160
КЛУБ АВТОЛВрожденный дефект"ВОЛШЕБНЫЙ" ФОНАРЬЕсли идущая впереди вас "Самара" неожиданно, не подав сигнала, вздумает повернуть в сторону, не возмущайтесь. Вполне возможно, что ее задний фонарь "помер"...Михаил КОЛОДОЧКИН Когда на редакционной "девятке" в очередной раз забарахлил один из задних фонарей, а испытанный способ мануальной терапии посредством кулака не помог, пришлось прибегнуть к вскрытию. То, что находилось внутри, показано на фото 1. Не нужно знать закон Ома, чтобы догадаться, - эта зеленая штуковина (она же - гибкая печатная плата из фольгированного лавсана) уже отслужила свое, поскольку ее контактные площадки протерлись до дыр. И это меньше чем за год... Похоже, что старики правы - раньше все было лучше. На "классике" времен семидесятых не было ни гибких печатных плат, ни проблем с их отказами. Чтобы понять, почему внедрение новых технологий привело к снижению надежности важного светотехнического изделия, решили купить новенький фонарь и немножко "поиздеваться" над ним в лабораторных условиях - оценить стойкость к токовым перегрузкам, солевому туману и т. п. Родословная фонаря интересна - онТак выглядел фонарь до пребывания в солевом тумане... Эти контакты еще "не нюхали пороху"...ния в камере сильно испортила его характер. В туман уходило чистенькое работоизготовлен ОАО "ДААЗ", при этом гибкую способное изделие (фото 2), вернулось же печатную плату для него поставляет ВАЗ, нечто пятнистое и белесое (фото 3). В а штекерная колодка сделана на АО "Затом, что отказ назревает, сомнений уже вод Пересвет" (г. Киржач). Заметим, что не было - так и случилось. Первое же согласование технической документации включение показало, что контакт с "масс "центром" ныне отсутствует - изготовисой" пропал. тель сам себе хозяин. Посмотрим, что из Физика процесса очевидна - на разъэтого получается. емное соединение попала влага, контакты Геометрические размеры платы окаокислились, возросло переходное сопрозались в норме, зато одно из гнезд колодтивление, повысилась температура, далее ки было тоньше других почти на милли- отказ. В нашем случае подвел разъем, метр. Тем не менее пытку электрическим хотя то же самое могло случиться с любой током фонарь выдержал достойно. В течеиз лампочек, цоколи которых прижимаютние получаса по дорожкам печатной плася к проводникам печатной платы. ты пропускали ток 12 А, а еще в течение Что делать владельцу автомобиля в 10 секунд - аж 24 А. Перегораний и отслотакой ситуации? Казалось бы, сдернуть ений нет - можно двигаться дальше. Впеколодку, протереть грязные контакты, пореди - солевой туман... сле чего надеть колодку на место. Все это Если в "тепличных условиях" фонарь так, однако в вашем распоряжении не боне капризничал, то уже неделя пребыва- лее восьми попыток... Толщина токонесущей дорожки печатной платы составляет всего лишь 0,05 мм, а потому любое механическое воздействие для нее то же самое, что наждак для полированного кузова. Для сравнения на фото 4 показаны контакты новенькой платы, а на фото 5 те же контакты после пятикратного сочленения-расчленения. Появившиеся царапины предвещают скорую кончину. Ну и кто же виноват? Мнение экспер,.а так - после. тов однозначно - фонари подобной конструкции могут исправно работать только в .те же контакты неделю спустя. герметичных условиях - без влаги, грязи, соли и прочих атрибутов российской действительности. В общем, как на иномарках, в которых чисто и сухо. А до тех пор, пока в перекошенных кузовах "самар" гуляют сквозняки, лучше всего обзавестись запасными печатными платами - не случайно они продаются в любом автомагазине...Самый капризный элемент фонаря - гибкая печатная плата из фольгированного лавсана.1604/2000 ЗР