30
31
32
ИСПЫТАНИЯ Шок!Кирилл ЗАЦЕПИНЛУЧШЕ СЯДЬ, А ТО УПАДЕШЬ Так говорят, когда хотят сообщить какую-нибудь сногсшибательную новость. Вот и вы, уважаемые читатели, займите, пожалуйста, соответствующее положение. Причем владельцы ВАЗ-2109 - желательно не в машине. Лучше дома на прочном диване. Так спокойнее. Речь пойдет о результатах испытаний автомобильных сидений, из которых следует, что кресла вазовских "девяток" могут быть опасны для жизни. Вздрогнули? А теперь долой эмоции - и обо всем по порядку. От аварии не застрахован никто. Но случись такое, каждый из нас хотел бы уцелеть. Подушки безопасности, ремни и тому подобные средства, конечно, великое дело. Однако в ряде случаев единственный спасательный круг - сиденье вашего автомобиля. Примеры хорошо известны: при ударе сзади остается надеяться только на прочность спинки и подголовника. Поэтому давайте на время забудем о комфорте, эргономике, внешнем виде кресел (ЗР, 2000, № 1) и поставим во главу угла нашу жизнь. За почетное звание самого30 4/2000 ЗРСадясь в кресло "Самары", вы рискуете никогда с него не встать.безопасного в нашем тесте сразились четыре претендента. Честь отечественного автопрома защищали, пожалуй, самые распространенные на сегодняшний день сиденья: ВАЗ-2109, ВАЗ-2106, ГАЗ-3110. Им противостоял один из мировых лидеров - немецкая компания "Рекаро" с относительно недорогой моделью N-Joy. Вся четверка, включая иностранца, конструктивно схожа - никаких излишеств. Механизм регулировки наклона спинки, выдвижной подголовник, тканевые обивки. Вот, пожалуй, и все: салазки, детали крепления к полу автомобиля в испытаниях не участвовали. Кресла новые, приобретены в розничной торговле. Подлинность их происхождения и соответствие нормам безопасности подтверждены соответствующими сертификатами. В КАМЕРЕ ПЫТОК Одного взгляда на оборудование для испытаний хватило, чтобы понять - сиденьям не жить. Мощные тросы, блоки, механизмы натяжения, захваты - все это хозяйство вызывало аналогии со средневековой дыбой. Первый тест - проверка прочности по 17-му правилу ЕЭК ООН. Он состоит из двух частей. Сначала к спинке сиденья прикладывают момент 37,3 кгс-м, точно так же нагружают и выдвинутый наполовину хода подголовник. При этом перемещение последнего не должно превышать 102 мм. Предварительную фазу четверка преодолела без проблем. Но вот дальше... Не снимая преднатяга со спинки, подголовник начинают дожимать. Нормы считаются выполненными, если сиденье не сломается под нагрузкой 89 кгс. Изделия ГАЗа и "Рекаро" держатся уверенно, "шестое" кресло тоже не сдается. А вот "девятое"... хрусть - и спинка пополам! На Приз чемпиону - железкой по башке.А\\\ИПыточное оборудование в расслабленном состоянии. На маленьком фото процесс испытаний 200 кгс для "Рекаро не предел.динамометре - 80 кгс. Как, одно из самых массовых сидений не соответствует требованиям безопасности? Не может быть. Впрочем, выводы потом. Советуемся со специалистами и решаем - оставшуюся тройку мучаем до слома. Томуесть резон. Во-первых, узнать запас прочности. А во-вторых... ходит в узких кругах мнение, что 17-е правило на сегодняшний день слишком уж либерально и нужны нормы пожестче. Словно в подтверждение тому при нагрузке 90 кгс разва-Сиденье Нормы безопасности. 17-е правило ЕЭК ООН, приложения 041)5 Параметр "~~—^__ Высота подголовника (соеднее положение!, мм Кя менее 750800 Не менее 700 Высота подголовника (нижнее погюжен/е' мм Перемещение подголовника под действием Не более 102 момента 37.3 кгс м. мм Максимальная нагрузка, гри которой сиденье Не менее 89 разрушается, кгс Не более 80 д " Травмобезопасностъ подголовника * Подголовник сиденья ГАЗ-3110 нерегулируемый по высоте "д-ускорение свободного падения 98мс2. -—^^_^ВАЗ- ВАЗ2106 2109ГАЗ- "Рекаро" N-Joy 3110680 585 75 90800 760785 760 50 80 42о 40800 7С 8 40200 Более 280 54q51 д-лился каркас сиденья "шестерки". Ну здесь-то после полного провала "девятого" придираться не стоит. От ветерана с изрядно устаревшей конструкцией ждать рекордных показателей не приходится. Стандарту соответствует - и на том спасибо. Состязания продолжаются. Кто следующий? Немец, стервец, бьется с "дыбой" как богатырь. Нижегородцы, миленькие, не подкачайте. Поскрипывают блоки, тросы, кажется, вот-вот начнут звенеть. Стрелка динамометра лезет вверх: 100, 150, 200 килограммов... Бац, последний из наших сошел с дистанции - механизмрегулировки наклона спинки не выдержал нагрузки. Но все равно - браво! Более чем двукратный запас прочности: сиденья "Волги" будут до последнего бороться за вашу жизнь. А что "Рекаро"? Кресло освободили от пут за явным преимуществом. Оно выдержало 280 кгс, как говорится, не дрогнув мускулом, а прекратили его "давить" дальше вовсе не из жалости. Просто по ходу дела возникла новая идея. Если западный конкурент такой стойкий - получай суперфинал! Меняем орудие пытки: "Рекаро" ожидает испытание подголовника на удар. Прямо по те-' ЩЩнмитшгЗР 4/200031 ИСПЫТАНИЯ Шок! ВЫСШИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВАИ МЕННО ТО, ЧТО ВЫ ИСКАЛИ ТОВАРЫ ОТ "ЗА РУЛЕМММПобедитель и аутсайдер.мечку его должны шмякнуть здоровенной железной штуковиной, напоминающей одновременно и молот, и пресс. Суть теста - оценить жесткость подголовника, а если точнее - его травмобезопасность для головы заднего пассажира. Замеряется ускорение. Оно должно быть не выше 80 gв течение 4 мс (д - ускорение свободного падения 9,8 м/с2). Размах, удар и снова "немец" на высоте — 51 g вполне достойный результат. Для сравнения приводим аналогичные показатели и для отечественных сидений (см. табл.). Их взяли из протоколов сертификационных испытаний - наши сломанные образцы для участия в суперфинале были уже не пригодны.на деле не укладывается в нормы безопасности? Исключение одно из тысячи, да и вообще куплено в магазине запасных частей? Как бы не так! Только в отделе испытаний журнала "За рулем" стоят два таких же сиденья с изломом в том же месте (одно из них на фотографии в начале статьи). Оба сняты с товарных автомобилей, а развалились на пустом месте - под весом тела водителя. Мало? Вот еще примерчик. Один из сотрудников отдела полгода провел в гипсовом ошейнике. Травма шейных позвонков получена в результате далеко не самого сильного удара в корму его автомобиля. Модель машины... Угадали - ВАЗ-2109. Старожилы журнала припомнят еще массу похожих случаев.Всем нужен хороший антифриз, но не все готовы платить сумасшедшие деньги только за то, что на упаковке написано "Made in ...". Антифриз "За рулем" изготовлен в России с применением самого современного пакета отечественных и импортных присадок. Соответствует ГОСТ28084-89. Соответствует нормам ASTM (American Society of Testing and Materials). Рекомендован для всех типов автомобилей. Покупайте с уверенностью.ОСТАВЬ НАДЕЖДУ ВСЯКИЙ Да, мы можем дать вам соВ НЕМ СИДЯЩИЙ? вет, как обслужить или починить А теперь - выводы. Речь автомобиль. Но когда речь идет пойдет о лидере и аутсайдере, с о безопасности, никто не возьостальными, вроде бы, все ясно. мет на себя смелость указывать, Посмотрите внимательно на фов какое место каркаса сиденья тографии. "Девятое" сиденье и надо пришпандорить швеллер, а немецкий N-Joy в общем-то похокуда приварить косынку. Это зажи. Подголовники, спинки, нижбота не журналиста, а завода. ние подушки, боковые поддержОстается констатировать ки. Почему же в классической - лучше быть здоровым и богамодели "Рекаро" удобно так, что тым, чем бедным и больным. вставать не хочется, тогда как в Копите, ребята, на "фирму". Уснашем, с позволения сказать, тановить в любую машину - без аналоге донимают боли в спине, проблем, соответствующие саа в поясницу упираются какие-то лазки поставщик прилагает. железки. Разница в цене? Да, Судьба "девятых" сидений? Вот она велика - 500 долларов проочередной призыв в пустоту, то тив 2000 рублей. Но, сдается, за бишь к заводу: надо что-то десвои кровные "деревянные" налать, причем срочно! В цивилиши люди достойны лучшей учазованных странах практикуетсти. Ладно, плюнем на комфорт. ся мероприятие, называемое Жить-то всем хочется: почему отзывом автомобилей. Но это же прошедшее обязательную не наш случай. сертификацию "девятое" кресло D 32 4/2000 ЗРГарантированно этот товар Вы можете приобрести в магазинах Торгового дома "Товары от "За рулем":• Бакунинская, д.72, • Долгоруковская, д.36,а также в магазинах "Автозапчасти": • Открытое шоссе, д. 17, корп. 13, • Лескова, д. 2 2 .СОВМЕСТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ОАО "ЗА РУЛЕМ" И ZOOM ENERGY CORP. ОПТОВЫЕ ПОСТАВКИ : (095) 261 0603; 288 3001; ФАКС (095) 269 5454