157
158
Новичкам на заметку Как уже отмечалось, у двигателя "Самары" более жесткий температурный режим. Поэтому здесь электровентилятор включается при большей температуре, чем у классики. Контакты датчика (2108-3828010) замыкаются при 99°, размыкаются - при 94°. Датчики нового поколения не нуждаются в помощи силового реле - они в состоянии сами коммутировать ток до 20 А. Температуры их срабатывания остались прежними, а индексы - 661.3710 (для классики, каталожный номер 21103828010-10) и 66.3710 (для "самар" и "десяток" с двигателями 21083, номер 21103828010). При этом на всех моделях "десяток", "самар" и "жигулей" предусмотрено применение и нового блока предохранителей - европейского типа. Различить их можно по цифрам, выбитым на гранях шестигранника под ключ. На датчиках нового поколения выбиты первые цифры маркировки: "661" (для классики) или "66" (для "самар" и "десяток"), на старых ТМ-108. В любом варианте на соседней плоскости обязательно указывается температура срабатывания. Новые датчики можно безболезненно ставить вместо старых. Наоборот - ни в коем случае! Контакты "сто восьмых" просто сгорят, не выдержав большого тока. В гипотетической ситуации - датчик отказал, а под"ТРЕВОЖНЫЙ" ЧЕМОДАНЧИКМинимальный набор инструментов на борту необходим каждому водителю. Как его грамотно скомплектовать?Виктор СЛЕСАРЕВДопустим, вы обзавелись первой в жизни машиной, например ВАЗ21053 - пятьдесят тысяч пробега, не гнилая, в приличном состоянии. Есть шанс заставить эту "коросту" ездить еще по крайней мере столько же. Решили обслуживать самостоятельно? В добрый час - но, скорее всего, у нее в багажнике, помимо лысой запаски, лишь пара ржавых ключей и домкрат с застарелым вывихом ноги. Что ж, начнем собирать "дорожный" набор, полагаясь на опыт бывалых.ПДатчик включения электровентилятора системы охлаждения.рукой есть только ТМ-108 - придется изменить схему включения электровентилятора, введя в нее силовое реле. Что касается впрысковых двигателей (ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112), то у них электровентилятор системы охлаждения управляется контроллером ("мозгами впрыска"). Последний измеряет температуру охлаждающей Сомнительному домкрату здесь тоже жидкости одним из своих специальных датне место. С этим "прибором" не шутят - не чиков. Поэтому в радиаторах систем охлажровен час, останетесь калекой. Купите нодения этих машин датчик включения электвый. А заодно шинный насос или компресровентилятора отсутствует. сор, лучше "Мустанг". Он своего рода доP. S. Когда верстался номер, нам сообполнительная запаска: высокая производительность компрессора позволяет быщили, что в конструкцию термостата 2112 вводятся изменения. Во входном патрубке стро накачивать издыхающее на глазах котеперь будет не одно дроссельное отверлесо и короткими перебежками добраться до стие в центре, а четыре, расположенные дома. Насос нужен не только для накачки шин. С его помощью, к примеру, крестом, ближе к стенкам. В этом случае при можно продуть карбюратор или, используя открытом клапане жидкость омывает термоего как шприц, закачать масло в редуктор силовой элемент более надежно. моста. А при отказе бензонасоса (на карерво-наперво, горе-запаску - на свалку, возите нормальное колесо. Опасаетесь воров? Воспользуйтесь древним рецептом - трос или цепь плюс замок... (Все равно сопрут, если надо. Но у вас будет утешение помучились ребятки!) "Шиномонтажки" на дорогах поселились крайне неравномерно - даже в ближнем Подмосковье рискуете оказаться на трех колесах на забытой Богом дороге, если в багажнике ненадежная запаска. Закон Мерфи не дремлет - тут же проколется еще одно колесо.бюраторной машине) можно топливный бак поднадуть - и так доехать до гаража. Аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки? Ну, это предметы обязательные... Читайте Правила! Наконец, даже если вы отъявленный везунчик, не забудьте припрятать в багажнике буксирный трос и кабели "прикуривателя"... еперь об инструментах. Не уподобляйтесь иным автомобилистам из числа "хозяйственных", которые возят в багажнике все, что так или иначе туда попадает. "Жигули" не грузовик - нужно сразу умерить свои аппетиты и возить только нужное. Но что? Строгих рецептов нет, но известно, что основные заботы владельцу несут такие деликатные системы, как топливная и зажигание. Чаще всего придется действовать небольшими ключами - "на 8", "10",ТЗР 4/2000157 Новичкам на заметку "12", "13". Они должны быть в багажнике у каждого. Любима автомобилистами знаменитая "жигулевская" трубочка "8x10" в паре с отверткой, служащей воротком. Кстати, в продаже бывают и трубочки побольше. Удобны Г- и Т-образные торцевые ключи. Работать ими во многих случаях ловчее, так как ключ можно легко и быстро вращать - лишь бы место позволяло! Те, кто специализируется в ремонте, эти достоинства особенно ценят. В серьезных мастерских увидите целые арсеналы самодельных Т-образных ключей. Встречаются в продаже и более сложные, крестообразные ключи. Но вряд ли стоит, увлекшись, покупать курьезный инструмент с головкой, объединяющей несколько размеров, - чаще всего пользоваться им неудобно. При многих работах приходится действовать сразу двумя ключами, поэтому в арсенале опытного механика их несколько - одного размера, но часто разной конфигурации. е обойтись и без отвертки. Удобна всем известная универсальная, с двумя концами - плоским и "крестом". Важно, чтобы ручка ее не растворялась в бензине. А при некоторых операциях с карбюратором самой подходящей может оказаться отвертка размером поменьше, с "жалом" шириной 4 мм. Положим в набор и ее - багажник не оттянет, но бывает незаменима. Без такой отвертки очень трудно, например, вывернуть главные топливные жиклеры из "колодцев" карбюратора "Солекс" или отрегулировать СО винтом качества. Но вряд ли в дороге понадобятся большие, силовые (тем более - ударные) отвертки, нужные лишь, чтобы снять двери или разобрать коробку передач. Такие если возят, то скорее по привычке. рить, даже если они в багажник пристраивают фрезерный станок... В конце концов, для автомобилиста немаловажен душевный комфорт. Многие настолько привыкают к любимым ключам, что без них поездка - не поездка. Возят, например, наборы головок с необходимыми воротками - все это, вместе с железной коробкой, тянет килограммов на пять. Но... согревает автолюбительскую душу. Часто спрашивают: не лучше ли к новой машине сразу купить фирменный набор ключей, которыми можно вроде бы сделать любую работу? Да, некоторые наборы действительно всем хороши, кроме цены. Но даже очень "широкий" набор не всегда позволит выполнить давно известную работу... и захочется дополнить его старыми, но верными ключами. С другой стороны, значительная часть инструментов на деле не нужна, а разделять набор, оставив часть дома, верный способ что-то потерять. Так нужен ли этот самый набор? И еще: чем красивее сверкает хром, тем скорее привлечет внимание тех, кто не гнушается и куда более скромной добычей. Что еще положить в чемоданчик? Например, хитрый ключ-самоделку (по чертежам, четверть века назад публиковавшимся в журнале) для регулировки клапанных зазоров. Не помешают также щупы (0,15 мм и 0,4 мм), когда-то входившие в штатное оснащение "Жигулей", и проволочные щупы для контроля зазоров в свечах. А при регулировках двигателя поворачивать коленвал лучше ключом "на 38", нежели на высшей передаче крутить грязное колесо! монтажные лопатки? Сегодня городские автомобилисты, избалованные "шиномонтажками", о самостоятельном монтаже шины имеют туманное представление. Но чтобы ив этом оставаться независимым, рекомендуем освоить нехитрые приемы работы. Монтажных лопаток должно быть две - это удобней и эффективней. надфили, шаберы, наждачная бумага различной зернистости и т. п. Значит, автовладелец уже "вошел в ремонт, как в состояние" (вспомните Жванецкого!) и нескоро собирается изменить образ жизни. У него в багажнике всегда есть и молоток с острым зубильцем, и небольшая дрель, и слесарная ножовка с тисками... Там же всевозможные преобразователи, шпатлевки, баночки с краской и растворителями, пульверизатор и так далее. Но это тема другой беседы. аз уж мы затронули вопрос о технических жидкостях и т. п., вспомним, что обычно возит "стреляный" автолюбитель. Во-первых, немного (хотя бы 0,5 л) масла, особенно если мотор стар ис аппетитом его прихлебывает. Во-вторых, флакончик тормозной жидкости - может экстренно понадобиться! "Тосол" обычно не берут - в крайнем случае и вода сойдет... В дальний путь, зная недостатки своего аккумулятора, кто-то захватит поллитра дистиллированной воды.РНРекомендуем держать в машине баночку пластичной смазки, например "Литола-24". Иногда очень к месту попадается в "бардачке" тюбик герметика. Наконец, случается, что рукодельнику в дороге понадобится клей (хотя бы БФ-2, "Момент", ПВА и др.), изоляционная лента или скотч. Хороша в багажнике плоская банка (например, пластиковая изпод селедки) с традиционным названием "Греция". Почему так? Вспомните классика: "В Греции все есть!". В такой банке действительно может быть многое - от винтиков, болтов и гаек до запасных лампочек, катушки зажигания, конденсатора, контактов прерывателя, свечей, бегунка. Разумеется, вы положите сюда и пробник (лампочку с двумя проводами), и кусок электрического провода, и защитный кембрик, и что-то еще. Мелочевка много места не занимает, но порой очень нужна. Не стоит ею пренебрегать! Вы, к примеру, очкарик. Не забудьте припрятать в машине (так, чтобы не разбить) запасные очки... заключение - о самых крупных инструментах. Хотя к ремонту автомобиля они и не имеют прямого отношения, в загородных (особенно дальних) маршрутах в багажнике неплохо разместить также лопату и надежный топор. Не помешает еще ведро - пластмассовое или резиновое, чтобы не гремело, ведь в нем непременно пропишется и щетка для мойки машины... Вы уже заметили, что эта интересная тема нескончаема? Мы надеемся ее продолжить.АП158А обязательны ли большие ключи "на 19", "22" и т. д.? Конечно, "баллонный" (Г-образный) и свечной необходимы. Что касается остальных, то в обычных поездках на машине, за которой хозяин следит, катать чемодан с тяжеленным набором особого смысла нет. Большинство крупных болтов и гаек имеют отношение или к подвеске, или к кузову, или к тем частям двигателя, куда лазать между делом просто неприлично. Если уж шаровая опора или рулевая тяга дышат на ладан, то меняйте их загодя, а не на обочине! Или больше по душе грохот в багажнике от здоровенных ключей вперемешку с запчастями? Другими словами, большие ключи вполне можно держать в гараже или дома и брать только в дальние пробеги. равда, есть автолюбители, для которых ремонт - хобби. Им дорог сам процесс. С ними бесполезно спо4/2000 ЗРЧто еще попадается в багажнике "умельца"? К примеру, обычные небольшие ножницы. Пригодятся, когда понадобится что-то вырезать из тонкой жести, фольги и других материалов, плохо поддающихся ножу - даже самому замечательному. Но и нож нужен! Только вряд ли стоит покупать дорогой фирменный. Прекрасный "рабочий" нож, прочный, износостойкий, можно изготовить из полотна механической ножовки (сталь Р9). Мастераумельцы знают это очень давно. Нередко в багажник на вполне законных основаниях попадают напильники (в первую очередь - круглый и плоский),В