47
48
рых, п режде , ч ем приступить к делу, н ужно .проверить (и при необходимости установить) о бороты холостого хода двигателя на бензине , а также угол опереж ения зажигания. Итак, начнем. П рогрейте двигатель на бензине. Плавно откройте расходный вентиль блока арматуры. Полностью откройте заслонку мощностной регулировки (см. ЗР, 1993, № 8) э кономайзерав редукторе-испарителе. Заверните винт экономичнойрегули ­ р овкиэкономайзера полностью и зат ем отверните его на 3—3,5 оборота. Заверните винт холостого хода (на смесителе) до упора и затем выверните его на 3 — 4 оборота. Заверните винт регулировки давления второй ступени редук ­ тора до упора и выверните его на 5—6 оборотов. Установите частоту вращения коленвала двигателя — 3000...3500 об / м ин . Д ля этого можно воспользоваться воздуш ­ ной заслонкой («подсосом»). Переведите переключатель вида топлива в нейтральное положение , а затем вположе ­ ние «газ». После того, как двигатель заработает на газе, плавно уменьшите его обо ­ р оты . При первых перебоях добейтесь максимально возможной частоты вращения коленвала винтом регулировки давления во второй ступени редуктора , поворачивая егов ту или другую сторону (сохраняйте то положениерукоятки привода воздушной заслонки, при котором начались перебои). П родолжайте плавно уменьшать частоту вращения, вдвигая рукоятку привода воздушной заслонк и . К онечно , постарайтесь сделать" это так, чтобы двигатель не заглох. Затем установите рукоятку привода воздушной заслонки в исходное положе ­ ние, а винтом холостого хода смесителя добейтесь минимально устойчивой частоты вращения коленчатого вала двигателя. П отом , заворачивая винт регулировки давления во второй ступени редуктора , добейтесь «беспровального» перехода на повышенную частоту вращения, к онтроли ­ р уя по индикатору давление во второй ступени редуктора на холостом ходу ( п одробнеео работе редукторав ЗР, 1993, № 8). Расположение отверстий для газа в корпусе дроссельных заслонок карбюраторов ДААЗ-2105, -2107, -2140.Частота вращения коленчатого вала при работе на газе должна лежать в пределах 800...900 об / м ин при содержа ­ нии СОв отработавших газах 0,3...0,8 %. Регулировать экономайзер лучше всего, установив машину на стенд с беговыми барабанами. Они есть на СТО, автобазах. Как действовать, если нет стенда, м ы расскажем ниже . Итак, автомобиль на беговых барабанах. Установите нагрузку, соответствующ уюдвижению на горизонтальном участке дорогис твердым покрытием со ско ­ ростью 50 км / ч . Перед регулировкой заверните винт упора мембранного механизма на крышке экономайзера (винт экономичной регулировки), затем выверните на 2—3 оборо ­ та. Винт мощностнойрегулировки заверните до упора и выверните на 8—10 оборотов. При движении (на барабанах) на III передаче со скоростью 50 км / ч отрегу ­ лируйте подачу газа в смеситель с пом ощью винта экономичнойрегулировки таким образом , чтобы содержание окиси углерода в отработавших газах находилось в пределах 0,25...0,4 %. Положение винта мощностной регулировки подбирают при полной нагрузке на двигатель при движении автомобиля со скоростью 80—90 км / ч так, чтобы содержание СО в отработавших газах составляло 2,5...4 %. Если нет стенда сбеговыми барабанами (а это наиболее частый случай), п оложение винта экономичнойрегулиров ­ ки подбирайте вдорожных условиях. Вывертывая указанный винт на 1/4 обо ­ рота, проверяйте каждый раз плавность троганья с места и движения (без рывков) на II иIII передачах со ско ­ ростью 20...30 км / ч . При первых признаках ухудшения ездовых качеств заверните винт на 1 /4 оборота . После этого проверьте и, если нужно , отрегулируйте холостой ход на газе. П оложение винта мощностной регулир овки подбирают, чтобы разгон на гори ­ зонтальном участке ровного шоссе был наиболее быстрым . Л учше всего доверить регулировкуопытному специалисту, использующему указанную выше аппаратуру. Но, как показал опыт, автолюбители, знающие последовательность операций, м огут добиться успеха и самостоятельно.НЕ ЖДИТЕ ЧУДЕС ОТ ШИНВ статье «Какие бывают шины» (ЗР, 1994, № 1) мы обещали рассказать о том, годятся ли для наших дорог легковые шины зарубежного производства. Ответ не столь очевиден: ведь заплатив от 50 (шина «Монарх») до 80 — 1 20 («Мишлен», «Континенталь») за 13-дюймовую или 120 — 1 30 долларов за 14-дюймовую покрышку, многие ожидают от нее особенно высоких эксплуатационных качеств и износостойкости. Однако нередко бывают разочарованы. Владельцам иномарок, для которых «волговские» или «москвичовские» шины не подходят, делать нечего. А нужно ли переплачивать за новую импортную шину для «Жигулей» или «Спутника»! Прежде, чем решить это для себя, прочтите статью заведующего лабораторией НИИ шинной промышленности, кандидата технических наук Ю. ЛЕВИНА.Вся сложность «адаптации» заключается втом , что шины, к оторымиукомплек ­ тованы импортные автомобили, предназначены главным образом для «своих» условий. Те, как известно, р езко отличаются от наших не только протяжен ­ ностью твердых дорог , но и качеством покрытия . Ровное, в меру шероховатое, без грубых дефектов, о но куда менее разрушительно действует на «обувь». К рометого , заводы — изготовители автомобилей в интересах конкурентоспособ ­ ности предъявляют довольно жесткие требования к шинам. (Надо сказать, к он ­ куренция на шинномрынкежестокая : без высококачественной продукции за умеренную цену там просто нечего де ­ лать.) Основные требования — качество изготовления, комфортабельность качения и безопасность. У же внешний вид хорошей шины свидетельствует о высокой культуре производства и качестве изделия. К ом ­ фортабельность качения достигается пог лощением вибраций, создаваемых доро ­ гой, и предотвращением собственных вибраций шины. Это свойство зависит не только от конструкции , но и от высокой однородности шины, равномерности распределения материалов по окружности . Безопасность включает скоростную над ежность шины, устойчивость и управляемость, а также требования прочной посадки на ободеи «удержания» воздуха в случае прокола в сочетании схорошими сцепными качествами. Конечно, при этом не забывают ио таких важных характеристиках, как износо ­ стойкость, потери на качение (они влияют на расход топлива) и создаваемый при качении шум . Современная шина — р е ­ зультат компромиссамеждумногими качествами, к оторые находятся в противоречивой связи. Н апример , чем выше износостойкость, тем хуже сцепление, больше потери на качение. Поэтому каждая шина конкретной модели с данным рисункомпротектора обладает определенными до ­ стоинствами и недостатками, а дело реклам ыи продавца — убедить покупателя,ЗА РУЛЕМ 4/94 47А-А (2=1)№йф что для его машины и условии эксплуатации нужна именно эта шина. Итак, з арубежныефирмы делают шины, отвечающие требованиям своего рын ­ ка. О днако всегда ли они будут хорошии для нас? Д ело не столько в самих шинах ( к онструкциии качестве изготовления), с кольковтом , что зачастую владельцы импортных машин ездят по нашим доро ­ гам на таких шинах, к оторые на это про ­ сто не рассчитаны. Н апример , с корост ­ ные покрышкисмягким подканавочным слоемибрекером из тонкого металлок орда , к оторые на автострадах способны прослужить 100 000 км , на наших дорогах едва выдержат и половину этого пробега . С корее всего, они выйдут из строя вследствие разрушения каркаса или бре кера. Здесь уместно сказать, в чем основное отличие «средней» шины американского , е вропейского или японскогопроизвод ­ ства от нашей.Как правило, х одимостьимпортной выше (в среднем на 10—15 % ) . Это опреде ­ ляется более высокимуровнемшиннойи нефтехимической промышленности. С ледующееважное качество, к оторое уже упоминалось , — комфортабельность езды , создаваемая такимифакторами , как однородность распределения материала и, соответственно, м инимальные вибрации при качении. Здесь технология зар убежныхфирм позволяет тоже достичь более высоких результатов. (Важнейшие особенности конструкции типичной шины выделены на рисунке.) Д ругой упоминавшийся важный крите ­ р ий — безопасность движенияи сцепление сдорогой . В этом отечественные шины — опять-таки на наших дорогах — не хуже западных. К сожалению , в хоро ­ ших условиях работы их недостатки, п реж ­ д е всего худшая однородность , проявляются куда заметнее, что и служит основной причиной непопулярности нашихшин за рубежом . К томуже внешний вид оставляет желать лучшего. Есть у наших еще одна особенность: они, с корее , всесезонные, тогда как заруб ежныеобычно предназначены для опре ­ деленных условий. Правда, в последнее времяи там появились всесезонные шины. А мы , что называется, сами того не зная, делали их всегда... Защищенность от случайных повреждений , вызывающих вздутия и разрывы каркаса или брекера , у них не хужезарубежных , а у иных моде ­ лей лучше. Из этого сопоставления вытекает главное — противопоказаний для эксплуатации импортных шин на наших дорогах нет, но есть ряд особенностей, к оторыенужно учитывать. П режде всего, с верхнизкопрофильные шины сотношением высоты профилякегоширине 0,40—0,60, по сути, н епригод ­ ны для наших дорог . Д ело не тольковповышенномшумеи вибрациях, к оторые они плохо поглощают , уменьшая тем сам ым ресурсы амортизаторов и подвески. Здесь высока вероятность разрушения не толькосамой шины, но и обода колеса. П ричем последствия проявляются не сразу, а позднее, застигая водителя врасплох где-нибудь на магистрали. И если вы всетаки хотите ездить на таких шинах — б удьтеособенноосторожны , старайтесь миновать ямкиикамни , а такжерегулярно осматривайте закраины ободов ибокови ­ ны шин. Вообще к использованию низкопро ­ фильных шин нужно подходить, как нынче говорят, д ифференцированно . Если для колес «Москвича» или «Волги» н изкопро фильность вполне допустима, то для колес малогоразмерасшириной профиля шины 155 ммименее — едва ли. Опыт эксплуатации показал, что механическимповреж ­ дениям наиболее подвержены шины « О ки » и «Таврии» р азмера 135/80R12 и 155/70R13. В прочем , на «жигулях» и «спутниках» м ожно использовать и обычные, и низкопрофильные покрышки. С ловом , при покупкеи эксплуатации импортных шин нужнохорошо знать их особенности, а также для каких условий они предназначены — чтобы не ездить по льду и снегу на летних автострадных по ­ к рышках . Д ля наших условий, к онечно , лучше всего приобретать шины всесезонн ого типа и, желательно, з имние (M-f-S). М ногих интересует, как обстоит дело с гарантиями. Д олжен пояснить: никаких официальных гарантий на долговечность или пробегзарубежныефирмы не дают. Ведь самый износостойкийпротектор при желании можно сделать «лысым» за 5—10 тысяч кмпробега , о собеннопридвижении по горнымдорогам (а их в Евр опе , как известно, немало). Ш инумогут заменить владельцу только втом случае, если она разрушилась не по вине води ­ теля прежде , ч ем полностью износился протектор . В прочем , доказать вину води ­ теля довольно сложно . Тем не менеетор ­ говцы шинами могут на свой страх и риск устанавливать определенные гарантии ( н апример , п робег ) в целях привлечения покупателей. И последнее. М ногие спрашивают, г о ­ дятся ли западные шины для «наварки» п ротектора . К онечно , если это позволяет сделать их техническое состояние (после шлифовки). И, разумеется, если есть под ­ ходящие пресс - ф ормы . Известно, что из ­ ношенные шины западного изготовления наиболее употребительных «жигулевских» р азмеров наваривают многие заводы.Ш Широкая продольная канавка посредине поднимает большое количество воды и предотвращает аквапланирование.• У зкие продольные канавки отводят воздух и снижают уровень шума. Одновременно переход к плечу протектора становится мягче, а это повышает комфорт.IПрямые продольные выступы в Поперечные канавки - "ручейки". Их расположение и форма придает жесткость рисунку протектора, что обеспечивает бесшумность и равномерный износ. Разделение протектора ручейками" повышает комфорт и сцепление с мокрым покрытием. Также эти "ручейки" обеспечивают лучшее охлаждение шины, что в свою Ш Поперечные канавки, имеющие форму дуги, удаляют воду и эффективно умень шают вероятность аквапланирования. Так как канавки закругляются к середине уровень шума понижается. Выступы протектора планомерно перемещаются по колее. Корд Жесткость гарда и конструкция шины тщательно сбалансированы с жесткостью протектора. что позволяет легко управлять автомобилем и держать дорогу . очередь уменьшает износ.середине протектора устраняют вибрацию и значительно снижают уровень шума. Одновременно они придают колесу стабильность, четкую управляемость и быструю реакцию.В Узкие продольные канавки отводят воздух и также понижают уровень шума.Так устроен протектор комфортабельной малошумной шины.48ЗА РУЛЕМ 4/94