24
26
27
28
АКТУАЛЬНОБлицэкзаменВК универсалам в нашей стране отношение особое, а к отечественным тем более. Вспомним хотя бы "двойку" и "четверку", с их не знавшей в свое время границ популярностью. Поэтому мы не без оснований рассчитывали, что дебют редакционного ВАЗ-2111 в роли тестируемого просто обязан дать пищу для размышлений нашим читателям. Во всяком случае, мы очень хотели, чтобы это случилось. тП ОГОНЕВадим КРЮЧКОВ. Сергей ВОСКРЕСЕНСКИЙУниверсал "десятого" семейства в паре с седаном ВАЗ21103. Два разных кузова, два двигателя - восьми- и шестнадцатиклапанный. Суровые испытания, холода, сложные дорожные условия... Так было задумано. Но коварная погода напрочь спутала все планы. Ну разве это зима - ни снега, ни морозов не допросишься. В по24 4/2000 ЭРисках достойного маршрута мы облазили карту европейской части страны вдоль и поперек. Не то, снова не то. Здесь уже оттепель, там - не сегодня-завтра ослабление холодов. В результате подготовили технику и сидели на вещах, уныло внимая сводкам погоды. Наконец, свершилось! На севере, вроде бы, должен прой- ТЕСТ ЗИМА ВАЗ-2111 Пробегам (Общий пробег, км Из них: шоссе, км город, км Средний расход топлива, л/100 км (зимняя эксплуатация) Расходы на бензин, руб.ВАЗ211032703 2682 12 374 49469) 2562 121 25821007,64 13617,34 1281Х^ЭЗвввввввввввввввВИз них: город км шоссе, км Средний расход топлива. Л100 км (зимняя эксплуатация) Расходы на бензин, руб.9671 3024 66478,55343Расходы на запасные части и ремонт, руб.: Масло моторное 1149 Масло трансмиссионное 740 Фильтры масляные 190 Охлаждающая жидкость 25 Свечи зажигания 345 241 Щетки стеклоочистителя Брызговики 50 300 Регулировка углов установки колес Покрышки зимние 3400 Охранная сигнализация 6028 Общие расходы на бензин и запасные часта без учета стоимости работ, выполненных в лабораторно-техническом центре "За рулем", руб. 17811 ВАЗ-21103: ОТ СЕВЕРА (ЗР. 1999. № 11) ДО 'ЗИМЫ' Пробег, км (Общий пробег, км Из них: городские дороги, км загородные шоссе, км Средний расход топлива, №'100 км (зимняя эксплуатация) Расходы на бензин, руб. 8067 46787) 7767300 9.95380исходы на запасные части и ремонт, руб.: Масло моторное Масляный фильтр Шланг расширительного бачка Пневмоклапан системы рециркуляции Резистор отопителя. подводящий жгут проводов Датчик уровня омывающей жидкости Стекло правой фары Колпаки колес декоративные Общие расходы на бензин и запасные части без учета стоимости работ, выпот ь пенных в лабораторнотехническом центре "За рулем", руб.700 90 38 45 27 100 200 2406820ти снегопад, а вслед за ним бабахнуть мороз. Таких судорожных сборов давненько не было. Но вот и они позади - под колесами заснеженная трасса. Маршрут прост, как апельсин: Москва-Архангельск-Москва. Погоня за русской зимой началась. Синоптики обманули - за те дни, что мы провели в пути, стрелка термометра ни разу не опускалась ниже отметки минус 20°С. Суровых холодов так и не дождались. Но, к счастью, незатейливый, на первый взгляд, перегон туда-сюда расслабиться не давал - зимы хлебнули "выше крыши". Сначала о главном - и универсал, и "сто третья" ни разу не потребовали ремонта. За всю дорогу - только проверки уровня масла в двигателях да долив незамерзающей жидкости в бачки омывателей. Вроде бы, невелико достижение, особенно для ухоженных, хорошо подготовленных машин. Однако всего не предусмотришь, поэтому отсутствие даже мелких неисправностей радует. При низких температурах любой пустячок, не говоря о крупных поломках, может доставить массу хлопот. В нашем случае ремонтная суета могла бы напрочь поломать график движения, а он и без того был чрезвычайно плотным. На любование красотами русского Севера времени не хватало. О прекрасных городах Ярославле, Вологде, Архангельске остались лишь обрывки впечатлений. Правда, потешили душу великолепные зимние пейзажи, но их приходилось наблюдать из окна автомобилей поочередно со сменщиками. За рулем, знаете ли, отвлекаться некогда - борьба с магистралью М8 шла непрерывно. Дело в том, что дорогу обильно солят на всем протяжении от Москвы до Архангельска. Уверяем вас нет врага коварнее, чем жидкий хлорид. Температура к "нулю" - на шоссе образуется каша из воды, грязи и мокрого снега. Подморозило - суспензия мгновенно преобразуется в очень скользкий лед. В первом случае сражаешься за чистоту стекол и фар, во втором - пытаешься удержать машину на дороге. Добавьте сюда затяжные подъемы и спуски, обгоны, повороты и то, что с небес иногда сыплется снег. Живописная картинка? Так вот, порой по рыхлой обочине, где колесам есть за что зацепиться, перемещаться сподручнее, чем по центру магистрали некогда союзного значения. Хватит о грустном, были и приятные наблюдения. Всюду, где мы побывали, в любой области уже можно встретить "одиннадцатую", да не одну. Универсал покоряет страну ударными темпами куда быстрее, чем пару лет назад "десятка"-седан. Похоже, ВАЗ-2111 обречен на народную любовь, а значит, долгую жизнь. Вот о ней-то в приложении к зимним условиям эксплуатации и поговорим. А чтобы не быть голословными, разбавим текст фотографиями по принципу "картинка-расширенный комментарий". Про "сто третью", разумеется, тоже не забудем. Итак... Отопление и вентиляция едва ли не основная болезнь всего "десятого" семейства. Стекла ВАЗ-2111 то обмерзают, то запотевают. На улице всего 13-15 градусов ниже нуля, а прогрев салона перед началом:«№*а.264/2000 ЗР' движения занимает от 15 до 20 минут. Форсировать события нельзя, иначе через мутные стекла вообще ничего не видно. Но вот можно трогаться. Спустя час в машине образуется некое подобие микроклимата. Задатчик температуры отопителя переведен с отметки "максимальное тепло" на +24°С. Рычаг распределения воздушных потоков - в положение "все в ноги". Прозрачны лишь ветровое и передние боковые стекла. Дальнейшее оттаивание происходит уже не благодаря, а вопреки отопителю - под яркими лучами полуденного солнца. ВАЗ-21103 тоже не отстает - обмерзает во всю ивановскую. И это несмотря на модернизированную нами систему вентиляции (ЗР, 2000, № 3). Видимо, вытяжка через багажник помогает не так хорошо, как хотелось бы. Зато конденсата в грузовом отсеке стало заметно больше. Иней, снег, лед сковывают суставы стеклоочистителей. Задеревеневшие длинные "дворники" уже не способны как следует очистить грязь с выпуклого ветрового стекла машин "десятого" семейства. Вернуть им подвижность нелегко - постукиванием и потряхиванием не отделаешься. Лучший вариант для зимы два комплекта щеток. Пока первый не потерял работоспособности, второй размораживается в салоне. Потом замена. И так до бесконечности. При движении по заснеженной дороге универсал пылит не хуже грузовика. Часть поднятойв воздух взвеси оседает на его широкой корме. Вскоре ровный слой дорожной "отработки" скроет от людских глаз светотехнику, номерные знаки, заднее стекло. Очиститель, кряхтя и судорожно подергиваясь, способен пробить лишь узкую амбразуру, а нити обогрева со своими обязанностями не справляются. Седан по части загрязнения задка, в общем-то, того же поля ягода. Разве что стекло остается чистым. В целом же оба отпрыска "десятого" семейства крайне недружелюбны к тем, кто движется сзади. Их способность оставлять вслед за собой широкую завесу из того, что в данный момент покрывает асфальт, просто удивительна. И это с брызговиками, без них - еще хуже. В метель после движения в кильватере за "сто третьей" моторный отсек универсала забило снегом. Выглядит не слишком опрятно, но "одиннадцатая" устояла - все системы сохранили работоспособность. Отметим хорошую влагозащищенность тех систем, что нахо- АКТУАЛЬНО•т•imammf__ - ' j £ШтаттШVI*» Лдятся под капотом автомобиля. Заморозки, дорожная каша твердеет на глазах. Результат, как говорится, налицо - короста из соли, льда и песка укрывает переднюю часть машины толстым слоем. К счастью, перекрыть доступ воздуха к радиатору у "десяток" не так уж просто, а значит, двигатель перегреваться не будет. Хуже другое. С окраской пластиковых деталей на ВАЗе, похоже, есть проблемы. Этот лед сойдет вместе с остатками лака. У ВАЗ-2111 передний бампер, а заодно и остальные пластиковые детали на 70-80% лишились лакового покрытия еще до пробега - через 3 месяца (!) после начала эксплуатации. Оно буквально чулком слезло со всего неметаллического, оставив под собой добротную, но, увы, не блестящую основу. Конечно, зимние дороги не подарок, но на капоте-то покрытие почти не пострадало. ВАЗ-21103 старше "одиннадцатой" на полтора года. Его зеленый "металлик" страдает тем же недугом. Сейчас состояние пластмассовых деталей обоих автомобилей одинаковое. Выходит, красили плохо. а теперь еще хуже? Другой уязвимый участок кузова - низ передних крыльев и пороги. Заводской антикор, а заодно и лакокрасочное покрытие там "отпескоструивается" весьма быстро. Единственное спасение - не дожидаясь повреждений, поставить брызговики. На "одиннадцатой" они есть, на "сто третьей" - нет. Разница заметна - грязь налипает на пороги по-разному. Теперь поговорим о двигателях. По мере продвижения на север начала острее чувствоваться разница в моторах. Не спешите радоваться за шестнадцатиклапанник! На заме-тенных улицах Вологды да ив ледяных желобах Архангельска мы очень остро почувствовали нехватку крутящего момента именно на ВАЗ-21103. На этом автомобиле было сложнее маневрировать, парковаться да и просто трогаться с места. "Одиннадцатая" оказалась гораздо терпимее к дорожным сюрпризам и доставляла несколько меньше хлопот. На трассе характеры автомобилей уравняло разбитое и неровное покрытие, не позволяющее воспользоваться преимуществами шестнадцатиклапанника, как, впрочем, и лед, местами отполированный до зеркального блеска. Здесь весь мощностной потенциал уходил на пробуксовку ведущих колес. В этих условиях более спокойный универсал без проблем "висел" на хвосте мощного собрата. А о незначительной разнице в расходах топлива вы можете судить по данным таблиц. Что ж, пора обобщить наши впечатления. Оба автомобиля с честью выдержали поездку на север, несмотря на ее ускоренный (в первую очередь, по средним скоростям движения) характер. Основная нагрузка пришлась на подвески. Они без проблем справились с неровным, а иногда и коварным характером северных дорог..'% им**Если же попробовать дать представление о характерах машин каким-нибудь одним метким словцом, то "хозяюшка" как нельзя лучше подходит к универсалу. Тогда как седан с шестнадцатиклапанником заслужил определение "спортсмен". D