10
11
МЕЛКОСЕРИЙНАЯ РАЗВЕДКАЧтобы сделать на выставке этот снимок, фотографу пришлось встать чуть свет, иначе в кадре неминуемо была бы толпа зрителей. М ногим из них просто интересен табун «рабочих лошадок» на базе «Таврии». Но среди любопытствующих все больше прагматиков, которым подобные машины позарез нужны в повседневных делах.Создатели этого семейства грузт/вых и грузо-пассажирских автомобилей особомалого класса работают в Научно-технич еском центре при Запорожском автомоб ильном заводе. НТЦ «ЗАЗ-автотехник а » — т ак официально именуется их мо ­ л одежнаяфирма . Возникла она на волне перестройки — помните аббревиатуру НТТМ? К омсомольцам дали тогда возмож ­ ность легально зарабатывать хорошие деньги под флагом «научно-технического творчества молодежи » . Д иректора центра Вячеслава Костычева иегоединомышленников интересовало не выгодное посредничество, а ускорен ­ ное создание новой автомобильной техн ики . ЗАЗ-1102, п робивший себе ктому времени дорогу на конвейер , стал хоро ­ шей основой для грузовых и грузо-пассажирских модификаций . Передний при ­ вод, освободив заднюю часть автомоби ­ ля от крупныхмеханизмов , позволял изменять ее вшироких пределах. Идея была такая: сконструировать пикап ипредложитьего заводу для масс ового производства. А пикапы центр мог бы затем трансформировать в универсалы, ф ургоныи т. п., выпуская их на собственной производственной базе мелкимисериями . Ребятам виделся красивый танд ем « З АЗ — НТЦ», где последний был бы чем-то вроде дочернегопредприя ­ тия-разведчика. О чередную модификац июбыстро осваивают, выбрасывают на рынок десятки или сотни машин — и де ­ лают для завода выводы относительно потребительского спроса. Так на Западе выпускают книги : сначала печатают малый, пробный тираж , а затем , если спрос оказался большим , издают столько, с коль ­ ко нужно. Завод дал центру помещение бывшей школы, помог с оборудованием — дерзайте. И в 1990 году появился пикап ЗАЗ-1305 с увеличенной (на 127 мм ) колесной базой, с зависимой рессорной задней под ­ веской, к отораятяжелее подвески «Таврии» на 15 кг , но позволила поднять гру ­ з оподъемность автомобиля на центнер. П озднее , учитывая наши сельские реалии, сделали так называемый утилитарный вариант пикапа (на верхнемснимке — слева); у него нет обтекаемых наружных панелей вгрузовой части кузова — вместо них использованы простые панели прице -Универсал ЗАЗ-1701. На багажнике над кабиной удобно разместить газобаллонную аппаратуру. па. Внешность, к онечно , пострадала, зато намного легче рихтовать, р емонтировать . Пикап легко превращается вфургон со стеклопластиковой или металлической надстройкой над грузовымкузовом . Два человека с гаечным ключоммогут быстро установить ее и при необходимости снова снять. В НТЦ разработали два варианта фургона : чисто грузовой , с большой отк рывающейся кверху задней дверью , и грузо-пассажирский. Вырос из пикапа и универсал ЗАЗ - 1 701 . К аждый , к то пользовался «Таврией» в хозяйственных целях, сразу отметит его преимущества. П роем задней двери — до уровня пола багажника, д ругими словам и , она открывается прямо от бампера. Значит, г ораздо легче, у добнее грузитьпопскп • nam • РАЗРАБОТКИ10 ЗА РУЛЕМ 4/94 На снимке вверху — семейство грузовых и грузо-пассажирских автомобилей на базе «Таврии»: слева — пикап ЗАЗ-1305 с прицепом, во втором ряду — шасси ЗАЗ-1306, универсал ЗАЗ-1701 и санитарный вариант ЗАЗ-11024, микрогрузовики ЗАЗ-1106 с кузовами различного назначения. и выгружать тяжелые предметы . Очень уместна горизонтальная рукоятка в нижней части двери ; это маленькое, но приятное новшество оценят прежде всего женщины . Но, пожалуй, самое главное — необычно просторный багажный отсек. Его полезный объем возрос благодаря не только увеличенной базе, но и небольш им , к омпактным надколесным нишам : задняя подвеска-то рессорная! Стоит отметить итвердую полку багажника — она, в отличие от мягкойшторки «Таврии», закрывается без усилий и, что важнее, м ожет служить надежнойполкой . Главный конструктор НТЦ Сергей Фе тищев и начальник экспериментального цеха Анатолий Топчий наглядно проде ­ монстрировали мне вместимость багажника: уложили в него двенадцать канистр, не считая сумкис инструментами и огнетушителя. Само собой, для перевозки крупногабаритных или многочисленных предметовможно , как в ЗАЗ-1102 и ЗАЗ-11024, сложить заднее сиденье. — Универсал — и менно то, что нужно нашему рядовому потребителю,—ЗАЗ-1306 говорят, что они обречены на успех. При разнообразии внешнем и по назначению — у них единое шасси: все та же «таврическая» кабина сжестко заделанной в нее лонжероннойрамой . К последней крепятся съемные кузова различного типа. Это может быть грузовая платф орма , ф ургон , цистерна, ж илой («дачный») к узови т. д. Есть заявки на специальные кузова для передвижных лабораторий, пожарных, милиции. Спортсмены хотели бы крепить к раме стеллажи для перевозки байдарок, велосипедов. Слов ом , настоящий бум . И не мудрено : появилось множество малых предприятий , к о ­ т орым крайне необходимыименно такие, сравнительно дешевые иэкономичныегрузовички . Зачем везти, с кажем , четыре больших холодильника на ГАЗ-53, расходуя 25—30 литров бензина на 100 км , если с этим вполне справится ЗАЗ-1306, сэкономив 75 % горючего? О собенно привлекает легкость замены кузова. Это ненамного сложнее, чем заменить колесо. Весят кузова от 50 до 70 кг, крепятся к раме четырьмя болтами. Л юбой из них можно снять или установить вдвоем в течение десяти минут. Но как изготовить столь широкий «шлейф» кузовов? — Их будут делать по кооперации наши партнеры , — говорит Костычев. Передвижная ЗАЗ-1306. торговая точка на шассисказал Фетищев . — Это в полном смысле семейный автомобиль: все свое вожу с собой... Вот вы бы что предпочли — его или «пятерку»? Подумалось, иметь бы обе ! Новинку, ЗАЗ-1105 — чтобы ездить на работу, в гости, по делам. А универсал — махнуть в отпуск семьей или дружескойком ­ панией, в село за картошкой , да мало ли!.. Но две машины, увы, не для нас, и если бы впрямь предложили такой выбор, я без колебаний остановился бы на универсале. Да, в озможно , не так элегантен и на две двери меньше, зато хорошо приспособлен к нашей неустроенной жизни , где, как в школьной задаче, вечно приходится что-то везти из точки Ав точку Б — тот же запас бензина, например, к ото ­ р огов этой самой Б не сыщешь... — Вот бы еще вашему универсалу полный привод! — Его компоновка , — отвечает главный конструктор , — как икомпоновкамик ­ р огрузовика , предусматривает такую возможность. О б этих микрогрузовиках семейства 3*Он осторожничает: боится сглазить. По моим данным, Одесский автосборочный завод, известный своими рефрижерато ­ рами, у же делает для ЗАЗ-1306 изотер ­ мический кузов . Стоит ли говорить, сколь необходим он для перевозки самых различных продуктови препаратов — от мо ­ р оженого до донорскойкрови . Сегодня за воротами НТЦ бегают десятка два микрогрузовиков . В течение го ­ да центр при благоприятных обстоятельствах сможет выпустить пару сотен. А спрос, по скромнымприкидкам , на три порядка выше. За голое шасси потребители готовы платить в полтора раза до ­ р оже , ч ем за «Таврию». Итак, все упирается в производственные мощности . Если бы « А втоЗАЗ » изыскал их, м ожно было бы удовлетворять насущный социальный заказ, получая при этом хорошую прибыль. М алотого , удалось бы замедлить моральное старение ЗАЗ-1102, к оторыйпродолжил бы себя в высокопрактичных модификациях. Но надо быть реалистами. При самом теплом отношении завода к НТЦ приори ­тетными для него являются собственные планы, вынашиваемые ужемного лет. В этом году начинается производство «пятерки», за ней на очереди седан ЗАЗ-1103, микроавтобус... А дальше маячит базовая модель нового семейства — ЗАЗ-1106, пластилиновую модель которого главный дизайнер завода Игорь Борисович Гальчинский показал мне еще восемь лет назад. Ее до сих пордемонстрируют публике, но, п о - м оему , это тактическая хитрость: реальная «шестерка» будет выглядеть иначе. Словом, пока у завода просто руки не доходят до освоения разработок НТЦ. Тем более, что все семейство «рабочих лошадок» имеет иную , чем у «Таврии», к олесную базу изаднюю подвеску. Поставить их на конвейер будет посложней, чем грузо-пассажирскую модификацию ЗАЗ-11024, которая отличается от базовой модели , по сути, лишь задней дверью. Так что же , зря старались ребята? Они так не считают. Главное — дали заводу своими разработками серию импульсов, толчков, и это не прошло бесследно. Раньше или позже пойдут с заводских кон ­ вейеров и пикапы, и грузовички — пусть даже отличающиеся от созданных центр ом прототипов. Разведка свою задачу выполнила. Но как бы ни повернулись события, «лошадки» НТЦ будут жить. Это ведь нор ­ мально — выпускать мелкими сериями продукцию , которая по тем или иным причинам не вписывается в массовое про ­ изводство. Не те масштабы, зато — гибкость, оперативность. Сейчас, к примеру, центр экспериментирует с каркасно-панельным кузовом , и можно быть уверенн ым : в случае успеха внедрение не заставит себя долго ждать. А еще в планах центра — единичное идаже индивидуальное производство автомобилей; отражающих тенденции завтрашнего дня. — На грани концепт - к аров , — сказал Костычев,— но таких, к оторые реально бы ездили. Работа творческая и, что скры ­ вать, доходная. Центру нужны средства на развитие, а в стране все больше людей, которые хотят и могут себе позволить уникальный автомобиль. — Но ведь клиент с таким желанием и при деньгах может обратиться в более богатую фирму? — Согласен,— ответил Вячеслав.— Все зависит от того, насколько сильными будут наши кадры и материально-техническая база. Не знаю как с базой, а с кадрами у НТЦ отрадная перспектива. Костычев осуществил свою давнюю мечту: открыл при центре технический лицей. В него идут после 9-го класса школьники, мечт ающие стать автомобильными конструкторами, технологами, дизайнерами, м е ­ н еджерами . К онкурс — до четырех человек на место. П рошлым летом первые выпускники лицея поступили на автомобильный факультет Запорожского машиностроительного института и сохраняют сцентром тесную связь. — Со временембудем собирать талантливых ребят со всей Украины , — пообещал Костычев.— И, в озможно , из других стран СНГ. Автомобиль ведь по своей природе интернационален. Л. С АПОЖНИКОВ , г. Запорожье соб. корр. «За рулем» Фото Г. Дркжова и С. БижкоЗА РУЛЕМ 4/94 11