58
59
Вряд ли стоит задавать вопрос: что такое «Париж - Д акар » ! О б этом автомарафоне осведомлен каждый, кто хоть чуть-чуть интересуется спортом. А вот о том, что аналогичные соревнования под названием ралли-рейды проводят еще в ряде стран Европы и Африки, знают немногие. С 1993 года для их участников Международная автомобильная федерация ( Ф ИА ) учредила Кубок мира. Новый президент ФИА Макс Мосли, наверное, испытывал те же чувства, что и привыкший к кабинетам и столичной жизни наш начальник, внезапно брошен ­ ный на сельское хозяйство и приехавший впервые в отстающий колхоз . Судьба занесла главу автоспортивной семьи, больше знакомогос пышными раутами после очередных этапов формулы 1, в забытое Богом местечко Доуз на краю пустыни Сахары. Там финишировал втор ой этап ралли-рейда «Тунис-93». Но ничего не поделаешь, как говорится, звание обязывает. Надо было воочию убедиться, достойна ли эта дисциплина автоспорта высокого титула Кубка мира, к оторымрешено было впервые впрошлом году короновать ралли-рейды. Вообще отношения руководства ФИАс энтузиастами автоприключений в песках исторически складывались, м ягкоговоря , с ложно . Выдумку француза Тьерри Сабина — «Париж — Д акар » , состязания, к ото ­ рые, собственно, и положили начало ралли-рейдам как таковым, в Международ ­ ной федерации встретили в штыки. Как только их не называли там. И «утехой денежныхмешков » , и «балаганом», и «авантюрой, не имеющей ничего общегос истинным спортом»... К аждый год «Дакару» предрекали скорую гибель. О днако время шло, а число желающихприобщитьсякновому виду автоспорта все росло. Интерес к нему мало-помалу стали проявлять и солидные фирмы, желавшие продемонстрировать возмож ­ ности своих машинв экстремальных условиях. «Дакар» стал пусть своеобраз ­ н ым , но весьма заметным явлением спортивной жизни планеты. И ФИА приняла-таки его под свое высочайшее покровительство. Правда, г розно разъяснив при этом , что к настоящим ралли это состязание отношения не имеет, повелев именовать его впредь ««внедорожным рейдом». М еждутем , у Сабина появились последователи ив других странах — Тунисе, Египте, М арокко , Испании... Нак онец , в 1992 году родился еще один марафонский рейд — «Париж — М оск ­ ва — Пекин». Идея объединить все эти соревнования в единый чемпионат, что называется, витала в воздухе. Так вконце 1992 года ФИА дала добро на органи ­ зацию многоэтапногоКубкапод своей эгидой. И сразу же начались споры отом , кто же все-таки хозяин новорож ­ д енного состязания. Собственно, речь шла не о формальной стороне дела, а о вполне конкретной — материальной. «Как денежки делить будем?» — вопрошали, обращаясь другкдругу , функционеры ФИАи организаторы конкрет ­ ных этапов новогоКубка . Они имелив виду немалые средства, выплачиваем ые за право показа гонок . Ж ильбер Сабин, унаследовавший заботы о «Дакаре» от своего погибшего сына и решивший впервые в 1993 году удлинить маршрут аж до Кейптауна, обсуждать щепетильную тему вообще отказался. А Макс Мосли, отвечая на вопро -45-летний француз Пьер Лартиг собрал, пожалуй, все самые почетные титулы в мире ралли-рейдов. Он выигрывал марафоны «Париж — Пекин», «Париж — Дакар» и, наконец, стал первым обладателем Кубка мира. сы, п очемувпрограмме Кубка мира нет рейда « П ариж — Кейптаун», п о - п ростецки отвечал: «Нас об этом не просили его организаторы». Так, еще не начавшись, р озыгрыш нового трофея начал терять в глазах его участников ожидавшуюся привлекательность и престиж. П ример Сабина оказался заразительн ым . Хозяева первого намечавшегося — в Тунисе тоже предъявили свои этапа права на теледеньги. Ответ ФИА был категоричен — «Тунис-93» лишается статуса этапа Кубкамира . Д ело стало принимать скандальный оборот . Тут-то Мослии отваж ился на визит в Сахару.СПОРТ58 ЗА РУЛЕМ 4/94• В до блеска начищенных ботинках он побродил по биваку участников, продегустировал походную кухню, проводил в путь мотогонщиков и, не дожи ­ даясь старта автомобилей, отбыл в ближайший очаг цивилизации. При этом президент пообещал, что, в озможно , «Тунис» все-таки будет, как говорится, постфактум, возвращен впрограмму Кубка. Однако, видимо, н емного придя в себя после вояжа в пустыню, тем не менее передумал. Так что Кубок стартовал только в конце мая рейдом «Атлас» в Марокко. Кстати, разыгрывался новый трофей лишь среди автомобилистов, выступавших на легковых машинах. Мотоциклисты пока не удостоились подобного внимания со стороны своей федерации, а водители грузовиков выступали только в Египте. Не надо было быть большим провидц ем , чтобы предположить , что основная борьба за первенство развернется между «Ситроеном» и «Мицубиси». Только эти две команды располагают несколькими совершенными машинами так называемой группы ТЗ, к оторые для благозвучия именуют прототипами. Гонщики этих «конюшен» и выиграли все этапы. А победу в итоге праздновал экипаж «Ситроена» в составе французов Пьера Лартига и Мишеля Перена. Н апомню , что именно этот дуэт первенствовал в марафоне «Пар иж — Пекин» и последнем «Дакаре». В зачете марок (был вКубкеи такой) успех сопутствовал также «Ситроену». Но вот что любопытно. Главную кон ­ к уренцию лидерам «шевронов» в борь ­ бе за общую личную победу составил Жан-Пьер Фонтенэ , выступавший вовсе не на прототипе, а на специально подготовНа четырех этапах Кубка из шести первенствовали гонщики «Мицубиси», но окончательная победа тем не менее досталась «Ситроену».чу километров. П охоже , эти состязания были включены впрограмму Кубка, как говорится, для количества. Стоит ли удивляться, что иные из них команды-лидеры проигнорировали, очевидно, посчитав участие там ниже своего достоинства. Честно говоря, их трудно упрекнуть в пренебрежительном отношении к соперникам. Ведь и по своей организации эти состязания вряд ли соответствовали статусу Кубка мира. Судите сами, какой импровизацией, например, была отмечена «Баха Сардиния» в Италии. Д ля начала хозяева рейда допустили к участию в состязаниях француза Же рома Ривьера, не стартовавшего в прологе, который в общем-то являлся первым спецучастком соревнований, и его результаты шли в копилку участникам. Затем, когда все спортсмены, к роме двух счастливчиков, утонули на спецучастке вжуткой трясине и этап был фактически аннулирован, организаторы попросту забыли предупредить об этом двух лидеров. Те сражались на полном серьезе, а когда приехали на финиш, застали в отеле остальных соперников, резвящихся в бассейне. М еждупрочим , вся дистанция «Сардинии» представляла собой, по сути, один спецучасток длиной в 250 км , который участники проходили дважды — сначала в одну, п отомвдругую сторону. Кстати, именно в Италии, как говорится, отметились наши гонщики из команды ВАЗа, выступавшие на «нивах». Л учшим из них был Николай Елизаров, занявший четвертое место. Печально, но здравая и интересная затея объединить разные рейды вединую серию соревнований пока, п охоже , не доСпешите подписаться на журнал«АВТОМОТОСПОРТ»на второе полугодие!АКЦИОНЕРНОЕОБЩЕСТВОИНФОПРОМ МЕНгЖМШофициальный дистрибьюторКАМА*реализует со склада в Москве и Барнауле:• автомобили КамАЗ любых моделей • запчасти для КамАЗов • прицепы и полуприцепыТелефоны в Москве: (095) 170 11 04 Телефон/факс (095) 170 15 78 Телетайп: 111335 ТОПОЛЬS " АВТОЗАПЧАСТИленной серийной «Мицубиси-Пайеро» группы Т2. Именно он лидировал в Кубке после четырех этапов. И это несмотря на то, что в тех рейдах, где команда «Мицубиси» выступала вполном , самом боевом составе, он исполнял роль легкой технички для своих товарищей. Секрет успеха Фонтенэ кроется в усидчивости француза, проехавшего все без исключения этапы, а такжев системе подсчета очков, шедших в зачет Кубка. Удивительно, но согласно ей цена победы оказалась одинаковой и, с кажем , в рейдах «Атлас» и «Фараоны», где участники глотали песчаную пыль около десяти дней, пройдя при этом несколько тысяч километров, и вскромных состязаниях типа этапов в Италии, Португалии, Испании. Там гонки укладывались, по сути,_ в два Дня и состояли из двух спецучастков общей протяженностью примернов тысяконца удалась. Престижные состязания вроде «Фараонов» и «Атласа», победа в которых и без того ценна, существуют как бы сами по себе, а розыгрыш Кубка сам по себе. Хотя, уверен, более продуманный регламент соревнований и согласие междуФИАи организаторами рейдов могли бы сделать его по-настоящ ему значимым событием мирового автоспорта. Луч надежды блеснул в конце прош ­ л ого года, когда вроде бы Международ ­ ная федерация и новый патрон «Дакара» Ф енуй достигли принципиального соглашения о включении этого марафона впрограмму Кубка. Увы, в последний момент договор не состоялся. Причина все та же : финансовые разногласия. С. НЕЧАЮК, журнал «Автомотоспорт» специально для «За рулем»Предлагаем го склада в Москве оптом ив розницу:• ГАЗОБАЛЛОННЫЕ УСТАНОВКИ L0VAT0 (Италия]для легковых автомобилей • Баллоны — цилиндрические (4 разм.) и тороидальные (НОВИНКА1) • Управление системой — электрическое и электронное • Ремкомплекты D АВТОЗАПЧАСТИ для ИНОМАРОК Свечи, фильтры, ремни, тормозные колодки и пр. 3 ЛИТЕРАТУРА по тех.обсл. ИНОМАРОК 3 СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ фирмы KROON OIL (Голландия) Осуществляем контрактные поставки, Сроки -до 3-х недель.Тел./Факс:(095) 299-94-32ЗА РУЛЕМ 4 9459