СЛЕДИТЕ ЗА КУРСОМАкции успешных предприятии растут в цене.Алексей НАУМЕНКО, агентство АКМ Год 1999-й многие автозаводы России окончили успешно - производство выросло, финансовое положение улучшилось. А вот фондовый индекс* предприятий машиностроения вырос всего лишь на 66,5%, в то время как индекс акций нефтяных компаний увеличился более чем в три раза, а промышленных предприятий - на 226%. Так что, несмотря на видимые успехи в производстве, на рынке акций машиностроения - застой. Хотя этот застой, по мнению аналитиков фондового рынка, вовсе не отражает реальности. Акции машиностроения на самом деле стоят значительно дороже, чем их сегодня ценят. Если после президентских выборов экономическая политика в стране не изменится, акции машиностроительных предприятий могут стать самыми перспективными для вложения капиталов. Впрочем, у каждого российского автозавода свои особенности. Поговорим о них. АвтоВАЗ. В ближайшие годы акционеры "монополиста" вряд ли дождутся дивидендов. За всю свою историю АвтоВАЗ их ни разу не платил! Завод все еще вынужден покрывать старые долги перед госбюджетом. К тому же на техническое перевооружение и обновление модельного ряда Тольятти нужны значительные средства - брать их будут в первую очередь из прибыли. В то же время завод динамично развивается: в 1999 году им выпущено автомобилей на 14,8% больше, чем в 1998-м, на 2000-й прогноз тоже хороший. Кроме того, ВАЗ все энергичнее продвигает свою продукцию на рынки СНГ, Азии, Латинской Америки. Это одна из причин роста акций АвтоВАЗа - с 14,4 руб. в начале 1999 года до 41 руб. в конце, то есть на 185%. Это значительно выше роста индекса акций машиностроения в целом. ГАЗ - единственный автозавод, акции которого относятся к категории так называемых "голубых фишек", то есть наиболее стабильных и ликвидных. Рыночный успех новых моделей ("Газель", "Соболь", "Баргузин"), устойчивое финансовое состояние, честная, открытая политика в отношении акционеров - все это способствует привлекательности акций ГАЗа." Среднеарифметический показатель изменения стоимости акций крупнейших автомобилестроительных компаний России.Производство автомобилей в 1999 году на ГАЗе выросло на 7,7%, в мае планируется начать конвейерную сборку новой "Волги". Главное, что в ближайшее время ГАЗу нет необходимости, в отличие от АвтоВАЗа, вкладывать огромные средства в развитие производства (эти средства, в основном, уже вложены). В течение 1999 года курсовая стоимость обыкновенной акции ГАЗа выросла с 409,59 руб. до 830,25 руб., привилегированной - с 87,86 руб. до 208,575 руб. В отличие от ВАЗа, ГАЗ регулярно выплачивает дивиденды по своим акциям. Например, за 1997 и 1998 годы дивиденды начислялись в размере 3 руб. на обыкновенную и 12 руб. на привилегированную акцию номиналом 1 руб. Почти наверняка выплатит ГАЗ дивиденды и за 1999 год.ЗИЛ. Правительство Москвы, владеющее почти 60% акций завода, старается поставить завод на ноги. Судя по растущим объемам производства (в 1999 году автомобильной техники произведено на 4% больше, чем в 1998 году), это почти удалось. Тем не менее, цена акции ЗИЛа в течение года упала с 60 руб. в начале 1999 года до 30 руб. в конце года. О дивидендах по акциям в ближайшее время речи не идет. Поэтому бумаги предприятия могут представлять определенный интерес только для тех инвесторов, кто способен вкладывать деньги надолго и готов рисковать. УАЗ. Традиционно финансово устойчивая компания ежегодно наращивает выпуск автомобилей: "уазики" неизменно пользуются спросом. В 1998 году компания дивиденды не выплачивала, в 1997-м на акцию номиналом 1 тыс. руб. выплачивалось 19,44 руб. дивидендов. Возможно, завод заплатит их ив нынешнем году. Акции УАЗа ведут себя стабильно, за весь прошлый год они слегка подросли в цене - с 0,347 руб. до 0,378. В 2000 году предприятие намерено увеличивать объемы производства - значит, его акции могут еще подрасти."Москвич". Если на предприятии не произойдет полной смены руководства, а КамАЗ 69003753 также производственной, финансовой и АвтоВАЗ 40 678 816 экономической политики, никакой речи о Ульяновский автомобильный завод 17 508 888 привлекательности акций завода быть не Павловский автобус 5 513 796 может. В настоящее время акции компаЗИЛ 2359584 1 нии не представляют на рынке абсолют• "Общая стоиность акций" - ото сумма, за которую завод но никакого интереса, и, судя по финанможно приобрести (скупив все его акции). Почему ГАЗ стоит в четыре раза больше ВАЗа (ведь завод в Нижнем Новгоросовому положению завода, в ближайшее де по сравнению с тольяттинским гигантом невелик) Ответ время ценные бумаги этой компании хожпрост: ГАЗ - одна из самых привлекательных автомобильных компании России, поэтому рыночная стоимость его ак дения на рынке иметь не будут.Компания ГАЗ Стоимость, долл. 156029 3837ции сегодня высока. А ВАЗ - крупнейший должник, к тому же дивидендов не платит. Потому и инвесторам неинтересен.КамАЗ. В прошедшем году дела здесь стали поправляться: компания возобновила серийный выпуск грузовых автомобилей и приблизилась к уровню безубыточности. Однако над заводом до сих пор довлеет тяжкое бремя долгов и руководству пока не удается полностью восстановить объемы производства. Похоже, в настоящее время камский гигант существует прежде всего благодаря росту выпуска микролитражек "Ока". Дивидендов КамАЗ ранее не платил ив ближайшие годы вряд ли будет выплачивать. Большинство аналитиков скептически относятся к вложению средств в акции КамАЗа. В течение 1999 года их цена упала С 3,55 руб. до 1,77 руб."Павловский автобус". Крупнейший в России производитель автобусов чувствует себя неплохо. Но все-таки предпочитает не тратить свою прибыль на выплату дивидендов, а вкладывать деньги в производство. По этой же причине в течение 1999 года акции компании снизились в цене со 154,45 руб. до 92,7 руб. Среди других российских компаний автомобилестроения, которые в ближайшее время могут быть интересными для потенциальных мелких инвесторов, - АО "Курганский автобус", которое в прошедшем году сумело значительно улучшить финансовое положение, поставщик двигателей для ГАЗа - Заволжский моторный завод и УралАЗ. D ЗР 4/2000 71