156
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙНе перепутай!ДЕРЖАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ!Термостат - прибор простой. Но очень важный. Ошибки при его замене недопустимы.Сергей МИШИН Термостат в двигателе служит для поддержания в системе охлаждения должной температуры. Но этим его функции не исчерпываются: от простого прибора зависят и мощность, и расход топлива, и вредность выхлопа, и эффективность работы отопителя. А еще - долговечность, срок службы двигателя. На всех вазовских машинах термостат ство термостатов нынче не на высоте, клапан часто открывается с запаздыванием, создавая риск перегрева двигателя. Вот и скинули два градуса... "про запас". Патрубки термостата 2108 расположены почти как на "ноль первом", но будто зеркально по отношению к нему. Кроме того, ближе к донышку у "восьмого" есть дополнительный тоненький патрубок - для соединературе переключается на "большой круг" с опозданием. 2112 - термостат следующего поколения - для впрысковых двигателей (фото 3). Отличается от предыдущих тем, что, кромеТермостат 2112. Так выглядит дроссельное отверстие "малого круга".Термостаты вазовских автомобилей: 2101 • ва, 2108 - в центре, 2110 - справа.В зоне байпасного (дополнительного) клапана видна пластмассовая шторка.основной функции, еще и повышает эффективность отопителя. С этой целью у него повысили сопротивление "малого круга", вынудив тем самым охлаждающую жидкость интенсивнее протекать через радиатор отопителя. Этот термостат во входном патрубке имеет дроссельное отверстие. Переход с "малого" на "большой круг" начинается при температуре 85°. Кстати, температурный по-вынесен из головки блока двигателя и представляет собой самостоятельный элемент. Сегодня мы знаем следующие его модели: 2101 -такими комплектуется вся вазовская "классика", начиная с первенца ВАЗ2101. Клапан начинает открываться при температуре 80±2°, а полностью открыт при 95±2°. Отличительный признак "первого" термостата - патрубки развернуты относительно друг друга на угол чуть больше 90 градусов (фото 1 слева). 2121 - для "Нивы". По начинке практически "ноль первый" термостат. Только в силу компоновочных особенностей его патрубки расположены на корпусе под углом почти 180 градусов. Кстати, на модернизированной "Ниве" ВАЗ-21213 стоит термостат 2101. 2108 - следующее поколение термостатов (фото 1в центре) - предназначено для двигателей "Самары". У последних более совершенная форма камеры сгорания и более высокая степень сжатия, их температурный режим выше по сравнению с классикой на 7°. Это улучшает мощностные и экономические характеристики машины. "Восьмерочныи" термостат начинает открываться при 87°, а полностью открыт бывает при 102°. Правда, сегодня на рынке встречаются "восьмые" термостаты с температурой начала открывания клапана 85°. Объяснить это просто: каче15Б 4/2000 ЗРния с расширительным бачком (см. фото 1в центре). Это путь для выхода из системы охлаждения пузырьков воздуха, если он почему-либо туда попадет. 2110 - конструктивно повторяет "восьмерочныи", у него почти те же характеристики (циркуляция по "большому кругу" начнется при 87 или 85°). Внешне же он еще более схож (но тоже зеркально, не путать!) с "ноль первым", так как не имеет дополнительного тонкого патрубка (фото 1, справа). На ВАЗ-2110 "дорогу" для воздуха проложили из тройника, соседствующего с термостатом. Последний предназначен для машин с карбюраторными двигателями (ВАЗ2110 и 21111). При необходимости на них можно поставить и "восьмерочныи" термостат, надо только основательно заглушить его воздушный патрубок. Бывает, что производители этих изделий самовольно упрощают конструкцию, поэтому при покупке термостата загляните в него. В верхней части корпуса должна быть вертикальная полоска металла или пластмассы, напоминающая шторку, которая охватывает дополнительный клапан в секторе примерно 270° (фото 2). Без этой шторки жидкость хуже перемешивается, меньше и медленнее нагревает термосиловой элемент - и термостат при повышенной темпеНа донышке термостата указана температура начала срабатывания.рог начала срабатывания любого термостата выдавлен на донышке (фото 4). Перейдем теперь к датчику (фото 5) включения электровентилятора системы охлаждения. Сегодня выпускаются два поколения датчиков - двухамперные и двадцатиамперные. Причем каждое, в свою очередь, подразделяется на две категории - для классики и для переднеприводных моделей. К первому поколению относятся датчики-ветераны ТМ-108. Поскольку они не могли непосредственно коммутировать большой ток, эту роль отводили специальному силовому реле, срабатывавшему по команде от датчика. Для классики этот датчик имел индекс 2103-3808800. Вспомним: "трешка" была первой машиной ВАЗа без постоянно вращающейся механической крыльчатки. Температура включения вентилятора - 92°, выключения - 87°.