162
ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ВАЗа Как устранить неисправности отопителей в автомобилях ВАЗ, рассказывают: инженер-испытатель отдела испытаний электрооборудования Жанна ПЕТРОВА; ведущий конструктор по системам отопления и вентиляции Александр СВИРИДОВ; начальник отдела теплотехнических и климатических испытаний Александр БАЛЫКИН.ное количество тепла, отдаваемое самим радиатором. На "самарах" это чаще всего объясняется воздушными пробками (пузырями): они собираются в почти вертикально расположенном радиаторе отопителя при перегреве двигателя, снижении уже примерно 30 лет, что говорит о неуровня охлаждающей жидкости, а также Езжу на третьем по счету автомобиле "Жигули". И у всех одинакообычайной сложности данной проблепри нарушениях правил ее замены. Но вый дефект - визг моторчика вентимы. Конечно, совет капнуть масла на эта проблема может возникнуть лишь у лятора в отопителе, с которым я не вкладыш переоценить трудно, вот владельцев "самар" со старым отопитемогу справиться. Такая же беда у только добраться туда в "Жигулях", полем (2108-8101010). С августа 1998 года моих знакомых. Как все-таки избажалуй, не легче, чем решить, наконец, на конвейер ив запчасти поставляется только модернизированный отопитель виться от этой напасти? проблему на уровне производства. 2108-8101010-01, лишенный этого дефеВиновник этого шума - подшипник скольжения (металлокерамический Салон моей "Самары" с высокой кта, так как его радиатор расположен почти горизонтально. Кроме того, его вкладыш, пропитанный специальной панелью могу назвать теплым только канал "в ноги" выведен из зоны консоли смазкой), который либо сам проворачив летнее время. У соседа по гаражу вается в корпусе электродвигателя, лиВАЗ-2110, новейший - а картина та же."высокой" панели 21083, которая огранибо издает неприятные звуки от контакМожно ли на деле, а не только в теочивала подачу горячего воздуха к ногам из старого отопителя. та с вращающимся валом. рии, улучшить отопление? К сожалению, отопители этих машин тоже не без огрехов - при том, что исправно работающие системы отопления здесь более эффективны, чем у прежних "Жигулей". Косвенно это подтверждает читатель А. Павлов из Нижневартовска, который в своем ВАЗ21099 после незначительной доработки отопителя может ездить "при минус 40°С в одной рубашке". Все проблемы отопления переднеприводных машин системно делятся на две категории. Первая - холодный воздух проникает в салон, минуя горячий радиатор отопителя. Как правило, виноваты в этом неплотно прилегающие заслонки. На "Самаре" прежде всего проверьте, что происходит с отопителем при переводе рукоятки управления подогревом воздуха в крайнее правое положение. Кран отопителя (находится в салоне справа под консолью) нужно полностью открыть - при этом его рычаг должен оказаться в крайнем левом положении. А заслонка управления отопителем (ее ось выступает из отопителя слева и короткой тягой связана с блоком управления) должна быть сдвинута до упора в заднее положение, чтобы не пропускать холодный воздух мимо радиатора. При необходимости отрегулируйте длину тяг. У "десяток" первых выпусков, случалось, коробились пластмассовые заслонки. С марта 1999 года отопители этих автомобилей комплектуются алюминиевыми заслонками. Владельцам первых машин рекомендуем заменить пластмассовые заслонки алюминиевыми. Вторая проблема - недостаточА как быть владельцам "самар", выпущенных до августа 1998 года? Для устранения воздушных пробок нужно заехать передними колесами на эстакаду, бугор, и т. п., чтобы передок машины поднялся как можно выше задней оси и радиатор отопителя принял при этом почти горизонтальное положение. Теперь при полностью открытом кране отопителя погоняйте двигатель несколько минут на оборотах около трехчетырех тысяч. Воздух из радиатора перейдет в рубашку двигателя, а оттуда в расширительный бачок. Следующий момент - мала температура двигателя из-за неправильно работающего термостата. Его следует проверить и при необходимости заменить исправным. Наконец, недостаточная теплоотдача радиатора связана с отсутствием в нем турбулизаторов - спиральных направляющих, которые закручивают жидкость в трубках для более полной теплоотдачи. Убедиться в их наличии (отсутствии) можно, определив объем жидкости, заполнившей снятый с машины радиатор. В радиатор с турбулизаторами входит не более 200 см 3 жидкости. Изготавливать их самостоятельно не советуем, лучше купите новый радиатор. Как его выбирать, вы теперь уже знаете. Кроме всего прочего, у "десяток" встречаются перебои с электроникой, управляющей заслонками. Сегодня для "десятого" семейства уже разработан модернизированный отопитель. Кроме того, создается альтернативный вариант полностью ручного управления системой отопления ВАЗ-2110.Основной поставщик электродвигателей отопителя - ОАО "КЗАЭ" (Калужский завод автомобильного электрооборудования). К сожалению, на его продукцию - МЭ-255 (2101-8101078-01) гораздо больше нареканий, чем на двигатель ДО (2105-8101078) второго нашего поставщика - ООО "МИЦАР" (Мичуринск). Пять лет назад здесь изменили профиль плоской шайбы, фиксирующей вкладыш, - она стала сферической. Благодаря этому вкладыш надежно удерживается от проворачивания. И все же проблема остается. Она связана не только с размерами, но и материалом металлокерамического вкладыша. В современных электродвигателях, как правило, визг при низких температурах возникает кратковременно, в первые несколько минут их работы, но и это мы не оставляем без внимания. Кстати, советы по фиксации вкладыша, известные читателям ЗР, мы не считаем правильными. Вкладыш должен иметь плавающую посадку для самоустановки, иначе в нем самом может заклинить вал электродвигателя, либо разобьется отверстие и крыльчатка начнет вибрировать. Услышав визг, лучше потерпеть, пока прогреется вкладыш. Но, к сожалению, даже такое радикальное решение, как замена электродвигателя, не гарантирует избавления от шума. Если терпение лопнуло, капните на вкладыш снятого моторчика моторное или трансмиссионное масло, сохраняющее текучесть и смазывающие свойства в диапазоне от минус 40 до плюс 90 градусов. Пластичные смазки здесь не помогут. От редакции. "Музыкальные" отопители автомобилей ВАЗ нам знакомы4/2000 ЗР^ ^ ^ ^ ^ Г^В I^^V ^mtmmw **~^^—л