В МАСТЕРСКОдельной комнате установлены компьютери электронные весы, на которых смеши ­ вают в определенных пропорциях с очень высокой точностью две-три, иногда четыре базисные краски. Жестяные банки скрасками расставлены на специальном стеллаже. О н интересен тем, что, нажав на кнопку , м ожно привести в действие механизм , р азмешивающий краску сразу во всех банках. Х орошо перемешать базисные компонентынеобходимо , чтобы получить эмаль того или иного оттенка. «За последнее время появилось так много красок самых неожиданных цветов и отт енков , — сетует г-н Ессен,— что то и дело покупаем дискеты для компьютерасре ­ цептами красок». Но все отлажено ипро ­ д уманодо мелочей. Поэтому вообразить, чтобы не оказалось нужной клиенту краски , просто невозможно . Из специального оборудования, к ото ­ рое включает в себя, естественно, о кра ­ сочные камеры (их четыре), заслуживает внимания централизованная система для сбора пыли, о бразующейсяв процессе подготовкик окраске. Она состоит из очень мощного пылесоса и сети трубо ­ п роводов , и к ней можно подключиться влюбом месте цеха, где идет подготовкак окраске. А вот простейшее приспособление — кронштейн-этажерка для кузовных деталей, на котором их очень удобно заг ружатьв камеру и окрашивать. От тщательности оклейки кузова бумагой зависит, к онечноже , чистота выполнения окрасочных работ. Подставка срулонами бумаги разной ширины сделана так, чтобы упростить операциюоклейки . А использованную бумагу брикетируют на специальн ом прессе для последующей утилизации. Услуги по ремонту автомобилей в Германии, как известно, очень дороги . Не составляет исключения и та, о котороймы рассказываем: окрасить одну деталь — к рыло , дверь или крышку багажника — это 200—280 марок . А стоимость полной окраски машины, к оторую выполняют, кстати, очень редко (она экономически оправдана только для уникальных автом обилей ) , достигает 5000 марок — за эти деньги можно купить приличный подер ­ ж анный «Мерседес». И коль скоро красят К каждому инструменту для зачистки поверхности легко присоединить шланг для отсоса пыли.Помятый, ржавый, неухоженный автомобиль на дорогах Германии — большая редкость: и ездят здесь аккуратнее, чем у нас, и следят за машинами тщательнее. А в случае аварии выручает мастерство ремонтников. Наш корреспондент в Берлине М . ГОРБАЧЕВ рассказывает о работе типичной немецкой мастерской по окраске автомобильных кузовов, где ему часто приходится бывать.Ф ирма «Ессен» принимает заказы как от индивидуальных владельцев, так и от фирм , специализирующихся на кузовномремонте . О краска — дело хлопотное; оборудование дорогое , э нергоемкоеиоп ­ равдывает себя только при полной заг рузке . Поэтому небольшим авторемонтным мастерским выгоднее и проще окрасить машину после кузовногоремон ­ та в такой специализированной фирме . Кстати, от своих коллег г-н Ессен прини ­ мает автомобили, м ожно сказать, без очереди. Представлю его читателям. Владелец мастерской — потомственный маляр: тем же занимались его отец и дед, а само дело открытов 1909 году. Господин Ессен — образец незаурядного трудолюбия. «Трудоголик», как нынче говорят. Хотя унегов мастерской работают пять-шесть человек, красит автомобили, в основном , он сам. И делает это, конечно, на высоком профессиональном уровне. Как хозяин своего дела, г-н Ессен приступает к работе в половине седьмого утра и частенько задерживается до шести, а то и до семи вечера. Зато случая, чтобы заказ не был выполнен ксроку , он не припомнит . О краска двух-трех деталей оперения занимает обычно два-три дня. Есть и очередь — не больше недели. «Герр» Ессен сподручными работает на удивление споро . Как и во многих других ремеслах, более близкоезнакомствос работой маляров показывает, что особых секретов у них нет. Чем, скажите, рабочий на снимке отличается от нашего соотечественника? К лючк успеху — добросовестность, профессиональная выучка, четкая организация работы. Но, разумеется, кое-какие приспособления, инструменты, к оторыередко увидишь у нас, служат неплохим подспорьем . Расскажу о них. У здешних маляров не бывает задерж екскраскойнужного цвета: ведь ее приготовляют прямовмастерской . В от56 ЗА РУЛЕМ 4/94Бумаги при подготовке кузова, как видите, не жалеют.АВТОЗАРУБЕЖЬЕ