БАРНАУЛЬСКИЙ МОТОР - КАМАЗуМ арку « К амАЗ » з нают все, а вот «Барнаултрансмаш», что называется, не афишировали. О ноипонятно : завод, эвакуированный на Алтай в начале войны, делал двигатели для боевых машин — от танков Т-34 до современных БМП-2. У танковых моторов были игражданскиемодификации — для карьерных самосвалов, судов, т епловозов , — известные, о днако , т олько специалистам. И вот недавно интересы обоих предприятий довольно неожиданно пересеклись. В этом могли убедиться минувшимлетом наиболее любознательные посетители Первого Российского автомобильн ого салона вМоскве (в комплексе «Экспоцентра» на Красной Пресне). Здесь на стенде АО « И нфопромМенеджмент » (о его роли чуть ниже ) был выставлен дизель Д20К-210 производства «Барнаултрансмаша» с ярославской коробкой передач ЯМЗ-238А. Силовой агрегат предназначен для установки на все мо ­ дели КамАЗа — последний уже дал на это официальное разрешение ( л ицензию ) . Здесь придется напомнить, что замену « р одному » д изелю КамАЗ-740 ико ­ р обке передач КамАЗ - 1 5срочнопри ­ шлось искать после грандиозногопожара весной 1993 года на заводе двигателей. Тогда немало автомобилей ушло сКамАЗак заказчикам без силовых агрегатов. П роб ­ лему комплектации частично решали, устанавливая капитально отремонтирован ­ ные моторы , а также закупленные по импорту («Камминс», Л ИАЗидругие ) . К ое - ч ем смог помочь КамАЗу (и УралАЗу — тот на свои «уралы» т оже ставил дизели из Набережных Челнов) ярославский моторный , направив им часть своей продукции . Но она не покрывала дефицит силовых агрегатов. Оказалось, существенно пособить его ликвидации мо ­ гут поставки барнаульских дизелей. И фир ­ ма « И нфопром - М енеджмент » (она находится вМоскве ) взялась приспосо ­ бить такой мотор , остановившись на одной из транспортных модификаций ( Д 20К ) шес тицилиндрового дизеля УТД-20 — т огосамого , к оторый применяется на боевой машине пехоты, БМП-2. Очевидна и заинтересованность акцио ­ н ерного общества «Барнаултрансмаш». Конверсия поставила его передвыбором : либо найти применение своему дизелю на грузовиках, автобусах, тракторах идру ­ гих машинах, либо переходить на новое изделие, что сопряженосбольшимикапиталовложениями , д олгимсроком освоения ипроблемой занятости персонала впереходныйпериод . Барнаульцам по ­ везло: благодаря удачной конструкции их моторы найдут себе «мирное» п ри ­ менение. Эти двигатели по сравнению сКамАЗ 740 и ЯМЗ-236 ( с м . таблицу) при почти одинаковой массе более компактныиэко ­ н омичны , а главное, развивают больший (на 18—23 % ) к рутящиймомент , обладаю т более гибкой внешней характеристик ой . В озможно , барнаульские двигатели в чем-то уступают новейшим иностранн ым аналогам. Зато они дешевле и изначально приспособлены к работе на отечественных эксплуатационных материалах. За последние два десятилетия дизели семейства УТД-20 изготовляли в больших 20 ЗА РУЛЕМ 4/94 количествах по технологии массового производства, п оэтому отпускная цена у них примерно такая же , как у «камазовских». Наконец, чтобы освоить их обслуживание иремонтв автотранспортных предприятиях, не понадобится многовремени : те, к тослужилмеханиками - в о ­ дителями на БМП , х орошознакомыс двигателями. Не секрет , что для иных предприятий конверсия оборачивается дорогостоящейиголоволомной задачей. Ну, а вданном случае — коллективные здравый смысл иинженерный расчет «Инфопром-Менеджмента», «Барнаултрансмаша» и КамАЗа подсказали рациональное решение. Идея хороша, а дальше? « И нфопромМенеджмент » — душа этой идеи — о пе ­ ративно разработал техническуюдоку ­ м ентацию , оснастил дизелемД20К один из КамАЗов , испытал его , согласовал свою работу стехническимислужбамив Наб ережных Челнах. Затем на «Барнаултрансмаше» подготовил производствен ­ ные площади, г дев ноябре прошлого года начата комплектацияКамАЗовновы ­ ми силовыми агрегатами. О дновременносКамАЗом был заключендоговоро поставке в Барнаул безмоторных машин моделей -55111 и -53212. Их ужекомп ­ л ектуютмоторами , а мощность нового завода составляет вгодоколо4 тысяч ма ­ шин, к оторые , естественно, о тгружаютв соседние области. М одификация барнаульского двигателя, предназначенная для КамАЗов , несет индекс Д20К-210П (трехзначное число внем указывает мощность ) . Если заказчик Дизель Д20К-210П в блоке с коробкой передач ЯМЗ-238А.проявит интерес, барнаульцы готовы выпускать и 300-сильную модификацию . Так, у же сейчас начат выпуск модификациимощностью 220 л. с. Традиции «Барнаултрансмаша», м ногие десятилетия работавшего для армии, служат гарантией высокого качества двигателей. К томуже « И нфопром - М енедж ­ мент» — молодая фирма , не отягощенная опытом «социалистического» хозяйствования, берется обеспечить поставку клиен ­ там запасных частей. Она заключила до ­ говор с Бийским автоцентром КамАЗа на гарантийное и послегарантийное об ­ служивание КамАЗовсдизелемД20К 210П. О тметим , что и ликинский автобусный проявил интерес к установке дизеля Д20К на свои автобусы. А фирма «Спецк омплект » ( д очернеепредприятие «Инф опромМенеджмента » ) на заводе вгоро ­ д е Видное Московской области уже оснащает ремонтируемые там «икарусы» а грегатом Д20НР-220 (автобусная моди ­ фикация). Так что безвыходные, казалось бы, ситуации не могут поставить в тупик находчивых предпринимателей . О традно , что оперативно найдено хотя бы частичное решениепроблемы , вызванной последствиями пожара . В озможно , в ближайшее время сфера применения барнаульских дизелей расширится иКамАЗ сам начнет комплектовать ими свои грузовики . Л. ШУГУРОВОсновные характеристики двигателей КамАЗ, "Барнаултрансмаш" и ЯМЗ ' ______^ Параметры Количество цилиндров Рабочий обьем. с м Мощность, л.с./кВт при об/мин Максимальный крутящий момент, кгс-м при об/мин Минимальный удельный расход топлива, г/л.с. в час Масса, кг: двигателя силового агрегата (с коробкой передач) | Коробка передач 950 1330 КамАЗ-15 850 1245 ЯМЗ-238А 995 1385 ЯМЗ-238А3Модель __________КамАЗ-740 8 10850 210/155 2600 65 1800 165Д20К-210П 6 15900 210/155 2200 80 1400 157ЯМЗ-236 6 11150 180/132 2100 68 1500 167ТЕХНИКА