12
13
14
15
КАКОЙ НАМ НУЖЕН ДВИГАТЕЛЬВопрос не праздный: большинство автолюбителей в странах СНГ имеют дело с моторами, конструкции которых, мягко говоря, не новы и давно знакомы. В то же время у нас появляется все больше иномарок, среди которых и машины со стажем, и те, что называют последним словом техники. Какие же двигатели лучше отвечают спартанским условиям эксплуатации в СНГ: может, все-таки наши, проверенные временем! А насколько «жизнеспособны» здесь ультрасовременные конструкции! Наконец, как может выглядеть «идеальный» двигатель, спроектированный для отечественного автомобиля с учетом нашей специфики! Эти непростые, но, уверены, интересующие многих вопросы ставит и пытается ответить на них в своей статье кандидат технических наук А. ХРУЛЕВ, хорошо знакомый читателям. Разумеется, автор не претендует на истину в последней инстанции. Кстати, доводы его совсем неоднозначно воспринимаются ив редакции. Однако подкупает то, что приведенные обоснования тех или иных решений основаны на богатом опыте и анализе конструкций многих двигателей, восстановленных фирмой «Иномотор», где А. Хрулев работает техническим директором. В этом, на наш взгляд, главная ценность материала. «КОПИЯ» УСТУПАЕТ ОРИГИНАЛУ Создалось впечатление, что для отечественной автомобильной промышленности двигатель на протяжении многих лет остается «большой загадкой». Иначе как объяснить, что, например, двигатели ВАЗ-2101, -2106 выпускаются уже 20 лет. Более новые ВАЗ-2108 и -083 сильно смахивают на моторы «Ауди» и «Фольксвагена» (даже имеют взаимозаменяемые с ними детали). О «Москвиче» вообще не стоит говорить — один-единственный двигатель за четверть века, по сути, без изменений, а прототип многих конструкторских решений легко угадать — БМВ. Как соотнести это со множеством моделей и вариантов двигателей у любой иностранной фирмы, к тому же непрерывно совершенствующей их конструкцию, технологию, использующей всё лучшие материалы. Давайте посмотрим, в каком направлении совершенствуются наши двигатели. Важнейшее различие моторов ВАЗ-2101 (1970 г.), -2105 (1980) и ВАЗ-2108 (1984) заключено в распределительном механизме и его приводе. Ременный привод технологичнее, дешевле в производстве, тише работает. Но велик ли от него выигрыш в эксплуатации, кроме снижения шума? Зато случаев внезапного обрыва или проскальзывания ремня из-за срезания зубьев — предостаточно. Правда, на -2105 это к беде не приводило. Но, проектируя -2108, почему-то решили — пусть себе клапаны гнутся! Проблему надежности -2108 обострило и то, что водяной насос получает вращение от того же ремня, что и распредвал, а случаи разрушения подшипников и, вследствие этого, нарушения работы привода распредвала не так уж редки. Привод клапанов посредством толкателей — также не лучший вариант конструкции: износ клапанов и направляющих втулок почти такой же, как у ВАЗ-2101, зато отрегулировать зазоры — целая проблема: и сложно, и шайбы регулировочные не всегда найдешь. Считается, что в распределительном механизме без рокеров меньше силы инерции — можно увеличить максимальную частоту вращения. Но у ВАЗ-2108 номинальная мощность достигается при 5600 об/мин, как иу -2101. В чем же выигрыш? Еще один недостаток конструкции ВАЗ-2108 — увеличенная высота двигателя, что влияет на коэффициент лобового сопротивления автомобиля. Попытка опустить двигатель, чтобы понизить линию капота, делает уязвимым поддон: бойтесь препятствий на дороге! (Опасность устранима, если наклонить двигатель, что сделано на многих «ауди» и «фольксвагенах», но не на ВАЗ-2108.) Вот и получается, что наша «копия» оказалась хуже не только «родного» двигателя «Ауди-Фольксваген», но в чем-то даже -2101. Беда наших автомобилестроителей в том, что, слепо копируя чужие решения, они словно забывают, в какой стране, по каким дорогам будет ездить немалая часть сделанных ими машин. В самом деле: для того, чтобы двигатели, подобные «Волво», «Ауди», «Фольксвагену», были надежны, требуется, в частности, высокое качество ремня и сальников коленчатого и распределительного валов, хорошая герметизация ремня от пыли и грязи. Если на -2105 ничего этого не было и ремень ходил недолго (правда, поменять его даже в дороге — дело получаса), то на -2108 сделали шаг вперед: ремень, сальники — все импортное. Зато подшипник водяного насо-Прототип двигателя, адаптированного к условиям стран СНГ 1. Цепь привода газораспределительного механизма. Вспомогательные валы и дополнительные звездочки отсутствуют. 2. Плавающий палец — увеличивает ресурс соединения шатуна и поршня. 3. Короткие и легкие поршни — позволяют снизить массу двигателя. 4. Привод распределителя зажигания — непосредственно от распределительного вала. 5. Двухклапанная головка цилиндров — приемлемые мощность и экономичность при простоте конструкции, малом количестве деталей, легкости обслуживания и ремонта. 6. Блок цилиндров — без мокрых гильз. 7. Упорные полукольца на задней опоре коленвала — разгружают вал от дополнительных осевых нагрузок со стороны сцепления. 8. Стальной штампованный поддон — не разрушится при наезде на препятствие. 9. Маслоприемник — деформацию при ударе. допускает10. Маслонасос с шестернями внутреннего зацепления — приводится непосредственно от коленвала.12ЗА РУЛЕМ 4/94 ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯса оказался явно ненадежным элементом в приводе (характерно, что на новом двигателе «Москвича» и у «Таврии» сделано точно так же!). Ну, а что делать, если ремень порвался за сотни километров от дома, где и станции техобслуживания нет. Скорее всего владельцу ВАЗ-2108 в такой ситуации ни один «Совет бывалых» не поможет. Где взять ремень, новые клапаны, приспособления, специнструмент для снятия и разборки головки? Не возить же с собой в багажнике! (В Европе-то вряд ли придется долго добираться до телефона, чтобы вызвать техничку.) Напрашивается вывод — двигатель ВАЗ-2108 (да по нашим данным, и новый двигатель «Москвича») годится в первую очередь для экспортных машин, в крайнем случае для эксплуатации в больших городах СНГ с развитым автосервисом. На большей части территории СНГ автомобиль с подобным двигателем будет время от времени доставлять хозяину неудобства, а то и неприятности. ФОРМУЛИРУЕМ ТРЕБОВАНИЯ К МОТОРУ Значит, нам нужны другие двигатели — но какие? Ответить не так просто. Сформулируем сначала самые общие требования к двигателю. Максимальная простота и надежность, которая должна быть обеспечена не столько высоким качеством изготовления деталей (у нас на это трудно рассчитывать), сколько продуманной конструкцией. «Живучесть» — выход из строя одних узлов и деталей не должен вызывать повреждения других. Ремонтопригодность наиболее сложных и дорогих деталей (например, блока цилиндров, головки блока и др.) после большого пробега. Технологичность обслуживания и ремонта (например, возможность снять головку блока, не разбирая распределительный механизм, доступность регулировок и т. д.). Малые габарит и масса. «Невосприимчивость» к низкооктановому топливу. Высокая мощность и умеренный расход топлива. Для наших условий наиболее важны первые два требования: если они удовлетворены — значит, меньше вероятность серьезных поломок, легче их последствия (в ряде случаев можно своим ходом добраться до места ремонта). Как же должны быть сконструированы те или иные элементы двигателей, чтобы обеспечить выполнение перечисленных требований? Начнем с распределительного механизма. чатый ремень способен до срока порваться или проскальзывает, если «срезало» его зубья. Его применение требует предусмотреть дополнительный сальник распредвала, специальную защиту от пыли и масла. А вот роликовую или зубчатую цепь практически невозможно оборвать (такие случаи крайне редки), поэтому она предпочтительнее. Желательно предусмотреть автоматический натяжитель цепи или ремня. Он способствует увеличению их ресурса, предохраняет другие элементы привода от поломок при ударах цепи, от перескакивания ослабленного ремня через несколько зубьев (такие случаи бывают!), уменьшает трудоемкость технического обслуживания, особенно когда к натяжителю плохой доступ. При всем многообразии конструкций автоматические гидронатяжители цепи ничуть не сложнее (если не проще), например, ручного — в двигателях ВАЗ-2101...-2106. В двигателях с приводом распредвала зубчатым ремнем должен быть исключен контакт клапанов с поршнем, иначе, как уже отмечалось выше, обрыв ремня может повлечь такие разрушения, которые в дороге не устранить. В свою очередь, если в моторе с цепным приводом сделан невозможным контакт поршня и клапанов — значит, исключена и поломка деталей при «перекрутке» Выше отмечено (многие знадвигателя (превышении максиют это по опыту), что зубмальной частоты вращения) или в случае ошибочной установки фаз газораспределения. С точки зрения надежности и ремонтопригодности деталей немаловажны и другие особенности конструкции распределительного механизма. Например, в отсутствие хорошего сервиса разумнее отказаться от гидротолкателей или гидрокомпенсаторов в приводе клапанов. Эти устройства заметно снижают шум двигателя, трудоемкость обслуживания, но очень «не любят» грязного, недоброкачественного масла и плохих фильтров. При попадании грязи в плунжерную пару гидротолкателя тот может заклинить, что повлечет ускоренный износ кулачка или поломки деталей в приводе клапана. В моторах с верхним распределительным валом (составляющих абсолютное большинство современных конструкций) наиболее часто применяются три основные схемы привода клапанов: с рычагами (как у ВАЗ-2101... -2106), толкателями (как у ВАЗ-2108) и коромыслами (как у «Москвича-412»). Первые два варианта увеличивают высоту двигателя, точнее, головки цилиндров с крышкой (о нежелательности этого говорилось выше). Кроме того, механизмы с рычагами часто отличаются шумностью, которая возрастает по мере износа и увеличения зазоров (с увеличением пробега). Это неприятное свойство менее11. Верхний распределительный вал — приводит клапаны через коромысла без гидротолкателей. Такая конструкция уменьшает высоту двигателя. 12. Выборки в днище поршня предотвращают контакт клапанов с поршнями. 13. Стальная штампованная крышка головки — не сломается, например, при перетяжке болтов крепления, хотя герметичность стыка обеспечить труднее, чем при литой алюминиевой. 14. Длинный успокоитель цепи коробчатого сечения — снижает шум привода. А ^ 15. Насос охлаждающей жидкое ти — приводится клиновым ремнем; его легко демонтировать для ремонта или замены. 16. Многоручьевой ремень — автоматически натягивается роликом с пружинным механизмом. Большой угол охвата шкива генератора позволяет уменьшить усилия, увеличить ресурс ремня и подшипников. 17. Гидронатяжитель — увеличивает ресурс цепи, сокращает обслуживание мотора, доступен для ремонта и демонтажа. 18. Фильтр — при таком его положении неисправность противодренажного клапана не повлияет на подачу масла при пуске. 4 За рулем № 4 ЗА РУЛЕМ 4/94 134 ОЦЕНКА ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ К УСЛОВИЯМ ЭКСПЛУАТАЦИИ В СНГ\ \ \ \ и Марка модель автомобиля о Параметр \ о то Г* т оо 84 4 13 0оtако о. о к' X а а. X сО а. о XСXоXяXSс 89 4 23 1ааига а. О ВокОXс о. О оо г» to оm о CQ кс^t'u о о.« < CQ70 4иSi о * *,- <3 ия 1- o nXопt XXXк XXXt и а. ЧсЗX XXt 90 4 1,6>» S а58« а* Г* го ев (П к; г> ас Во о. к Оm сч . и Sо о. и S 80 4 23 1 о"< со79 4<<89 4 1.1 0СО<67 4 13 1<69 4 2,5>х о•х>х Ои3г85 4 13 0ГГ83 4 1,8Годвыпуска цилиндров объем, лX Xг 84 4 13 011И81 6 2,0 83 4 13 0«=< аР4 13 1е* X ОXгв It°?чI ооX8 •— 8 1с34 13 0кг 8 ft04 1,6< < < и79 5 2,0 82 4 23о о е* Шк* оо Г* т ш из 83 6 2,0в а.в4я о<а Оmк о Г> О ШчоСО Е6(3 ии а. ояо S 84 6вS иО О. бQ. 0 ич0сшиt о. и ДО * о. Х'Х овтетш5с 88 4 2,0э91 V6 2,8£R О Q. О Н ct а. о>,X ниаX£ Л ЧXаЙк аЧчX ct ас Xоо а. с(л чи8979 4 1.4 188 4 23 082 V6 3,0э! 91V8 5,0в Я?89 V6 3,0 90 V6 3,0gel оа£ X•87V8 4,24 13ЧислоРабочийЫ1М02,02,8Ц епной привод распр. механизма Отсутствие вспомогательных валов Исключение кон ­ такта клапанов с поршнем Стальной штампо ­ ванный поддон Деформируемый маслоприемник Блок без мокрых гильз Привод водяного насоса клиновым ремнем Непосредственный привод распределителя Привод маслонасоса непоср. от коленвала Карбюратор Возможность ра ­ боты на низкооктановом топливе Автоматический натяжитель цепи, ремня Отсутствие гидротолкателей в приводе клапанов Суммарная относительная оценка1110010011111101001111110110I'1001'11'10100011111010101101'1111111'1'111000'1'11111110111111110100110111I001010111111000110100000011.11111100111.1i11111111010111110110011111111110111111111111100100000100010001000100000000001100110010000'1 11000001000001011 1111 001 0I 11 000 01 01 11 11 01 11 01 00 01 00 00 00 01 00 00 00 00 00 00 0'0'0'0'0000101101100010010111111101111111111011'76I11111111101'47000005353686247597582708565718562536282535659535056596259595953100Примечание. В таблице критериям. Оценканеприведены втребования2-йгруппы,упомянутые принят зав тексте, однако 100%).итоговаяоценка определенас учетомсоответствияиэтимприведенапроцентах(уровеньпрототипахарактерно для моторов с толкаускоряет износ деталей в сотни и телями и коромыслами, однако тысячи раз. Кроме этого, качетолкатели усложняют конструкственно отремонтировать гильзу цию, обслуживание и ремонт. (увеличить диаметр под поршень Их применение более оправдано ремонтного размера) неизмеримо на высокооборотных двигателях, сложнее, чем блок цилиндров, а поскольку силы инерции в газоремкомплект «поршни — кольраспределительном механизме ца — гильзы» обычно ощутимо доменьше, чем в схеме с рычагами роже комплектов без гильз. или коромыслами. Но моторы, Нередко для привода вспомовысокофорсированные по оборогательных агрегатов служит спетам, обычно менее эластичны — циальный валик, а некоторые мохуже приспосабливаются к изметоры оснащают балансирными нению нагрузки. И при частоте валами для уравновешивания сил вращения, не превышающей инерции и снижения вибраций. 6000 об/мин, скорее проявляются Значит, появляются дополнительпреимущества конструкции с коные подшипники скольжения с ромыслами, нежели достоинства каналами подвода масла — уссхемы с толкателями. ложняется конструкция. Выход Очень важное условие надежиз строя одного из подшипни(это случается) вызовет ности двигателя — отсутствие ков «мокрых» гильз. Двигатели с ними падение давления масла и серьчасто получают повреждения езные последствия (не говоря уже (разгерметизация стыка гильз со случаях поломки таких валов). головкой блока) даже от неПоэтому желательно, чтобы большого перегрева (например, маслонасос приводился непосредпри выходе из строя термостата ственно от коленчатого вала. или электровентилятора). ПослеТогда поломки валиков, шестерен, дующее попадание воды в масло шлицев и т. п. не смогут14 ЗА РУЛЕМ 4/94прервать подачу масла в двигатель. То же относится ик распределителю зажигания. Наиболее надежен его привод непосредственно от распределительного вала без участия шестерен и валиков. Если водяной насос приводится зубчатым ремнем (вместе с распредвалом) — значит, привод газораспределительного механизма оказался зависим от такого ненадежного элемента, как подшипник насоса. При его разрушении потребуется более трудоемкий ремонт, чем в случае привода насоса клиновым ремнем,— уже потому, что насос «спрятан» под кожухом зубчатого ремня, его гораздо сложнее снять и поставить. На двигателях, где возможен контакт поршня с клапанами, такая конструкция вообще ничем не оправдана, поскольку поломка насоса потребует снимать и ремонтировать головку блока цилиндров (как и бывает у ВАЗ-2108).нее стальной штампованный поддон картера, а не литой алюминиевый. При ударе о препятствие стальной поддон, как правило, только деформируется, алюминиевый же разрушается. Кроме того, конструкция маслоприемника должна допускать его деформацию при смятии поддона (вспомним «жигулевские» двигатели, у которых так легко обломить алюминиевый маслоприемник). Не последнюю роль в надежности двигателя играет система питания. Применяемые системы можно разделить на карбюраторные, с электромеханическим ис электронным впрыском топлива. Опыт эксплуатации не только зарубежных, но и отечественных автомобилей показывает, что крайне редки такие дефекты карбюратора, при которых невозможно «оживить» двигатель. То же относится ик бензонасосу — если он неисправен, в крайнем случае Практика показывает, что для топливо в карбюратор можно поезды по плохим дорогам практичдать под давлением воздуха, на- холодный) достигаются оптипредставляет собой оценку даннию и сервису в близком будущем не удастся, поскольку это мальные зазоры в соединении ного двигателя. «плавающего» пальца с шатуном иВ таблицу внесены бензиновые требует огромных капиталовлопоршнем. двигатели, в разное время отжений. Нам очень пригодился бы Конструкция поршней имеет ремонтированные фирмой «Ино- опыт не Запада, а Востока. существенное значение для снимотор», поэтому те или иные осоДействительно, в нашем «конжения массы двигателя. Последбенности их конструкции извекурсе» наиболее высокие оценние пять — семь лет мировое стны. Для сравнения представлеки — у японских ДВИ1 а имей, что моторы.' закономерно: в них использовали двигателестроение переходит от ны и отечественные удовлетвопростые конструкторские решеотносительно тяжелых длинных Двигатель-прототип, поршней к коротким легким, к ряющий вышеперечисленным трения. Этот результат опровертонким кольцам и пальцам меньбованиям (см. рис.), также предгает и расхожее, пришедшее шего диаметра. У японских двиставлен в таблице (ясно, что у откуда-то из Европы мнение гателей выпуска 1980—1989 гг. него максимальная сумма бало низкой надежности или даже масса поршня и диаметр пальца лов) . Для удобства сравнения «одноразовости» японской техниТак или иначе, при отказе 240—250 ги 18—20 мм соотв таблице даны относительные ки. Именно у таких конструксистемы впрыска возникает пробветственно при диаметре и объеме оценки (отношение набранных ций больше шансов на «выжилема транспортировки автомобиля цилиндра, близких к ВАЗ-2108. баллов к максимально возможной вание» в СНГ. Кстати, их достак месту стоянки или ремонта. В конструкциях двигателей евросумме, выраженное в проценточно просто ремонтировать, в отличие от, например, «мерседесов», Поэтому с точки зрения напейских фирм также заметно тах). американских «фордов» и «кадилдежности чаша весов явно скло«японское» влияние. Легче поршСледует иметь в виду, что няется в сторону карбюратора. ни и пальцы — значит, меньше низкий балл у того или иного лаков». (Иное дело — улучшение экономассы шатунов и коленчатого мотора конкретной фирмы вовсе В заключение следует огомичности и повышение мощности вала, тоньше стенки блока цине означает, что он плохой — сковориться: заложенные в таблицу линдров, то есть существенно при использовании систем электрее наоборот. Чем ниже балл, тем критерии в известной мере ронного впрыска топлива.) В наснижается масса двигателя и его сложнее конструкция, тем выше субъективны, поэтому результаты металлоемкость. У нас неплохим ших, весьма специфических услотребования к материалам, техноне следует рассматривать как виях карбюратор все же предпримером технического компрологиям, качеству, сервису, в нее абсолютно достоверные. Хотемисса могут служить поршни почтительнее. заложенным. В то же время лось бы с их помощью наВАЗ-2108 (масса — 290 г, диаМы рассмотрели основные ресамые простые конструкции, напомнить специалистам нашей метр пальца — 22 мм). шения, которые, на наш взгляд, бирающие больше баллов, могут автопромышленности о том, что целесообразно заложить в конобладать высокой надежностью за границей делают много заместрукцию двигателя, если автодаже при не слишком высоком чательных вещей, но не все так ИДЕАЛЬНЫЙ ПРОТОТИП? мобиль эксплуатируют там, где качестве изготовления (что, с нахороши, как того хочется, или нет хороших дорог, не развита Теперь попытаемся изобрашей точки зрения, весьма актуалькажутся на первый взгляд. Наинфраструктура. Кроме перечисзить конструктивную схему двино для отечественной автопродеемся, и тем, кто ездит на автоленных, важны и такие качества, гателя для автомобиля малого мышленности), а также послемобиле зарубежного производства как большой ресурс, несложность класса, который удовлетворял бы дующего технического обслужиили собирается его купить, тоже обслуживания и ремонта. будет над чем подумать. всем перечисленным выше тревания и ремонта. Здесь одно из основных усбованиям. Посмотрите на его эсАнализ оценок дает основание ловий — опять же простота киз; ничего нового он не содержит. для некоторых выводов. ПаО ТРЕДАКЦИИ . Итак, конструкции. Желательно, чтобы Но именно определенное сочерадоксально — конструкция насвое мнение о том, каким долдвигатель не был «слишком» тание хорошо известных конших двигателей оказывается межен быть двигатель, отвечающий многоцилиндровым, предпочтитеструкторских решений могло бы нее приспособленной для «родспецифическим условиям России лен один распределительный вал. обеспечить лучшую приспособных» условий, чем у многих и соседних стран СНГ, высказал Ведь чем сложнее конструкция, ленность к нашим условиям японских и европейских мотоопытный инженер-практик. Котем больше изнашивающихся деэксплуатации. ров. Другой интересный итог: нечно, хотелось бы знать, каталей, а значит, тем дороже обойтаких кой видят его конструкцию двиСформулировав основные треконструкции двигателей дется ремонт. То же относится бования к двигателю, попробуем ведущих фирм, как «Мерседесгателисты НИИ, отечественных ик многоклапанным головкам, определить, какие из известных Бенц», БМВ, «Волво» и «Ауди», автомобильных заводов: ВАЗа, хотя двигатели с ними обладвигателей различных фирм наитоже не набирают высоких АЗЛК, ГАЗа и других. Мы дают лучшими характеристиками. более пригодны для таких услобаллов. познакомили с этой статьей веКрайне отрицательно влияет вий. Для этого мы свели в таблиА это значит, что «повторение» дущих специалистов отрасли и нана ресурс двигателя повышенная цу все основные требования, таких конструкций в СНГ было бы деемся, что они также поделят«чувствительность» к низкооктаразбив их на две группы. В перошибочным, поскольку они нася своими соображениями на новому бензину. Правда, встревую вошли довольно жесткие, дежно работают только при страницах журнала. Приглашаем чаются моторы с высокой стевыполнение которых значительно условии высокого качества исвысказаться и вас, уважаемые пенью сжатия, которые после повышает надежность двигателя, полнения (материалы, технолочитатели: быть может, такое обнезначительной корректировки а также уменьшает вероятность гия и т. д.), обслуживания и суждение ускорит появление двизажигания удовлетворительно раповреждений, поскольку отказ ремонта. Достигнуть такого кагателя современной, простой и ботают на АИ-92 и даже на А-76. или разрушение одних элементов чества нашему автомобилестроенадежной конструкции. Но много примеров другого рода, не влияет на работоспособность когда такой переход приводит к других. Вторая группа — более поломке перемычек между кольмягкие требования, выполнение ФИРМА "АРТЕГ" цами на поршне (при нормалькоторых также способно увелином угле опережения) либо к чить надежность мотора, но непредлагает со склада в Москве: прогоранию выпускных клапанов соответствие им не столь прин(если угол опережения уменьципиально, как в первой группе. шен). Кроме них, во вторую группу В условиях высокой запыленвключены условия, необходимые ности, грязных дорог лучше, когда для увеличения ресурса, снижевсе (или хотя бы верхнее и нижния трудоемкости и стоимости автоподъемники; шиномонтажные стенды; баланнее) поршневые кольца имеют обслуживания и ремонта двисировочные станки; электровулканизаторы; компизносостойкие покрытия. Ресурс гателя. таких двигателей, по крайj рессоры; установки регулир. схода—развала колес; Если двигатель удовлетворяет ней мере, в полтора-два раза какому-либо требованию, это отдиагностическое оборудование; пескоструйные мабольше, чем тот, к которому мы мечено в таблице цифрой 1, если шины; сварочные полуавтоматы; гидроправки и друпривыкли. Обратим внимание и на нет — 0. Для последующей, гое оборудование. конструкцию верхней головки шапусть приближенной, количетуна: при плавающем пальце ственной оценки будем умножать Осуществляем монтаж и наладку. ресурс деталей больше, чем при каждое число на коэффициент 2, запрессованном в шатун, поесли оно соответствует 1-й группе | скольку независимо от температребований, и на 1 — для 2-й. Тел. (095) 468-50-38. туры двигателя (горячий или Сумма всех полученных баллов икачанного в бак шинным насосом. Иное дело — впрыск топлива. В электронных системах отказ компьютера, расходомера воздуха или бензонасоса не позволит автомобилю даже сдвинуться с места. Еще капризнее электромеханический впрыск: при засорении топливного фильтра «эффект» может быть тот же. Насос здесь развивает в 2,5 раза большее давление, чем в электронных системах, что ускоряет износ его деталей.АВТОСЕРВИСНОЕ ОБОРУДОВАНА:4*ЗА РУЛЕМ 4/9415