29
30
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НЕ ЛИШНИЙслегка стукнули сзади, повреждены оба штатных стоп-сигнала. Выручит дополнительный. М ожно спокойно ехать, не опасаясь повторного удара: другие водители увидят, когда вы тормозите. Д ублирующие фонари со светодиодами практически вечны — полупроводниковые приборы служат гораздо дольше обыкновенных лампочек. К роме того, отказ даже нескольких миниатюрных источников света не выведет сигнал из строя, а лишь повлияет на его яркость. Такие изделия существенно повышают надежность системы, сигнализир ующейоторможении , а значит, вероятность попутного столкновения уменьшается. Вернемся с небес на землю . У нас вокруг любого дополнительного оборудования для автомобилей творится полный беспредел. Стоп-сигналы не исключение: их устанавливают где попало ивлюбом количестве. Светят они вниз, вверх или в сторону, но только не туда, куда нужно. «Предприимчивые» автолюбители в этом качестве монтируют указатели поворота и катафоты от грузовиков, мотоциклов имопедов : кто что достал подешевле. М ногие вместе со штатными стоп-сигналами включают противотуманные фонари, что запрещено Правилами дорожного движения. Универсальный сигнал отечественного производства можно установить на любую машину. В комплекте — два фонаря и два кронштейна. Фонарь для автомобилей с большим углом наклона заднего стекла: модель SJ-115 с лампами, SJ-116 — со светодиодами.ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНЫ«юадзэднгкщащ33SНужны ли дополнительные стопсигналы? Водители со стажем еще не забыли те времена, когда этот вопрос вызывал бурные дискуссии между сотрудниками ГАИ и владельцами машин. К счастью, здравый смысл восторжествовал. Теперь мнения совпадают — дублирующие фонари же ­ лательны, а в некоторых случаях просто необходимы. Опыт эксплуатации автомобилей на дорогах всего мира показал, что дополнительные стоп-сигналы вовсе не безделушки с лампочками, но эффективные средства предотвращения аварии. В плотном город ­ с ком потоке их свет помогает сквозь стекла раньше заметить торможение «лидера». В ненастную погоду спрятанный в теплом салоне фонарь не запотевает и не покрывается грязью, поэтому всегда горит ярко. Еще одна типичная ситуация — вашу машинуПока мы ведем речь о бедных. У богатых свои причуды — с оревно ­ вание, чья иллюминация ярче. В этих состязаниях родились ужасные «мутанты». Когда их владельцы нажимают на педаль тормоза, по всему заднему стеклу пробегает волна разноцветных огней. Д ругих участников движения ослепляют лампы-вспышки, по мощ ­ ности сравнимые с фотографичес кими . Стоит ли говорить, что подобное «светопреставление» только раздражает, отвлекает внимание от дорогии совсем не способствует снижению аварийности. Как правильно установить дополнительные стоп-сигналы на своей машине, какие из них разрешены? Подробные инструкции можно найти в международных документах (Правила ЕЭК ООН), у нас — в государственном стандарте (ГОСТ 25476—90).Основные характеристики дополнительных стоп-сигналов Модель SJ-101L Странаизготовитель Тайвань Способ крепления Липкой лентой Место установки Крышка багажника, задний спойлер, крыша. полка у стекла, потолок в салоне Стекло, полка у стекла. потолок в салоне Стекло, полка у стекла, потолок в салоне Стекло Стекло Стекло Стекло Под уплотнитель стекла Угол наклона стекла, град. любой Источник света Модель Цена. Кол-во, шт. Мощн., Вт автомобиля долл. США 1 лампа 25 1...4* 11SJ-115 SJ-116 SJ-117 SJ-121 SJ-122 SPL-300 Стоп-сигналы дополнительные, комплект из двух фонарей Дополнительный стопсигнал ТН89.0000. комплект дублирования указателя поворота и стоп-сигнала из двух фонарейТайвань Тайвань Тайвань Тайвань Тайвань Тайвань РоссияЛипкой лентой Липкой лентой Липкой лентой Липкой лентой Липкой лентой Липкой лентой Подвижно на кронштейне Скобой и винтом с гайкой На кронштейне25—30 .25-30 40—50 75—90 75—90 45—90 25—9010 ламп 56 светодиодов 1 лампа 2 лампы 20 светодиодов 1 лампа 2 лампы1,24 43 1.2 1.2 1...3 1...419 29 11 10 14 95—21 21—21 21Россия РоссияПолка у заднего стекла, потолок в салоне Под уплотнитель стекла25—90 25—901 лампа 4 лампы21 51...4 1...42.5 3*Цифры обозначают: 1 — ВАЗ-2101...-2107: ГАЗ-24: АЗЛК-2140; ИЖ-412; ЗАЗ-968; 2 — ВАЗ-1111, -2102. -2104. -2121; ГАЗ-2402; 3 -2109, -21099; ЗАЗ-1102: ИЖ-2125; 4 — АЗЛК-2141. 8 За рулем № 4ВАЗ-2108.ЗА РУЛЕМ 4 9429 Прибор SJ-101 устанавливают снаружи: на крыше, заднем спойлере, крышке багажника.Под розовой пленкой фонарей SJ-121, -122 — слой клея. Установить их на машину по силам даже школьнику. ки: монтаж занимает много времени, а еще требуется приобрести провода иразобраться , как подключить , ведь концы , в ыходящие из прибора , 1 одного цвета — л егко перепутать «плюс» с «минусом». Одиночный фон арик не закрепитьбез сверла и гаечных ключей . О ттряски автомобиля на дорогерезьбовыесоединенияраз ­ балтываются, сбивается регулировкарефлектора — свет направлен то вземлю , то в небо. Конечно, подобные дефекты раздражают, но с ними легко бороться. Х ужедругое : г ромозд ­ кие кронштейны ухудшают обзор, а ночью огонь сигналов отражается стеклом и мешает водителю. Зарубежные фонари бликов не создают . Тайваньские заключеныв специальные кожухи, которые с пом ощью липкой ленты приклеивают непосредственно к стеклу. Стопсигнал фиксируется в заданном полож ении раз и навсегда. С одной стор оны , х орошо — правильное направл ениепучка света несобьется от тряски. С другой стороны, плохо — прибор не универсален. Поэтому фирмы вынуждены выпускать нес колькомодификаций для разных углов наклона заднего стекла. Процедура монтажа проста и за/Шнимает всего десять — пятнадцать минут . П ровода наращивать не при ­ ходилось — они достаточно длинные, а их маркировкавполнепонятна : с е ­ рый — «плюс», черный — «минус». Н есколько слов о наиболее интересных моделях. SPL-300 оборудован рукояткой, с помощью которой рефлектор, лампа и рассеиватель пов орачиваются на 45 градусов . Б ла ­ г одаря этой регулировке он пригодендля всех отечественныхмашин , к ро ­ м е « М осквича - 2 141 » . SJ-101L монтиру ­ ю ттолько на горизонтальные поверхности: крышу, задний спойлер (прибор герметичен), крышку багажн ика , о бивкупотолка , п олку за си ­ деньями. Разумеется, и мпортные стоп-сигналы не лишенынедостатков . Л ип ­ кая лента — ш тукакапризная : не лю ­ бит грязи , влаги, в орсистойобивки салона. П риборнадежноприклеи ­ вается толькокровному , ч истому , о безжиренному , с ухому и, ж елатель ­ но, н агретомустеклу (или обивке ) . Простейшая процедура — замена перегоревшей лампы — превращается впроблему . С помощьюострого ножа фонарь нужно аккуратно оторвать от поверхности , з атемразо ­ б рать . З десь вас подстерегаетне ­ п риятныйсюрприз : в SJ-121, - 1 15 , - 1 17и SPL-300 установлены зарубежные лампы с нестандартным патроном, которые продаются только в магазинах запчастейдляиномарокистоят дорого. Поэтому лучше приобрести надежный фонарь со светодиодами . В заключениенапомним : Правила дорожногодвижения не обязывают водителей пользоваться дополнительн ымистоп - с игналами . Но, согласитесь, установить нехитрый электроприборпрощеи дешевле, ч ем восстановить машину после аварии. В. К РЮЧКОВФото автораVПротивотуманный фонарь от ВАЗ-2106 многие водители используют как дополнительный стоп-сигнал. М ы приведем лишь общиерекомен ­ дации. Сила света каждогоприбора не должнапревышать40 — 6 0кд — почти столько же , с колькоу штатных сигналов торможения (60—100 кд). Р асположение : на 15 сантиметроввы ­ ше основных фонарей или выше 100 сантиметровотземли . Желательно, чтобы навесное оборудование как можно меньше ограничивало обзор через заднее стекло. О диндополнительныйприбор устанавливаю тпосрединеуверхней или нижнейкромки стекла, два прибора — у бо ­ к овыхкромок . За примерамидалекоходитьненадо : п осмотрите на фир ­ менные фонари иномарок. Как правил о , на этихмашинахтолько один дублирующий стоп-сигнал. В седанах он расположен у задней вещевой полочки по центру, вплотную к стеклу. В хэтчбеках, универсалах, джипах, микроавтобусах — под потолком. С основными типами дополнительных стоп-сигналов читателей познако ­ мит таблица. Изделия зарубежного производства предоставили для теста нашипостоянныепартнеры — ф ир ­ ма «Консул Системе». Расскажем о своих впечатлениях. О течественныефонариоказались наи болееуниверсальными — их можноустановитьчуть ли невлюбомавто ­ м обиле . О дин из тестированных приборов привинчивают к полке у задн егостекла или кобивкепотолкав салоне. Лапки кронштейнов двух других заводят под резиновый уплотнитель заднегостекла . Все приборы позволяют регулировать направление световогопотока и, п ринеобходи ­ м ости , заменить лампочку , не снимаякронштейна . Важно и то, что отечественные изделия недороги . Недостат30 ЗА РУЛЕМ 4/94СВОБОДНАЯПРОДАЖААВТОКРАНОВ « И ВАНОвЕ1 | » НА БАЗЕ АВТОМАШИНМАЗИ УРАЛ И АВТОМОБИЛЕЙ Лв * « - ЛТОРГОВОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ИВАНОВЕ: 153016, Иваново,ул. Б. Хмельницкого, 4. Тел: ( 0 932 ) 3 8 - 1 8 - 3 1 , 3 8 - 0 8 - 7 2 , 3 8 - 1 6 - 2 4 . Факс: (0932) 38-18-24, 3 2 - 7 7 - 5 6 . Телетайп: 227-155 ТРАСТ.со стояноквМОСКВЕИ ИВАНОВЕТОРГОВОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В МОСКВЕ: Москва, ВВЦ, павильон № 1, офис 20. Тел: (095) 187-37-15, 187-34-98, 181-76-37 Факс (095) 187-17-89.