ТЕСТ-ДАЙДЖЕСТВЕЧНЫЕ СОПЕРНИКИМаленький автомобиль ценят за экономичность, солидный — за комфорт, ну, а универсал, так сказать, за разносторонность. Эксперты немецкого журнала «МОТ-Ауто, Техник, Цукунфт» («Автомобиль, техника, будущее») решили сравнить универсалы двух фирм, много лет оспаривающих первенство среди самых престижных. «Мерседес-Бенц-220ТЕ» выпускается с 1992 года; от предшественника -230ТЕ отличается новым четырехцилиндровым бензиновым двигателем — 2,2 л, 150 л. с. Конкурент — «BMB-520i-Tyринг» появился на рынке немного раньше. У него значительно модернизированный двигатель — двухлитровый шестицилиндровый, такой же мощности (150 л. с ) , с «гибкой» системой газораспределения «Ванос» (о ее достоинствах — чуть ниже). Известная консервативность технической политики фирм нашла отражение в классической компоновке автомобилей с приводом на задние колеса. Однако БМВ традиционно ориентируется на более спортивный стиль. Не случайно на «БМВ-520ьТуринг» применен, в частности, «Сервотроник», отслеживающий усилие на рулевом колесе в зависимости от скорости движения. Это устройство призвано дополнительно заботиться об активной безопасности. В свою очередь, на «Мерседесе» есть штатная система для регулирования положения кузова, смонтированная над задней осью. За подобную для БМВ придется уплатить 1710 марок. Подголовники на задних сиденьях, противотуманные фары, специальные крепежные поручни на крыше — все это серийно предусмотрено лишь в «Мерседесе». Неудивительно, что его базовая версия на 6743 марки дороже: 59 743 против 53 000 марок за БМВ. Что касается комфорта, то в «Мерседесе» всем показалось немного просторнее. Здесь не такая широкая консоль под панелью приборов, как в БМВ, а обивка дверей оставляет больше места на уровне плеч. Однако единодушно отметили, что сиденья БМВ лучше фиксируют тело, не позволяя ему «вываливаться» на поворотах. В обоих автомобилях есть регулировка передних сидений по высоте, позволяющая людям разного роста одинаково удобно чувствовать себя за рулем. Заднее сиденье БМВ помягче, а места сзади в обеих машинах — более чем достаточно. Интересная особенность кузова БМВ: его заднюю дверь можно открыть, как обычно, целиком, но если вы решили что-то по6 За рулем № 4 «Мерседес-Бенц-220ТЕ»: впечатление солидности не снижают даже легкомысленные велосипеды на крыше.БМВ-520: необычна конструкция люка с двумя крышками. ложить в уже заполненный багажник, достаточно открыть только окно в пятой двери. «Изюминкой» БМВ можно считать и сдвоенный сдвижной люк в крыше, конструкция которого обеспечивает несколько вариантов микроклимата для сидящих впереди и сзади. «Мерседес» тоже предлагает пару любопытных «штучек». Так, закрывая массивную заднюю дверь, достаточно придать ей горизонтальное положение — встроенный электромотор завершит работу. Кроме того, в торцах задних (пассажирских) дверей есть специальные штифты, автоматически разблокирующие замок откидной спинки заднего сиденья при открывании двери. Сами спинки в обоих универсалах складывать можно по частям, а в БМВ есть шестое откидное место, где пассажир сидит лицом назад. Объем багажного отсека БМВ при загрузке в пять человек составляет 0,46 м3 , а в грузовом варианте — 0,91 м3 , у «Мерседеса» — 0,53 и 0,88 м3 соответственно. Журналисты, проводившие тест, признали, что с обязанностями универсала «Мерседес» справляется лучше: при ме'ньшем объеме багажника он в состоянии взять на борт на 70 кг больше, да и грузовая платформа между арками задних колес у него на 13 см шире. В конструкции обеих машин прослеживается линия на экономичность и экологическую «чистоту». Ради этого на «Мерседесе220ТЕ» конструкторы также обратились к идее «гибкого» управления газораспределением и отказались от устаревшей механической системы впрыска «К-Джетроник» в пользу микропроцессорной, типа HFM. Применение распределительного вала с изменяемым профилем кулачка позволило заметно повысить крутящий момент по сравнению с -230ТЕ. На автомобилях БМВ с 1990 года устанавливают двигатели с четырехклапанными головками цилиндров. Модель «5201-Туринг» не исключение. Периодически добавляя своим моделям «спортивности», фирма, однако, навлекла на себя некоторое недовольство тех, кто предпочитает автомобиль с тяговитым мотором и совершенно равнодушен к быстрой езде. Для удовлетворения этого круга покупателей и разработана особая конструкция газораспределительного механизма, получившая название «Ванос»: с ее помощью удалось снизить обороты, соответствующие максимальному крутящему моменту двигателя. Мотор стал более тяговитым, а динамика разгона улучшилась. Средний расход бензина (с октановым числом 95) за время теста у «Мерседеса» составил 11,5, у БМВ — 12,3 л/100 км. Поскольку двигатели различаются литражом и степенью форсировки, эти параметры оставим без комментариев. «Мерседес» допускает кратковременную эксплуатацию на топливе с меньшим октановым числом — для этого нужно лишь переключить электрический разъем в моторном отсеке. По субъективным оценкам испытателей, «Мерседес» ведет себя на дороге более солидно. Подвеска работает мягче, и создается впечатление (в общем-то верное), что едешь на большом и тяжелом универсале. У БМВ более жесткая подвеска с меньшими ходами, что типично для «спортивного» автомобиля. Тормоза тестированных универсалов нареканий не вызвали: вне зависимости от загрузки они работали очень эффективно. За поведением автомобилей при торможении на влажном покрытии чутко следили АБС. В обеих машинах совершенные системы отопления и вентиляции салона: раздельно регулируется подача воздуха для водителя и пассажиров. Кроме того, предусмотрены фильтры наружного воздуха, резко ограничивающие проникновение пыли и выхлопных газов. Таким образом, обе немецкие марки продемонстрировали полный набор своих достоинств. Каков же итог? Формально по количеству набранных очков впереди оказался «Мерседес-220ТЕ»: удобство и функциональность кузова вне конкуренции. Прекрасными ходовыми качествами автомобиль во многом обязан новому шестнадцатиклапанному двигателю. Что касается «BMB-520i-Tyринг», возьмем на себя смелость сказать о том, чего не нашли в оригинальной публикации «МОТ». Все-таки рядный шестицилиндровый двигатель — несомненное преимущество: даже теоретически он полностью уравновешен и поэтому почти не вызывает вибраций. Ну, а в целом «Туринг» — удобный и современный универсал для желающих сочетать путешествия с элементами спортивной езды. Материал подготовил К. СОРОКИНЗА РУЛЕМ 4'9421