211
/ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦАДАРЕНОМУ КОНЮ - В ЗУБЫХЛОПОТЫ С АВТОБУСОМТЕКСТ / ВИКТОР ЗЕЛЕНЧУКОВ, БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛ.втобус ЗИЛ-325010 по кличке «Фердинанд», подаренный нашей семье* редакцией «За рулем» (ЗР, 2000, № 4), служит чуть более двух лет, пробег - 46 тыс. км. И хотя говорят, что дареному коню в зубы не смотрят, сейчас мы все зубки у него пересчитаем. Тем более, что описывать здоровье «Фердинанда» меня попросили в редакции при вручении автобуса. Сначала расскажу о положительных сторонах. Динамика у автобуса для его почти пяти тонн просто отличная. Очень маневренный, чему способствуют большой угол поворота передних колес (на 45°) и гидроусилитель руля, которому, впрочем, на малых оборотах не хватает производительности. Можно просто не вписаться при плотной парковке и наскочить на бордюр или того хуже... Но есть выход. Если автобус, в основном, эксплуатируется в городе, то разумнее вместо рекомендуемых 700-800 об/мин холостого хода установить 900-950 - тогда насос гидроусилителя справляется со всеми задачами. Тормоза тоже выше всяких похвал. Да еще и АБС помогает. Обратная сторона эффективности тормозов - слишком частая замена передних колодок. В автобусе я дрова не вожу, тормозить стараюсь плавно, опыт вождения на горных дорогах помогает обходиться на затяжных спусках почти без тормозов, и тем не менее колодки приходится менять через каждые 5-7 тыс. км. Очень много взаимозаменяемых с другими автомобилями запчастей. Откуда только не напихано: и с КамАЗа, и с трактора МТЗ-80, и с других ЗИЛов, и даже ключ зажигания с эмблемой ВАЗа! С одной стороны, очень удобно. Не нашел оригинальных запчастей, например, для ремонта энергоаккумулятора покупай камазовский комплект: тютелька в тютельку. Правда, камазовская диафрагма уже не нужна, но она сгодится как посуда для собачки или кошки. Расход топлива у автобуса нормальАный. В городе около 19 л на «сотню», за городом - и вовсе 15. Пассажирам не надо сгибаться для прохода по салону, как в «Газели», - можно идти с гордо поднятой головой. Только вот поручни забыли почему-то поставить, хотя резьбовые отверстия для них в потолке предусмотрены. Наверное, посчитали «в свете последних решений», что это излишество мешает исполнять пассажирам акробатические номера на ходу автобуса и приводит к потере спортивной формы. Один-два раза в неделю, если не чаще, под автобусом необходимо поползать: не боюсь потерять квалификацию инженера-автомобилиста. Ржавчина распространилась на весь корпус: она есть даже в местах, куда не долетают мелкие камушки и песок, скалывающие краску. От силы еще год - и сквозные дыры неизбежны. Придется этим летом разориться на краску, грунт, преобразователь ржавчины и смывку старой краски. Немалые расходы, да и работка предстоит! Пневматическая система соткана из множества алюминиевых трубок, которые практически никак не закреплены и которые нельзя запаять. Они трутся друг о друга, о раму и другие детали и, как следствие, часто протираются. Попытался хоть какого закрепить, но они, словно существа, больные чесоткой, находят новые места, где могли бы потереться обо ЗАТРАТЫ НА УСТРАНЕНИЕ КРУПНЫХ ПОЛОМОКДефект Заклинивание передней ступицы Поломка стартера Износ передних колодок Ремонт Замена подшипников и поворотной цапфы Замена-2 раза Замена-7 раз 2000 Расход, руб. 2500 7000Износ нажимного Замена (ведомого (корзина) и ведомого 2 раза) "В семье автора двенадцать детей, из них одиннадцать дисков сцепления приемные - ред.1000что-нибудь. Битва за прекращение утечки воздуха продолжается все два года. Вдруг двигатель ни с того ни с сего начал глохнуть. В топливную систему откуда-то попадал воздух, причем ручным насосом топливо закачивалось хорошо. Проверил трубку от бака ив самом неудобном месте на ощупь нашел протер тость. О том, чтобы снять эту трубку, не могло быть и речи: пришлось бы демонтировать весь салон вместе с кабиной! Применил народный способ, обмотав поврежденное место изолентой. Много неприятностей доставил стартер. Для «бычков» есть два вида стартеров. Один - белорусский, идет вместе с двигателем с минского завода. На тракторе-то для пуска ставят дополнительный карбюраторный двигатель, так называемый пускач. А для автомобиля разработали на скорую руку стартер очень неудачный. Диаметр вала якоря, по которому движется обгонная муфта, у него очень мал. А на этот тонкий, длинный прутик при пуске действуют огромные силы. Хрясть! - и обгонной муфты как не бывало. Два таких стартера я ставил: причина выхода обоих из строя одна и та же. Другой стартер ярославского производства. Этот понадежнее будет, да и дешевле. Ярославцы, не радуйтесь бесплатной рекламе! В вашем стартере тоже есть слабое место обгонная муфта. В ней пружинки, распирающие ролики, удерживаются своеобразными втулками из очень хрупкого материала. Диск, закрывающий ролики, изготовлен, по-моему, из кровельной жести, хотя должен бы иметь определенную твердость. Обгонная муфта считается деталью, не подлежащей ремонту, но я отремонтировал ее, и сейчас стартер крутит лучше прежнего. Но даже если купить новую муфту за 400 руб., все равно ярославский стартер выгоднее белорусского: тот в случае поломки придется менять целиком. Это больше 4 тыс. руб. Громкое «звуковое сопровождение» издают двери салона. И основной приток зимнего холодного воздуха - тоже из этих дверей. У нас в областном центре мой автобус пока один, и очень часто водители маршруток просят посмотреть изнутри. Всем очень нравится, тем более, что я помалкиваю о его недостатках. Последний вопрос задают о цене - интерес , фазу затухает. Ведь один «Бычок» стоит, гукак полторы «Газели»... I»! •