18
19
В МИРЕ МОТОРОВПЕРЕМЕНЫ-МОДАтельно скопированные элементы и тех и других соперников. Теперь все перевернулось вверх дном. И экспонаты Парижской выставки убеждают в этом. Малогабаритные «американцы», сверхкомфортабельные европейские малолитражки, японские спортивные модели. Еще недавно такие словосочетания резали слух. Сегодня они привычное отражение действительности. Стенды выставок с моделями 1979 года представили немало интересных экспонатов (характеристики наиболее значительных из них показаны в таблице). Как никогда много было среди них легковых машин с дизелями: шестицилиндровый «Волво-244 ГЛД6», пятицилиндровый «Ауди-100-5Д», четырехцилиндровый «ФИАТ132-дизель» и много других, среди которых американские «Кадиллак-эльдорадо», «Олдсмобиль-торонадо», «Бюик-ригаль». Экономия топлива — по-прежнему весьма популярная тема. Если это и назвать модой, то в основе ее лежит суровая необходимость, которая порождает новые тенденции. Они проявились не только в большом числе дизельных моделей. Так, для получения высокой мощности без чрезмерных затрат горючего на «Порше-924-турбо», «Форде-мустангеТ5», «Бюике-сенчюри» 1979 года конструкторы применили турбонаддув. Новые виды двигателей и топлив7 На выставках их обошли молчанием. Недостаточно экономичные роторные двигатели ныне в немилости у автомобильных фирм — одна лишь японская «Мазда» сохраняет их выпуск. А двигатели Сейрича, Стирлинга, моторы, работающие на воде или даже... сухом вине, пока не выходят за ворота лабораторий. А пока идут исследования, в интересах уменьшения расхода топлива конструкторы вновь обращаются к овердрайвам (приставка с ускоряющей передачей в коробке передач) и делителям. В частности, такой делитель (дополнительная двухступенчатая коробка передач), работающий последовательно с основной коробкой, применен на «Мицубиси-мираж». Впрочем, если говорить о трансмиссиях, то 1979 год отличен заметным умножением моделей с пятью передачами («Рено-30-ТИкс», «ФИАТ-ритмо», «ФИАТ132-дизель», «Бюик-скайхок», «Шевролемонца», СИМКА-1309). Это неудивительно. Современные быстроходные двигатели подчас имеют довольно узкий рабочий диапазон по числу оборотов, и, чтобы лучше приспособить их к меняющейся нагрузке, сделать «гибче», конструкторы идут на увеличение числа передач. Эти перемены тоже вызваны необходимостью. Продолжается медленное, но верное внедрение автоматических трансмиссий на малолитражных машинах. 3 Ими оснащают «ФИАТ-ритмо» (1498 см ), «СИМКАоризон-СИкс» (1442 см 3 ), «Рено-5» (1300 смЗ), «Форд-эскорт-1300», «Мини1100-спешл», «Хонда-сивик» (1238 см 3 ), «Тойота-королла» (1166 см 3 ). В то же время шведский 3 завод «Волво» на модели «343» (1397 см ) заменил ременный бесступенчатый вариатор типа ДАФ обычной шестеренчатой коробкой передач. Она сблокирована не с расположенным впереди двигателем, к ак мы привыкли видеть, а с главной передачей задних ведущих колес, имеющих независимую подвеску. Такая компоновочная схема применяется редко («Альфа-ромео-альфетта», «Порше-924», «Порше-928») и не только позволяет получить выгодное распределение нагрузки на колеса, но и делает просторной зону для ног водителя и его соседа. Привод на передние колеса сегодня уже не новинка. Его последовательно применяют несколько десятков известных фирм; среди них «Альфа-ромео», «Мицубиси», «Ниссан», «Остин», «Пежо», «Рено», СИМКА, «Ситроен», ФИАТ, «Форд-Европа», «Фольксваген», «Хонда». Выросло число моделей с передними ведущими колесами в США. Так, в 1979 году наряду с известными «Олдсмобильторонадо» я «Кадиллак-эльдорадо» (кстати, весящим 1800 кг!), «Додж-омни» и «Крайслер-оризон» появился «Бюикривьера». Это уже тенденция. Но выставки продемонстрировали применительно к отдельным элементам автомобилей и новшества. На «СИМКА-оризон» бортовой компьютер вычисляет средний расход топлива, остаток бензина в баке, среднюю скорость. На отдельных американских моделях применяются сиденья с «памятью»: нажатием рычага водитель может восстановить зафиксированную ранее комбинацию взаимного расположения подушки и спинки относительно кузова. На моделях «Спирит» и «Пейсер» — устройство для дистанционного управления замками дверей с панели приборов и алюминиевые бамперы, а «олдсмобили» оснащены подсветкой замочной скважины в двери. И все же, сколь бы замысловаты или совершенны ни были конструктивные особенности узлов и деталей, при выбореМы знакомы с автомобилем чуть ли не целый век. И почти столько же с Парижской автомобильной выставкой. Начиная с 1898 года этот модный салон неизменно привлекает внимание как представительный, очень пестрый и шумный автомобильный карнавал. А сама мода менялась много раз, делая причудливые зигзаги, прыжки в сторону, порой вдруг умеряла бег, иногда вовсе замирала на месте. Совсем недавно Ральф Надер своей нашумевшей книгой «Опасно на любой скорости» заставил конструкторов и покупателей всерьез говорить об активной и пассивной безопасности. Некоторые фирмы подхватили его идеи, используя их как рекламный лозунг, и безопасность из необходимости начала становиться модой. Но потом темой номер один стали последствия энергетического кризиса. И вот уже в ежегодных салонах мы видим экономичные модели, дизельные модификации, экспериментальные машины с электромоторами, пневматическими двигателями, даже веломобили. Теперь, кажется, приходит время вспыхнуть компьютерно-электронному буму. Уже на моделях 1979 года мы встретили бортовую ЭВМ, которая вычисляет средний расход топлива, электронную систему, предотвращающую блокировку колес при торможении, микропроцессор, регулирующий опережение зажигания, запоминающее устройство в системе настройки автомобильного радиоприемника, электронную систему управления впрыском топлива. Грядет новая мода? На Парижской выставке, которая в 1978 году отметила свое 80-летие, к ак всегда, были широко представлены новые модели трех континентов. И если прежде определить по машине каждую из трех школ не составляло труда, то сегодня разница между ними в значительной степени нивелирована. Оригинальные технические решения, малые габариты, шумные быстроходные моторы отличали европейские модели. Заокеанские автомобили поражали громоздкими кузовами, мощными тихоходными двигателями и избытком «оборудования для комфорта». Японские машины, к аки американские, не блистали конструкторскими находками, но несли в себе тща18 ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?легкового автомобиля ориентируются прежде всего не на технические шедевры, заключенные под кузовом, а на «экстерьер» самого кузова. И конечно, на стендах выставок стояло немало экспериментальных кузовов, которые демонстрировали последние, изыски автомобильных архитекторов в области стайлинга (внешнего оформления машин). Это были попытки нащупать реакцию покупателя на новую моду, новый покрой кузовов. Такие экспонаты группировались вокруг нескольких полюсов: экстравагантного (трехосный «Кадиллак» с кузовом фирмы «Сбарро»), практического (модернизированный известным дизайнером Д. Джуджаро «Ауди-80» и модификация «Пежо-604» с кузовом «лимузин» фирмы «Элье»), прототипов (открытый «ЯгуарИксЖ12-спайдер» с кузовом «Пининфарина» и экспериментальный спортивный автомобиль «Воксхолл»). Тут уместно отметить, что спортивные модели вообще занимают на выставках привилегированное положение, особенноU 2-х Iо Модель и странаНа фото (слева направо): вверху — модернизированный «ФИАТ-Икс 1 /9»; «АМК-спирит-ДЛ»; «Тойота-старлет», «Мицубиси-мираж»; внизу — «ФИАТ-132дизель-2500»; «Порше-924-турбо»; «Ре. но-5-турбо»; «Джип-чероки-чиф».такие, как 500-сильный «Рено-альпинА442Б», победитель 24-часовых гонок в Ле-Мане 1978 года. Правда, он для посетителей салонов представлял теоретический интерес. Но наряду с этой машиной, скорее напоминавшей фюзеляж самолета, на стендах стояли модели, которые при соответствующем счете в банке можно было и приобрести. Среди них — «Рено-5-турбо» с 1400-кубовым мотором, снабженным турбонаддувом, мощностью 200 л.с. Из других спортивных моделей, выпуск которых начнется в 1979 году, отметим заднемоторный БМВ-MI, «Датсун-280-Зет Икс», модернизированный «ФИАТ-Икс 1/9» американские машины «Форд-мустанг-Т5», «Додж-омни-024». В отличие от спортивных моделей джипы лишь недавно стали привлекать широкое внимание. Среди них выделялась «Нива—1600», дебют которой на европейских рынках прошел очень успешно. Советский автомобиль выглядел именинником, несмотря на соседство английского «Рейндж ровера», американскогоа 1и оX«Джип-чероки-чиф», швейцарского «Сбарро-виндхаунд». Посетителей привлекала и новая марка «Портаро». Это румынские джипы «АРО-240», собираемые в Португалии и оснащенные дизелями. Заслуживают внимания и так называемые семейные автомобили наиболее распространенных классов 1100 — 1500 см3. Они составляли заметную часть среди экспонатов традиционных салонов. Тут были ис иголочки новые польский «Полонез», итальянский «ФИАТ-ритмо» («За рулем», 1978, № 10), французские «Ситроен-виза» («За рулем», 1979, № 1) и СИМКА-1309, японский «Мицубиси-мираж». В целом же, если мысленно окинуть взором все машины 1979 года, которые экспонировались в салонах, можно обнаружить, что почти добрая их четверть полностью или частично (в узлах или деталях) обновляется. А если взять период в несколько лет, то перемены окажутся разительными.Л. ШУГУРОВ, инженер• X О | X оЧисло и рабочий объем цилиндров, см3g&х* ТХохX1аВремя разгона до 100 км/ч, с 10,0CJE ТО«ап£хК П35°8,4 21,0 9,0 9,4 9,0 8,25 9,4 8,5 9,0 9,0 7,0 9,4 9,5 9,2 9,0 9,2 22,0 22,0 9,0о 120 64 277 180 145 162 100 70 73 76 142 500 88 83 57 72 85 72 72 140 3200 4800 6500 5800 5200 3350 5800 5000 5000 5250 5500 9900 5400 5600 6250 5600 6000 4200 4200 5700 445 ЗА Ь45844ЬЬ ЗА ЗА 44b5Ь40.3 195-14 185 — 14 225-16 195-14 195-14 178-15 175-14 155 — 13 185 — 13 175-13 175 — 14 350-15 155 — 13 155-13 145-13 145-13 165 — 13 165 — 13 175-14 190 — 13««АМК-спирит-ДЛ» (США) «Ауди-100-5Д» (ФРГ) БМВ-М1 (ФРГ) «Воксхолл-роияль» (Англия) «Датсун-280-Зет Икс» (Япония) «Джип-чероки-чиф» (США) «Лянча-Бета-купе» (Италия) «Мицубиси-мираж» (Япония) «Мицубиси-галант-Лямбда» (Япония) «Полонез» (ПНР) «Рено-30-ТИкс» (Франция) «Рено-альпин-А442Б» (Франция) «СИМКА-1309-СИкс» (Франция) «СИМКА-оризон-СИкс» (Франция) «Ситроен-виза-супер» (Франция) «Тойота-старлет» (Япония) «ФИАТ-Икс 1 /9» (Италия) «ФИАТ-131-дизель» (Италия) «ФИАТ-132-дизель» (Италия) «Форд-мустанг-Т5» (США)4-2 5-4 2-2 5-4 2-2 5-3 4-2 4-2 4-2 5-5 5-5 0-1 5-5 4—5 4-5 4-3 2—2 5-4 5-4 2-3к кк 1111к к II3п ппк3ккк8—4983 5 — 1986 6-3498 6-2969 6-2753 8-5896 4-1585 4-1410 4-1597 4—1481 6-2664 6-1997 4-1592 4-1442 4-1124 4—1290 4—1498 4-2445 4-2445 4-23009;о101 2440 2685 2690 2683 2320 2760 2350 2300 2515 2509 2670 2616 2600 2520 2430 2300 2202 2490 2557 2550и4280 4680 4360 4828 4340 4660 3995 3790 4330 4272 4520 4960 4245 3960 3690 3680 3969 4264 4392 45495 я5 £ <В *л 1цX25 lug 1237о UI 1200 1300 1460 1200 1900 980 810 1105 1140 1320 715 1113 1025 800 725 920 1180 1280 11420^ XZ UX 160 150 262 191 200 160 178 152 155 150 185 370 158 155 147 160 180 150 150 185hIОх Д—— 5,6 11,7 — — — — 14,518,8 17,0 18,1 15,7 18,5 11,5 18,0 18,5 9,0— —— — В — • — — — — т — _ — — — дн ТОбозначения: А — автоматическая трансмиссия; В — привод на все колеса; Д — дизельный двигатель; 3 — заднее расположение вигателя; К — классическая компоновка; П — передние ведущие колеса; Т — турбонаддув. Й рочерк в предпоследней графе означает отсутствие данных.19