УГНАЛИ АВТОМОБИЛЬЖурнал для автомобилистовИздается с апреля 1928 года Учредитель: Издательство «За рулем» Генеральный директор в. ПАНЯРСКИЙ Главный редактор п. МЕНЬШИХ Заместители главного редактора B. Аркуша М. Тилевич Обозреватель Л. Шугуров Техника C. Дорофеев М. Теплое Безопасность Ф. Илюхин, зав. отделом Н. Щербаков Испытания Д. Постников, зав. отделом В. Крючков И. Твердунов Эксплуатация Б. Синельников, зав. отделом В. Субботин A. Чуйкин Собственные корреспонденты: в Берлине М. Горбачев в Казани А. Солопов в Киеве Л. Сапожников Оформление Н. Кледова, зав. отделом К Нехотин, главный художник B. Князев, фотокор. Л. Мазниченко, техн. редактор Корректура М. Исаенкова Письма A. Диричева, зав. отделом Компьютерное обеспечение Г. Губина, зав. отделом Реклама B. Соловьев, зав. отделом C. Павлов ТИРАЖ 700 000 экз.Сдано в производство 19.01.94 г. Подписано к печати 25.02.94 г. Формат 60x90 1/8. Печать офсетная Усл. печ. л. 8. Заказ No 2120. Чеховский полиграфический комбинат 142300, г. Чехов Московской области Адрес редакции: 103045, Москва, К-45, Селиверстов пер., 10. Телефоны: 207-23-82 (секретариат), 208-44-38 (отдел рекламы). Телефакс 207-16-30 Материалы, опубликованные в журнале, собственность Издательства "За рулем". Их перепечатка или использование в других изданиях только с разрешения Издательства "За рулем". За сведения в "Рекламе" редакция ответственности не несет. По вопросам распространения "За рулем" обращаться по телефону (095) 207-23-82.За последнее время у четырех моих знакомых угнали автомобили: ВАЗ-21099 и ВАЗ-21093 — у коллегжурналистов, «пятерку» — у преподавателя МАДИи «пятерку» ж еу соседей по дому — через полтора часа после покупки . Хищения были, как говорят, на все вкусы: угоняли от магазина, станции техобслуживания, подъезда дома , со стоянки. Если верить статистике (она публиковалась в «За рулем»), только за первую половину минувшего года в России украдено 21 163 автомобиля и угнано 28 228. Не станем делать различий в этих схожих терминах, п о ­ скольку для владельцев авто и то идругое — большая беда, а просто отметим : почти 50 000 похищенных машин за полгода. Несложный подсчет покажет, что примерно через каждые пять минут кто-то из нас расстается со своим автомобилем. Тревожно, не правда ли? Но, м ожет быть, не менее тревожно , что миллионы российских автомобилистов живут в ожидании этой беды. Никто из водителей не уверен, найдет ли он свою машину утром возле дома или выйдя из продмага. И главное, что-то не видно света в конце этого тоннеля — лавина угонов нарастает, и к сводкам о количестве кражуже относятся как к чему-то надоевшему. Находят даже оправдание — в СШАи Европе кра дут-де не меньше. Н екорректное это сравнение. Во-первых, там и автомобилей во много раз больше, а, во-вторых, при принятом на Западе обязательном страховании потерпевший без проблем получает компенсациюи приобретает новую машину. У нас он расстается с автомобилем, как правило, навсегда. Те, кто мог бы существенно повлиять на статистику угонов, снизить тяжесть их последствий, конечно же , знают, что причина этого печального явления в России — не только вэко ­ номических неурядицах, а йв несовершенстве законодательства. Писано иговорено об этом немало, но позволим повториться. Как-никак, принята новая Конституция, избран новый парламент, и все мыв душе рассчитываем, что наконец-то наша собственность — наши автомобили подпадут под правовую защиту. В первую очередь речь о пресловутой статье 212 Уголовного кодек ­ са, предусматривающей наказание за кражии угоны машин. Говорят, в Грузии ещедо начала трагических со-бытии был принят новый закон, каравший за хищение автомобилей зак лючением на срокдо 10 лет,— и кривая краж стремительно полетела вниз. Чем плох рецепт. Сегодняшняя ситуация со смехотворной ответственностью по закону за содеянное вкупе сбеспомощ ­ ностью милиции ( у гонщиков , по существу, не ищут) вольно или невольно провоцирует новые преступления, м ножит их число. В Москве , где похищают больше всего автомобилей, за полгода раскрыто всего 4,4 % этих преступлений — показатель и неумения, и нежелания милиции бо ­ роться с этим злом . У нас ведь не только плохие зак оны — есть и хорошие, но они не действуют — нет механизма их реализации. Как здесь не вспомнить сравнительно новый Закон о собственности, его много раз цитировавшийся пункт 3 статьи 30 о возмещении государством ущерба, нанесенного собственнику преступлением. Она должна была вступить в силу еще 1 июля 1991 года, но что-то неизвестно редакции ни одного случая, когда бы иск по этой статье суд удовлетворил. Н емудрено — ведь до сих пор нет Положения опорядке возмещения ущерба, о создании фонда для этих целей. И выдержит ли это бюджет , учитывая масштабы хищений исегодняшнюю стоимость авто. Решать эту проблему все равно придется ужев рамках новой Конституции, 52-я статья которой гласит: «Права потерпевших от преступлений... охраняются законом . Государство обеспечивает потерпевшим до ­ ступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба». А пока получается, что автомобилист, попавший не по своей вине в беду, остается с ней один на один как бы вне правового пространства. М. ТИЛЕВИЧ © «За рулем» 1994 г.МНШ1ПЕ2 ЗА РУЛЕМ 4/94