна в годы войны. Мы ощутили масштабы подвига и глубину мужества советских солдат». А последний пробег — летом минувшего года, под девизом «Патриот», был не совсем обычным. Колонна из 23 мотоциклов, трех легковых и трех грузовых автомобилей отправилась в Кадуйский район. В Кадуе, где собрались работники сельских комитетов ДОСААФ и сотни зрителей, состоялся показательный мотокросс, строители рассказали об опыте работы оборонного Общества в объединении. Досаафовские «Жигули» бежали по городу. Вдруг председатель комитета Юрий Прокофьев (он был за рулем) затормозил и показал рукой в сторону старых домов: — Вот здесь будем строить новое здание комитета и спорттехклуба: с просторными классами, теплым гаражом, всем необходимым для подготовки специалистов, развития спорта, военно-патриотической работы. Приезжайте еще раз — сами увидите. Обязательно приезжайте. В. СТАРЧЕВСКИИ, спецкор «За рулем» Вологодская область, г. Череповец Комментарий председателя вологодского обкома ДОСААФ Александре Петровича Иванова Я понимаю, что в стране найдется достаточно спортивно-технических клубов, чьи достижения выглядят более солидными, чем у СТК, о котором здесь шла речь. Однако рассказ об опыте строителей представляется полезным, потому что здесь постоянно думают о завтрашнем дне, ищут новые пути в работе. Самое главное — в Череповце подобрался отличный актив, вокруг клуба сплотились и молодежь, и ветераны, упомянутые в корреспонденции и оставшиеся «за кадром». В их преданности делу — решающая сила организации. Надо сказать, что курс на массовость, на привлечение широкого круга энтузиастов стал столбовым в ДОСААФ Вологодщины. За последние годы нам удалось сделать заметный шаг вперед в социалистическом соревновании, перестроить деятельность многих первичных организаций. СТК строителей и их комитет ДОСААФ выступили застрельщиками в ряде интересных дел, таких, как агитпробеги в сельские районы области. Есть чем гордиться и другим комитетам и спорттехклубам. При вологодском ГПЗ-23 с помощью профсоюзной организации и комитета ДОСААФ собкор «Известий» по области А. Никитин создал клуб «Мы сами». В нем около 180 подростков, большинство из которых считались «трудными». Мальчишки с огромным увелечением изучают мотоцикл, делают карты, провели парад своей техники на улицах города, показательные выступления. На другом заводе усилиями энтузиаста В. Ильинского создана сильная мотосекция. Ю. Уханов и С. Бобылев, работающие на ГПЗ-23, — пионеры авторалли в области. Еще совсем недавно они были единственным экипажем, а сейчас раллийные команды появились в пассажирском автопредприятии, в автошколах, спорттехклубах. С 1977 года мы начали проводить свое ралли «Вологодские кружева», которое, думаем, станет традиционным. Не берусь утверждать, что мы решили все проблемы. Хотя сделано многое, областная организация ДОСААФ еще не занимает передовых позиций. Но пример череповецких строителей и десятков наших антивистов позволяет уверенно смотреть в будущее, верить, что на избранном пути — пути широкого привлечения общественности к работе Общества — нам удастся успешно решать главные задачи: воспитательные, учебные, спортивные, подготовки кадров для армии и народного хозяйства.* * *Петровна. — Самое то, что надо! Я ведь люблю людей, мне без них было бы трудно. И все, что мы сделали, — сделали сообща. Тут моего-то мало. И она начинает рассказывать, сама себя перебивая, о клубных делах. — Только в этом помещении у нас пять классов: два автомобильных, один мотоциклетный, один — радио и одинтелемастеров. Есть класс тренажеров, смонтировали мы и систему для программного обучения. И все это работает с полной нагрузкой — ведь клуб только в прошедшем году имел план подготовки 1676 человек. А уже к7 ноября мы обучили больше двух тысяч. Финансовый план на 1 ноября был выполнен на 150,4%. Да, забыла сказать... Готовим-то не только у себя. Мы помогаем кружкам, которые работают на заводах, в техникумах. Сообща и выдаем план. Тут, конечно, большая заслуга и наших водителей-ин-структоров. Работают все отлично. А лучшие из лучших 5г Валерий Павлович Кравчук и Сергей Хачикович Петросяи. Они готовят по 85—90 человек в год — это гораздо больше, чем задается планом. А главное — хорошо, как надо готовят. Теперь о спортивной работе... Впрочем, еще несколько слов об учебной. У нас все преподаватели — с высшим образованием. Почти все мастера практического вождения — шоферы первого класса. Отсюда и результаты. Шесть лет подряд клуб занимает первое место по Ростовской области. И люди этим гордятся... Спортивная сторона. В клубе работают секции автомобильного и мотоциклетного спорта, картинга, военноприкладного многоборья. Имеем 16 мотоциклов, семь картов, пять легковых автомобилей и один грузовой. В минувшем году провели 32 соревнования,подготовили 603 разрядника. Да еще начали создавать секции при ЖЭКах и школдх. Это новая для нас работа, только осваиваем ее, но видим тут большие перспективы. Главное, на мой взгляд, во всем этом вот что. Нужно для работы в клубе подбирать людей эрудированных, влюбленных в специальность. Таких, как названные мной Петросян и Кравчук, как преподаватель «Николай Дудников, как руководитель мотоциклетной секции известная гонщица Валя Коноба. Такие люди могут и научить и воспитать. А это и есть наша цель... В словах Тамары Петровны Скворонской раскрывается и суть ее самой — начальника СТК Первомайского района Ростова-на-Дону, знающего специалиста, увлеченного человека и обаятельной женщины. В. ДЕМЧЕНКО г. Ростов-на-Дону