ЖЕНЩИНА ЗА РУЛЕМВроде бы не так давно на водителей автомобилей смотрели почти как на первых воздухоплавателей. Их занятие казалось делом загадочным, трудным и опасным, доступным только мужчинам. Но время шло, улучшались дороги, надежнее и проще в управлении становился сам автомобиль, и сегодня десятки тысяч женщин обладают у нас водительскими правами. Женщина за рулем такси, малотоннажного грузовика или собственного автомобиля — это обычное дело. И, надо сказать, справляется она .с ним очень неплохо. Как утверждает статистика, представительницы прекрасного пола реже, чем мужчины, становятся участниками дорожных происшествий с тяжелыми последствиями. Они более исполнительны и аккуратны за рулем, меньше рискуют и нарушают правила движения. И конечно, женщина, управляющая машиной в нетрезвом состоянии, явление искДючительг ное, почти невероятное. Все это так. Одйако женщина остается женщиной со своими особенностями физиологического и психического свойства, не учитывать которые нельзя. Ни ей самой, ни тем, от кого зависит организация ее труда. Прежде всего она не должна равняться с мужчиной по допустимым нагрузкам. Женщина не может, например, управлять автомобилями. большой грузоподъемности и вместимости. Само вождение их, конечно, не связано с каким-то перенапряжением, но ремонт таких машин, устранение возможных неисправностей в пути требует порой значительных физических усилий. А это женщине противопоказано. По мнению гигиенистов, переносимыйею вручную груз не должен превышать 10 кг. Можно ли допустить после этого, чтобы женщина выполняла такую работу, как, скажем, замена колеса у ЗИЛа или МАЗа. Наши наблюдения показали, что даже те женщины, которые трудятся на автомобилях малой грузоподъемности, значительно чаще, чем мужчины, жалуются на плохое самочувствие к концу смены. Это неудивительно: повышенное эмоциональное напряжение, машинный шум, вибрация, малоподвижная поза за рулем на женщине сказываются с особой силой. К тому же она немало устает и от домашних забот. Вот почему руководители автотранспортных предприятий, учитывйя социальную роль женщины как матери, хозяйки дома, по возможности должны освободить ее от вечерних и ночных смен, сверхурочных работ. Да и сама она не должна переоценивать свои силы. В том числе и за рулем собственного автомобиля. 300—400 километров суточного пробега для женщины, на наш взгляд, максимальная норма при хорошем самочувствии, исправном автомобиле, приличной погоде и не слишком загруженной дороге. Как известно, чтобы замедлить утомление, надо правильно сидеть за рулем. Женщина должна позаботиться об этом в первую очередь, ибо рабочее место водителя автомобиля рассчитывается конструкторами на среднего мужчину и для нее, как правило, оказывается великоватым. Поза на краю сиденья с вытянутой шеей быстро утомляет. Поэтому не поленитесь отрегулировать подушку и спинку так, чтобы иметь все точки опоры. Для этого, возможно, придется сиденье сделать повыше, подвинуть немного вперед, прямее поставить спинку. В общем, подогнать по фигуре. Неплохо на пол положить коврик из поролона, чтобы была достаточная опора иу ноги, управляющей педалью «газа». К тому же подвесные педали на современных легковых автомобилях для женской ноги иногда высоковаты. Коврик-толщинка выравнивает положение. Особо подчеркнем, что управлять автомобилем надо в удобной обуви. Желательно на низком каблуке. Такую пару рабочих туфель есть смысл всегда держать в машине на тот случай, когда вы едете в театр или на какое-либо торжест-во, требующее «парадной формы». Подумайте и об одежде. Садясь за руль, надо принять во внимание и такое соображение, как целесообразность, удобство: в дороге ведь всякое может случиться — непредвиденная остановка, поломка машины и т. д. Знайте также, что в жару у женщин быстрее нарушается терморегуляция тела, а на холоде быстрее снижается температура тела, особенно кожи бедра, голени и стопы. Несколько слов о питании. Многие женщины, стараясь сохранить фигуру или похудеть, сидят на диете, отказываются от высококалорийной пищи. Для водителя это опасно. Имеющиеся данные об особенностях обмена веществ в организме водителей показывают, что их рацион питания должен включать кроме обычного сочетания белков, жиров и углеводов побольше так называемых неэнергетических компонентов — витаминов и минеральных солей. Поэтому, если у женщины-водителя и возникла необходимость в снижении калорийности пищи, то лучше это делать не за счет белков животного происхождения, а уменьшая в рационе сладости и мучные продукты. Советуем также не злоупотреблять крепким чаем и черным кофе. Кстати, женщины более склонны заниматься самолечением, принимая различные лекарства, которые, по их мнению, им помогают — успокаивают, снимают головную боль и т. п. Для водителя прием медикаментов без контроля врача совершенно недопустим. Многие «обычные» для человека лекарственные препараты могут резко снизить надежность водителя, отрицательно сказаться на его психофизиологических качествах. Как и ряд так называемых «женских» заболеваний, перечень которых хорошо известен врачебным комиссиям, занимающимся периодическим медицинским освидетельствованием водителей. Вообще женщина-водитель при любом заболевании обязана обратиться к врачу, поставив его в известность о том, что она управляет автомобилем. Специалист-медик, во-первых, решит, допустимо ли в ее состоянии продолжать заниматься этим делом, а во-вторых, воздержится от назначения лекарств,НАБОЛГАРИЯ. В ближайшем будущем София и Вотевград — два города, разделенные широкой цепью гор, будут соединены современной 50-километровой автострадой, направляющейся к Черноморскому побережью. Введение в строй магистрали намечено на 1980 год. ГДР. Новые Правила дорожного движения, которые были введены в действие в 1978 году, предоставили трамваю преимущество проезда перед всеми видами транспорта. ПОЛЬША. Варшавские таксомоторные парки ввели новую форму обслуживания — прокат автомобилей без водителей. Варшавяне пользуются и;ди для выезда с демьей за город на воскресные дни. Успешно практикуется также прокат прицепов-караванов. . АВСТРИЯ. Совет по безопасности движения в Вене считает, что при технически правильном размещении деревьев у дороги безопасность движения выше, чем на дороге без деревьев вообще. Но для этого дорожное полотно должно быть шириной 8,5—9,5 м, а деревья — располагаться не ближе чем в3м от бровки и расстояние между ними — не меньше 35 м. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Применение задних светоотражающих катафотов на автомобилях позволяет значительно снизить вероятность ДТП из-за несвоевременного обнаружения стоящей или движущейся в темноте машины. Максимальное расстояние, на котором можно различить отблеск катафота, около 300 м. Вместе с тем исследования показали, что при включенных фарах встречных автомобилей эта дистанция сокращается в среднем на 17%. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. По данным статистического управления, убытки, причиняемые всеми видами ДТП в стране, в 1978 году составят предположительно 1350 миллионов фунтов стерлингов против 1287 миллионов в предыдущем году. НОРВЕГИЯ. В Осло испытывалась электронная система управления потокомJ Miтранспорта на подходе к перекрестку. Чтобы как можно больше автомобилей оказалось перед светофором в момент появления зеленого сигнала, в 300 и 600 метрах от перекрестка были установлены световые табло, которые сообщали водителям рекомендуемую скорость. В отдельных случаях удалось повысить плотность потока на 48%. США. За первые девять месяцев после введения законодательства об обязательном использовании ремней безопасности число погибших при ДТП снизилось по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 14%, а получивших тяжелые травмы — на 17%. Анализ ДТП со смертельным исходом показал, что вследстяие удара о щиток приборов погибло 37%, о рулевую колонку — 35% и о ветровое стекло — 22%. Около 30% погибших было выброшено из автомобиля. Во всех таких случаях ремни являются эффективным средством защиты. США. Закончилось судебное разбирательство аварии, которая стала самой «дорогой» в истории автомобильного28