юезоНАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНАЯ ЯПОНСКАЯ МАРКА автомобилей — это, конечно, «Тойота». Например, в 1992 году из общего количества приобретенных японцами легковых машин — 4454,0 тыс. шт.— на эту маркуприходилось 35,4 %. Последующие места заняли: «Ниссан» — 19,9, «Хонда» — 10,2, «Мицубиси» — 7,5 и «Мазда» — 7,3 %. Несмотря на относительно невысокую (по европейским меркам) насыщенность легковыми машинами — 313 на тысячу человек населения, сбыт машин на внутреннем рынке с рекордного количества 5 млн. 100 тыс. шт. в 1990 году постепенно снижается. Однако общая насыщенность авНовая «Тойота-Камри» — модель среднего класса. Кузов — 4-дверный седан или 5-дверный универсал. Двигатели 4- 3 и 6-цилиндровые: 1998—2959 см ; 136—188 л. с. Скорость — 195—225 км/ч.тотранспортом в Японии довольно высока — 496 автомобилей на тысячу жителей: здесь много грузовиков. В результате плотность автопарка достигла 165 машин на 1 км 2 площади Японии. Для сравнения укажем, что в Европейском Союзе (ранее ЕЭС) плотность парка всех автомобилей — только 70 машин на 1 км 2 , да и насыщенность чуть меньше — 476 на тысячу человек. В 1992 году в Японии насчитывалось 61,56 млн. автомобилей, в том числе 38,84 млн.— легковых. При этом из общего количества машин, принадлежащих частным лицам, «Тойота» составляет 39,7 %, «Ниссан» — 17,1 % и «Мицубиси» — 9,9 %.П ластмассовыйтопливный бак на 62 лдляавтомобиля «Мерседес Бенц» семейства «С». В развитие идеи якутского водителя Погоничева тихвинский завод " Т рансмаш " ( З Р , 1990, № 3) начал выпуск на базе колесного трактора " К ировец " трехосного сочлененного самосвала К - 7 03МТ на 18 тонн груза.Новый МАЗ - 6 3171 колесной формулы 6x6 грузоподъемностью 14 тонн оснащается дизелем ЯМЗ-8421.10 мощностью 360 л. с. Полная масса автопоезда - 15 тонн .К амАЗ испытывает новые коробки передач — автоматическую и полуавтоматическую, предназначенные, в первую очередь, для перспективных моделей автобусов.«УЛЫБКА ГИППОПОТАМА» — так назвал бы этот предмет скульптор-сюрреалист. Эта «улыбка» — отражение новейших требований к безопасности конструкции автомобиля. Топливный бак должен размещаться в зоне, где НОВЫЙ ТИП ПРОТИВОУГОННОГО УСТРОЙСТВА разработан американской фирмой «Мэлви Текнолоджи». Встроенное в рулевую колонку, оно с помощью специального ключа разъединяет шарнирный вал рулевого управления: после того, как ключ вынули из колонки, баранка будет проворачиваться вхолостую. О принципе действия ключа (механический или электронный) не сообщается. Стоимость устройства — 600—700 долларов, что значительно дороже известных противоугонных систем. Поэтому новая предназначена, прежде всего, для дорогих машин. Автомобилестроители заинтересовались возможностью установки этого механизма при сборке машины. Ежегодно в США угоняют автомобили общей стоимостью до 8,3 млрд. долларов, поэтому «Мэлви Текнолоджи» надеется на успешный сбыт своей системы. Аргументация проста — ключ подделать практически невозможно, а без рулевого управления украсть машину можно, пожалуй, только использовав кран. Да и после этого угонщики будут вынуждены заменить дорогостоящую рулевую колонку.при аварии сведен к минимуму риск повреждений, утечки бензина, взрыва. Чтобы бензобак в столь стесненных условиях достиг нужного объема, ему порой придают весьма причудливую форму. Традиционным способом — ФРОНТАЛЬНОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ ГРУЗОВИКОВ на полигоне в городе Ноймюнстер для оценки их конструктивной безопасности — лишь одно из направлений деятельности независимой немецкой фирмы «Декра». Она проводит по правилам ЕЭК ООН и ЕС сертификацию транспортных средств — автомобилей, мотоциклов, прицепов, их узлов и деталей. Фирма также аттестует автомобили и выдает разрешения на их эксплуатацию при изменеотштамповать из стального листа две половинки и сварить их по периметру — такой сложный бак не сделаешь. Поэтому многие фирмы (в том числе «МерседесБенц» для семейства «С») стали выполнять емкости из пластмассы методом выдувания (как воздушный шарик) в форму. Технология позволяет делать баки из регенерируемых пластиков, пригодных для повторного использования после списания машины (на поверхность бака с этой целью наносят шифр материала). Так сберегают природные ресурсы, дающие сырье для пластмасс. И гиппопотамы могут улыбаться — их вымирание вместе с окружающей средой хоть ненамного, но откладывается.Репликары сегодня заняли узкий , но устойчивый сектор автомобильного рынка. Только в Германии такие машинывыпускают шесть небольших фирм : " Б анкрофт " , "ГФГ-Эксклюзиф", "Зайер", " К лассик - К ар " , "Ронарт" и ЭСВ .Семьдесят лет назад, в 1924 году, парижская фирма " Д юмулен " начала выпуск малолитражек " Т ик - Т ак " , которые, очевидно, должны были работать как часы. Не путатьс женевской компанией "Пикар-Пикте", чьи машины были в те же годы известны среди водителей под прозвищем... " П ик - П ик " !нии конструкции кузовов, ходовой части, других элементов и, кроме того, после переоборудования для инвалидов. Вдобавок около 80 филиалов «Декры» курируют более 45 тысяч автопредприятий с парком в полмиллиона автомобилей, контролируя их техническое состояние. Специалисты фирмы проводят комплексные экспертизы ДТП (включая оценку ущерба) по запросам полиции, прокуратуры, судов, страховых агентств и частных лиц.« Д екра » озабочена проблемойбезопасности водителей.Самыми дешевыми на рынке новых легковых автомобилей Германии являются: "СЕАТ-Марбслла-Мио" (Испания) - 10 490 марок; "СЕАТ-Бонито" (Испания) 10 990; ВАЗ-21071 (Россия) 12 390; " Ш кода - Ф аворит - 1 , 3 " (Чехия) - I 2 600 и "ФИАТ-Панда-1,0" (Италия) - 12 990.6ЗА РУЛЕМ 4/94 ТРОЛЛЕЙБУС «КИЕВ-12» с кузовом из алюминиевых сплавов изготовил Авиационный научнотехнический комплекс им. О. К. Антонова. Такой кузов (или фюзеляж?) в несколько раз дорожеотсутствие на нем в течение 18 лет даже следов коррозии; к тому же на 40 % легче стального. Уменьшение нагрузки на ось позволило довести количество пассажирских мест до 202. Благодаря меньшей массе «Киев-12» экономичен: потребляет электроэнергии в среднем на 8 % меньше, чем троллейбусы со стальным кузовом. Оригинален интерьер: кресла, прикрепленные к борту кузова и вертикальной стойкой к поручню, не имеют ножек — возможна «Киев-12» с алюминиевым кузовом. механизированная уборка салона. Фото Ю. Бродовского Длина нового троллейбуса 18 метров. Мощность тягового обычного, но у него ряд неоцениэлектродвигателя — 115 кВт. В мых преимуществ. Он долговечен: этом году начнется его серийный специалисты А НТК гарантируют выпуск на Винницком авиазаводе. БАГАЖНИК «ФИНБОКС», как и другое дополнительное оборудование для автомобилей и мотоциклов, а также мотошлемы и лодки производит из стеклопластика красногорская научнопроизводственная фирма «Аэро» в Подмосковье. Изделия подобных фирм, возникших в последние годы, позволяют владельцам придать индивидуальность своим машинам и расширить их возможности. «Финбокс» можно устанавливать на легковые автомобили разных марок, чтобы разгрузить салон и багажник в длительных поездках, вылазках на уик-энд. Груз весом до 80 кг защищен не только от пыли и дождя, но, благодаря замку, и от злого умысла. Правда, владельцам стоит помнить, что багажник не любит долго «загорать», оставленный под жгучим солнцем,— крышку может «повести».Нитроцеллюлозную эмаль для окраски кузовов легковых автомобилей первой применила семьдесят лет назад (в 1924 году) американская фирма "Окленд".75 лет назад, в 1919 году, фирма "Испано-Суиза" первой в мире выпустила на рынок серийную модель ("Нб"), оснащенную усилителем в приводе тормозов.САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ подвесной мост для автомобилей длиной почти семь километров (6790 м) строится в Дании. Он свяжет два крупных острова — Фюн и Шеланд, на котором расположен Копенгаген. Мост будет подвешен на двух железобетонных опорах (быках) высотой 260 метров — под ним смогут проходить самые большие корабли. Для поездов параллельно мосту пробивают грандиозный подводный тоннель, в котором разместятся две трубы диаметром более 20 метров каждая. Эта стройка века будет закончена в 1997 году. Дании помогают соседние скандинавские страны — Норвегия, Швеция и Финляндия, которые кровно заинтересованы в улучшении транспортных путей. Туристы из этих стран с окончанием строительства моста и тоннеля смогут, не выходя из машин, в считанные часы добираться до Центральной Европы, чтобы посетить Париж, Берлин, Антверпен, Брюссель, Гаагу, а скоро и Лондон по тоннелю через Ла-Манш, который вот-вот вступит в строй. ВНЕДОРОЖНЫЕ АВТОМОБИЛИ — одно из важнейших направлений работы головного НИИ автомобильной промышленности — НАМИ. Он в конце минувшего года справил бриллиантовый юбилей — 75-летие. Различные машины повышенной проходимости, включая плавающие, снегоболотоходы, аэросани, мотонарты, гусеничные транспортеры, создал институт за эти годы. Немало их принято к серийному производству. Одна из недавних разработок НАМИ — специальная машина для преодоления водно-болотистых преград. Проектирование этого принципиально нового плавающего автомобиля колесной формулы 4X4 под индексом НАМИ-0281 начато в 1985 году. Характерные особенности машины: расположенный в задней части кузова силовой агрегат, независимая гидропневматическая подвеска всех колес; шины с регулируемым на ходу давлением воздуха, 2*НАМИ в сотрудничестве с еще несколькими НИИ спроектировал опытный образец 120-тонного карьерного троллейвоза, оснащенного супермаховиком накопителем энергии.Производством легковых автомобилей в Индии заняты шесть фирм: "Марути", "Махиндра", "Премьер", "Сипани", "Телько" и "Хиндустан". Их годовой выпуск - около 180 тысяч штук.900 автобусов собрано на предприятиях России за 9 месяцев 1993 года.несущий водонепроницаемый кузов. НАМИ-0281 может плавать, двигаться по заболоченным участкам. Благодаря тому, что грузопассажирский отсек размещен в середине автомобиля, его осевые нагрузки и дифферент на плавуне зависят от величины перевозимого груза. Эта необычная машина представляет немалый технический интерес. ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НА «ТРОЙОна рекомендована к произКЕ» — ВАЗ-2103 — ездит Серводству на одном из автомобильгей Михайлович Косьма из города ных заводов России. Смела, что на Украине. Он направил в этой связи на имя генерального директора ВАЗа такое письмо. «Хочу вас и всех автозаводОпытный автомобиль НАМИ-0281. цев поблагодарить за создание моего автомобиля ВАЗ-2103. За эти 20 лет автомобиль испробовал все: наши дороги, бензин, масло. Двигатель не подводил. Пробег — 400 тысяч километров без ремонта. Мало кто этому верит, но, слава Богу, это так и есть. Вот «подшаманим» немного кузов — и будет еще долго служить моя любимая «троечка».«АвтоВАЗ» УВЕЛИЧИЛ в 1993 году реализацию «жигулей» на бразильском рынке до 10 тысяч машин,— сообщил директор «Лада ду Бразил» Александр Антокин.— В начале года мы продавали около 400 автомобилей в месяц, к концу — 800—900,— сказал он.— Оживление экономической активности в стране и некоторый рост доходов бразильцев способствовали росту сбыта машин BA3-2I05, -2104, -2108, -2109 и -2121. Все же следует признать, что пока российские автомобили продаются на бразильском рынке прежде всего благодаря низким ценам».КОЕСОЗА РУЛЁМ 4/94 ЮЕОПолноприводный пикап «МицубисиL200» с четырехдверной пятиместной кабиной.ВЫХОД ИЗ ТУПИКА техничеперь найдут на фирменной СТО ских проблем столичные владельпо адресу: 2-й Магистральный цы автомобилей «Мицубиси» тетупик, 5а. Она вступила в стройНовинка, необычная для наших в конце прошлого года. Станция способна ежедневно выполнять покупателей, — полноприводный 700 заявочных ремонтов, обслупикап -L200, машина во всех жить любую легковую модель отношениях привлекательная для (2477 см , «Мицубиси» и оказать помощь в фермера. Дизель выборе и покупке машины этой 87 л. с / 6 4 кВт при 4200 об/мин), марки. Здесь ремонтируют кузодесятиступенчатая трансмиссия, ва, перебирают двигатели. Можно отключаемый привод на передние колеса, самоблокирующийся дифвзять машину на прокат. Продажу автомобилей «Мицуференциал заднего моста — вот биси» фирма «Рольф» начала ее особенности. ровно три года назад, в феврале При всех достоинствах авто1991 года. Через ее магазин мобиль не так дорог: цена мосреализовано около тысячи машин. ковского дилера — 14 600 доллаЛидер среди них — джип, «Пай- ров или около 17 млн. рублей еро» (ЗР, 1992, № 8), но в пов ноябре 1993 года. следнее время возрос интерес поФирма «Рольф» планирует в купателей ик другим моделям: нынешнем году продать 700«Лэнсеру» (ЗР, 1992, № 12), 1000 автомобилей, включая мо«Галанту» и «Сигме». дель -L200. МНЕНИЕ ИНЖЕНЕРАДЫБЕ ЦА после поездки по американским автомобильным заводам опубликовал 60 лет назад журнал «Автотракторное дело». Начальник Главного управления автотракторной промышленности дал тогда рекомендации: «...автомобиль «Паккард» является наиболее предпочтительным для постройки на ЗИС...», «Кузов Форда выпуска 1934 года является в ряду современных кузовов достаточно совершенным с точки зрения прочности и комфортабельности и может быть рекомендован для постановки на производство на ГАЗ». Мнение такого высокого начальника, как С. С. Дыбец, было учтено, и в марте 1936 года начался выпуск «эмки» — ГАЗ-М1, конструкция которой (в частности, ее кузова) базировалась на «Форде» 1934 года. ЗИС освоил производство ЗИС-НО, который в немалой степени сохранил родство с «Паккардом-180», позднее — только в 1946 году. Дыбец уже не мог узнать об этом: в конце тридцатых он был арестован и расстрелян как враг народа.Более 3,4 тысячи километров автомобильных дорог с твердым покрытием построено и свыше 24 тысяч километров отремонтировано в России за девять месяцев прошлого года.500 городских автобусов, подлежавших списанию, сумели поддержать в рабочем состоянии и сохранить на линиях петербургские транспортники.В результате спасены десятки маршрутов 8 городе с острейшим дефицитом наземного транспорта.Прекратил существование государственный концерн "Роснефтепродукт". Созданы три акционерные компании и государственное предприятие "Роснефть", которое также будет акционировано. Цель реорганизации — создать интегрированные ("замкнутые") компании западного типа, которые объединили бы добычу, переработку нефти и сбыт нефтепродуктов.ЧЕШСКИЕ ФИРМЫ «КАРОСА» И «ТИКО» готовы поставлять в Россию свои автобусы. Они мало известны на российском рынке. В последнее время автобусы «Кароса» и «Тико» появились в некоторых городах России, а также в Казахстане.При достижении взаимоприемлемой договоренности обе фирмы могут поставить свои машины, причем дешевле, чем обойдутся венгерские «икарусы». Они готовы также рассмотреть вопрос о кооперации для сборки автобусов в Санкт-Петербурге.Львовским объединением радиотелеграфной аппаратуры "Лорта" начато производство аккумулятора, в конструкции которого вместо дефицитных никеля и кадмия применены железо и уголь.ЭТА ДЕРЕВЯННАЯ МИНИАТЮРА — точная масштабная копия (1:36) легкового автомобиля «Форд-А» 1929 года с кузовом «фаэтон» выполнена пермским умельцем Алексеем Сафоновым. Модель сделана скрупулезно точно: различимы щиток прибо-ров, спицы колес, руль с рычажками на его ступице. У крохотной модели длиной 106 мм, состоящей из 625 деталей, поворачиваются передние колеса, открываются двери и капот двигателя, ходит по ветровому стеклу «дворник», складывается тент и отки-Министерство экономики России подготовило прогнрз на 1994 год, согласно которому нас ожидает дальнейшее повышение транспортных тарифов и расширение круга товаров, облагаемых акцизом. В их числе и автомобили. В то же время предполагается стабилизация положения в нефтеперерабатывающей промышленности.дывается на капот ветровое стекло, поворачиваются дверные ручки с защелками, вращаются колеса. Червячный рулевой механизм сделан действующим, в тормозной системе все тяги и рычажки, как на большой машине. Эта удивительная модель Сафонова действительно цельнодеревянная. Для ее деталей мастер использовал бук, красное дерево, древесину ореха, бамбук, кап березы, семена плодов хурмы, скорлупу кокосового ореха и тончайшую хлопчатобумажную ткань. Сафоновский «Форд-А» не окрашен — сохранены естественный цвет и структура дерева. В коллекции руководителя кружка детского технического творчества «Сигнал» Алексея Сафонова три миниатюры его работы: «Форд-А», о котором шла речь, «Форд-Т» и «МерседесБенц-540К». Цельнодеревянная модель-копия «Форд-А» работы А. Сафонова состоит из 625 деталей.ЗА РУЛЕМ 4/94 ЕЩЕ В 1967 ГОДУ западногерманский концерн «Даймлер-Бенц» основал фирму «Отомарсан» и построил в столице Турции Стамбуле первый завод по производству автобусов. Теперь на нем собирают 2000 машин. В 1986 году в Аксарае вступил в строй второй завод, на котором производится до 15 тысяч грузовиков и 19 тысяч дизельных двигателей. Со временем большинство основныхдеталей и узлов для них стали выпускать в Турции. «МерседесБенц» поставляет лишь сложные агрегаты, а также осуществляет строгий надзор за соблюдением технологии производства и обеспечением высокого качества продукции. Таким образом, «Отомарсан» стал крупнейшим в Турции изготовителем тяжелых трехосных грузовиков, грузовых универсальных тюлноприводных машин(«унимоги» моделей -1300 и -1700) и многоместных автобусов. На фирме занято 2500 человек. Три модификации автобусов «Отомарсан» — это варианты базовой модели «Мерседес-Бенц0302». Основным является городской стоместный автобус -03021 длиной 11м . Его первой модификацией стала модель -0302С на 45—49 мест для междугородных маршрутов. Автобусы оснащают V-образным 6-цилиндровым двигателем (159 л. с./216 кВт), механическими пяти- или шестиступенчатыми синхронизированными коробками передач. Подвеска обоих мостов пневматическая с устройством для автоматического поддержания дорожного просвета. Самый мощный и комфортабельный — туристский автобус -0302C-V8 с 8-цилиндровым дизелем (14 618 см 3 , 280 л. с / 206 кВт). Именно такие машины работают в туристических агентствах Москвы, Санкт-Петербурга, Новороссийска. За последние два года в Россию поставлено 60 автобусов «Отомарсан».Международный банк реконструкции и развития предоставил правительству Албании кредит на 1,18 миллиона долларов США всего под 0 , 3 7 % годовых на приобретение 55 легковых машин для министерств и других правительственных организаций.На базе Калужского завода автомотоэлектрооборудования создан "КВАМЗ-холдинг", куда вошли предприятия девяти акционерных обществ.В 1993 году полиция Франции произвела более 4,6 миллиона проверок водителей на трезвость. Примерно у500 тысяч из них был превышен установленный предел содержания алкоголя. Такое нарушение карается штрафом от 500 до 1500 французских франков или изъятием водительского удостоверения, а в определенных случаях тюремным заключением.КАК-КАК, «КЕЛСИ-ХЕЙС»? Многие читатели, очевидно, пожмут плечами, услышав незнакомую марку. Да и тех, кто знаком с ее продукцией — антиблокировочными системами (АБС) в приводе тормозов, среди наших автомобилистов пока немного: ведь такие устройства пока не применяются на отечественных легковых автомобилях. Иначе обстоит дело за рубежом. Упомянутая фирма «Келси-Хейс» развернула производство АБС для автомобилей еще в 1968 году ис тех пор изготовила 21 миллион комплектов. Ее заводы в США и других странах ежегодно выпускают по миллиону АБС, а.к 1998 году намечено выйти на ной АБС собственной конструкуровень 5 миллионов. ции? Тем более, что «КелсиКонечно, на создание такого Хейс», наверное, тоже кое-что устройства ушли годы экспериделала для американской «обоментов и исследований. Но сейронки». час многие российские предприятия ищут для освоения новые, наукоемкие изделия. Почему бы не бросить вызов «Келси-Хейс»? Если по требованиям военных наши «почтовые ящики» в невиданно короткие сроки создавали куда более «хитрые» электронные системы и устройства, неужто их научно-технический потенциал слаб для разработки автомобильЭлектронный блок «Келси-Хейс» для управления АБС — модель ЕВСЗЮ.^ федерации пришлось-таки вернуться к идее проведения чемпионата под своей эгидой. Правда, первый шаг оказался довольно робким. В минувшем году в итальянской Монце прошел лишь одноэтапный Кубок ФИА, который состоял из двух заездов по 15 кругов каждый. Однако интерес, который проявили к нему многие известные фирмы (на старт вышли «форды» и »альфа-ромео», БМВ и «опели», «пежо» и «ниссаны», «тойоты» и «ауди»), дает надежду, что у возрожденного чемпионата неплохое будущее. А победителем состязаний стал новозеландец Пол Радисич на «Форд-Мондео-Si», опередивший занявших второе и третье места итальянца Николу Ларини и француза Филиппа Гаша, выступавших на «Альфа-Ромео-155TS».Один из участников КубкаФИА — чемпион Франции минувшего сезона немец Франк Биела на «Ауди-80кваттро».В минувшем году Ликинский автобусный завод сократил выпуск машин втрое по сравнению с 1985 годом.«МИСКА», ПОЛНАЯ КЛЮЧЕЙ — так выглядит «запаска» у «Фольксвагена-Гольф». В полость колеса плотно вставлен пластмассовый контейнер, где находятся домкрат и «баллонный» ключ, необходимые в случае прокола шины. «Бильштайн» — фирма, известная на весь мир своими амортизаторами, изготовляет и такие полезные мелочи. А что, неплохая идея для наших малых предприятий и будущих российских «бильштайнов»!ДОЛГО ПРЕБЫВАЛИ В ТЕНИ гонок различных «формул» кольцевые соревнования на легковых автомобилях. После того как в 1988 году ФИА упразднила чемпионат Европы в этом виде состязаний, его энтузиасты разбрелисьпо своим «национальным квартирам», участвуя в открытых первенствах Великобритании, Италии, Германии, Франции. Однако тяга мастеров «кузовного кольца» к очному спору оказалась настолько сильна, что МеждународнойКСМЕСОЗА РУЛЕМ 4/94 93 За рулем № 4