98
99
100
101
102
104
I ТЕХНИКА /РЕСУРСwТРЯХНЕМ СТАРИНОЙВАЗ-21103 ПОСЛЕ 125 000 КМТЕКСТ / Ю РИЙ НЕЧЕТОВ ФОТО / С ЕРГЕЙМИШИНТри с половиной года прожила в редакции «десятка» с шестнадцатиклапанным двигателем, преодолев 125 тыс. км. Нельзя сказать, что километры эти были легкими: здесь и толчея столичных пробок, и соленые зимы, и дальние пробеги. А еще испытания шин, тормозов, амортизаторов и другого оборудования - мирный частник инфаркт бы получил, глядя на такое насилие над машиной. В общем, досталось «десятке». Впору вводить поправочный коэффициент, как при форсированных испытаниях на специальных дорогах полигона. Однако мы этого делать не стали, а лишь дали машине небольшое послабление, закончив испытания чутьдалеко до самых доступных иномарок, как пешеходу до Луны. На скорости появляются сквозняки - уплотнители не в силах обеспечить герметичность перекошенных в проемах дверей и стекол. Дверные петли нуждаются в периодической смазке, иначе отламываются." о©раньше заявленного заводом ресурса в 150 тыс. км. Их финал - полная разборка машины и дефектовка деталей. На языке так и вертится мрачноватый термин «вскрытие» - заменим его благозвучным «обследование». Вот что оно показало. САМОЕ ДОРОГОЕ Разумеется, речь пойдет о кузове. По точности подгонки элементов, величине зазоров между ними, совпадению панелей отечественной машине так жеПластик в салоне живет своей жизнью, скрипит и дребезжит на ходу, время от времени теряя крепеж и мелкие фрагменты. Передняя часть кузова весьма хлипкая, заметно перекашивается на неровностях, а в ее аморфной податливости вязнут реакции на повороты рулевого колеса. Рекомендуемое лечение - распорка между передними чашками. Качество окраски неплохое, однако лак на бамперах местами облез. Говорят - это относится только к машинам 1997-1998 гг. выпуска. Хотелось бы верить. Лакокрасочное покрытие имеет малую механическую прочность со временем передняя часть «десятки» покрылась многочисленными сколами, обнажившими светло-серую грунтовку. Впрочем, дальше дело не пошло, грунт оказался стойким, а катафорезная обработка стального листа застраховала от ржавчины. Да-да, на кузове практически нет очагов коррозии - и это после четырех «круто посоленных» зим, без какой-либо дополнительной обработки! Исключение - места прямого контакта На правахрекламы| ДЮЖИНА АРГУМЕНТОВ ЗА |+ ^трансмастераргумент девятый - НАДЕЖНОСТЬХорошо быть героем, когда ты на виду - и заметят вовремя, и оценят по достоинству. Сложнее быть «тайным агентом», тут уж ежели что приключится, то помощи ждать не приходится. Летнюю жару помните? Все кругом кипит и плавится - от антифриза под капотом до мозгов в голове, а ехать-то надо! Антифризу хорошо за его состоянием системы разные следят: чуть что - сразу сигнал бедствия подают. А вот тормозам каково? Датчиков - никаких, снаружи ничего не видно, а когда затормозить не сумеешь вовремя, то уже поздно будет виноватых искать. Остается одно - уповать на надежность деталей, да вовремя делать профилактику. Впрочем, передние тормоза жаловаться на отсутствие внимания не могут - их меняют при первом удобном случае. А вот задние - настоящие герои: всю жизнь торчат внутри своих барабанов и даже не мечтают о замене. Может быть, они вообще не нужны? Нет, нужны, да еще как! Причем не простые, а прочные, с «правильной фигурой» и отменными фрикционными свойствами. И, конечно же, супернадежные - мы же знаем, что «смены не будет»... Тут ошибаться нельзя - нужно хватать лучшие, проверенные и перепроверенные! Например - с торговой маркой TRANSMASTER. Почему TRANSMASTER? Да хотя бы из-за доверия к этой торговой марке - мы же помним, что она применяется только к лучшей продукции, сертифицированной Госстандартом России! Впрочем, нашим постоянным читателям неплохо было бы знать, что барабанные тормозные колодки TRANSMASTER - безасбестовые, что они обладают при этом высоким и наиболее стабильным коэффициентом трения, а для приклейки накладок к каркасу используется специальный клей, спокойно выдерживающий температуру хоть 300°С. А «фигура» у колодок, как у модели 90x60x90, ведь после вырубки и сварки все детали проходят поголовный контроль точности геометрических размеров. Узнать задние тормозные колодки TRANSMASTER несложно, ведь вся продукция, одобренная Межрегиональным «Отраслевым Координационным Центром», упаковывается в фирменную сине-белую упаковку с логотипом TRANSMASTER. По-нашему не стоит рисковать и проявлять геройство, проще использовать автозапчасти гарантированного качества. А дежность - это еще один довод в пользу TRANSMASTER. Очередной, но не последний...| www.transmaster.ru ТЕХНИКАкапота с передними крыльями, где все защитные слои просто стерты до железа (кстати, о точности подгонки элементов), и отпескоструенные углы колесных арок - пластиковые брызговички со временем обламываются. Здесь могли бы выручить подкрылки, да ниши столь тесны, что и так едва вмещают колеса. Несколько пятнышек ржавчины обнаружены на отбортовках ниш, на лючке бензобака да под полкой аккумулятора. Силуминовые дверные ручки покрылись язвами, вспучившими бесполезное «защитное» покрытие. Заводской антикор на днище уцелел и держится хорошо, лишь местами видны борозды, оставленные дорожными препятствиями. Ветровое стекло покрылось микросколами и изрядно затерто «дворниками», особенно в зоне контакта с дефлектором поводка. Заднее стекло, потерявшее герметичность смолоду (отслоение от проема в верхней части), на том и успокоилось, а временная заплатка обрела статус постоянной. Крышку багажника приходится захлопывать с усилием, в карманах отсека скапливается влага. Поставленная нами мощная алюминиевая защита двигателя сберегла и нижнюю часть бампера - без защиты его легко повредить, скажем, о бордюр. Словом, кузов сохранился очень хорошо, однако нуждается в исправлении недостатков, грозящих со временем обернуться серьезными проблемами. НЕРАСТРАЧЕННЫЕ СИЛЫ На протяжении всей редакционной жизни «сто третья» радовала высокой экономичностью, отличной динамикой, мощным мотором, без труда выкладывая близкие к паспортным показатели. Расход топлива держался около 6,0 л/100 км в загородных поездках, возСамые значительные очаги коррозии - в углах колесных арок, отпескоструенных до голого металла.растая в городе на литр-полтора. С малолетства мотор отличался повышенным, ностабильныммасляным аппетитом: в промежутках между ТО доливали литр-полтора. При пробеге 86 тыс. км была показана максимальная скорость более 180 км/ч. Замеры, проведенные на стенде «Бош FLA-203», дали следующие результаты: фазу после обкатки наш мотор ВАЗ-2112 развил 713 кВт/96,9 л. с, а перед самой разборкой - 683 кВт/92,8 л. с. Таким образом, за 125 тыс. км шестнадцатиклапанник потерял лишь 3% мощности - отлично! Впрочем, надо сказать, на обслуживании, маслах и фильтрах мы не экономили. Результат - минимальный износ двигателя, о чем свидетельствует таблица. На стенках цилиндров сохранились даже следы хонингования - микроскопические диагональные канавки для удержания масла. Натиры обнаружены местами лишь на юбках поршней и вкладышах коленвала. Из-за низкого качества резины оказались «переформованными» (проще говоря - раздавленными)провфнувшиеся в пластиковом кожухе ремня газораспределительного механизма, в свое время были заменены не столь красивыми, но надежными сквозными болтами - это решение доказало свою целесообразность. Вердикт вазовских специалистов: при условии обязательной замены уплотнений двигатель работоспособен. Замена поршней желательна. Что же, шестнадцатиклапаннику можно поставить твердую «четверку», даже с плюсом.Разрушение резинометаллических опор впускного коллектора - распространенная болезнь шестнадцатихлапанников. КОРОБКА С ПРОБЛЕМАМИТрансмиссия, почти без изменений унаследованная «десятым» семейством от «восьмого», сохранила большинство своих качеств: сцепление выхаживает Капот покрылся мелкими сколами краски, лак на 30-50 тыс. км, шарниры равных углооблицовке радиатора и бампере местами облез. вых скоростей - 40-60 тыс. км. Ресурс уплотнительные кольца свечных колодпоследних могут заметно сократить нецев, датчика уровня масла, масляного долговечные пыльники - при разборке фильтра. При демонтаже силового агмы обнаружили кольцевую трещину на регата обнаружилось, что изношена и правом пыльнике, а ведь он прошел просела передняя опора. Впрочем, ее всего 15 тыс. км. Еще пара сотен килонесложно заменить, чего не скажешь о метров - и неизбежна замена шарнира. двух разрушившихся резинометалличе- Увы, качество отечественных резиноских опорах впускного коллектора - как технических изделий в последние годы признали заводчане, это распростраоставляло желать лучшего. Сейчас, ненная болезнь. Почти полностью сгниправда, наметились подвижки в лучли резиновые трубки для подвода охлашую сторону. Дадут ли они эффект? Главная пфедача и дифференциал ждающей жидкости в корпус дроссельных заслонок - здесь вот-вот должна быузлы надежные: на нашем автомобиле ла появиться течь. Закладные гайки, не оказалось сколь-нибудь заметного люфта или следов износа. Запомнился усталостный излом вилки сцепления на 97-й тыс. км - глядя на ее непрочную конструкцию, приходится лишь удивляться, как это не случилось раньше. Самый проблемный агрегат трансмиссии - «десятая» коробка пфедач, точнее, ее вторичный вал. Напомним, что он сделан пустотелым и из-за конструктивных и технологических недостатков ломался под нагрузкой в зоне проточки под стопорное кольцо. Ныне эта болезнь побеждена - в мае 2000 года вал модернизирован. Редакционная «десятка» 1998 года поломки вала избежала - на 72-й тыс. км коробку перебрали, заменив вторичный вал, вилку включения V передачи, «кулису» и сальники. Переборке предшествовало подклинивание коробки, динамический удар от которого вызвал разрушение хлипких (некачественное литье) кронштейнов крепления двигателя и выпадение всего силового агрегата «в осадок» - на защиту картера. Разборка коробки передач после 125 тыс. км пробега явила чистые внутренние полости, нормальную «лохматость» На правах рекламыулавливающего опилки магнита, светлое масло. Напомним, в коробке рекомендовано использовать трансмиссионное масло, хотя допустимо и моторное. Первое создает прочную масляную пленку с высокой несушей способностью - износ в парах трения минимален, однако синхронизаторы, работающие как раз за счет сил трения, фабатывают медленнее. При этом быстрое переключение передачи нередко сопровождается характерным треском с последующим ударом, а синхронизатор испытывает повышенные нафузки и сильнее изнашивается. После переборки мы использовали моторное масло класса вязкости 15W40: оно создает умеренно прочную масляную пленку, которая быстрее разрывается на тормозящем конусе синхронизатора, обусловливая интенсивное замедление шестерни и быстрое, но плавное включение передачи. В общем, трансмиссионное масло обеспечит максимальный ресурс коробки у спокойного неторопливого водителя, а моторное за счет некоторого ускорения общего износа продлит жизнь синхронизаторам, которые «гон-Поверхность цилиндров почти не изношена, видны даже следы хонингования. Износ поршней невелик, лишь местами на юбках заметны натиры.щику» пришлось бы менять, как перчатки. Продолжим разборку. Сильно изношен синхронизатор П передачи (при динамичном старте и резкой езде задним ходом ему достается больше всего), обломан (и, судя по износу, давно) зуб ееНадежность и уверенность круглый годАДРЕСА ДИЛЕРОВ: «Автодом» Волжский Воронеж «Торговая сеть автошины» Кемерово ООО «15 Дюймов» Краснодар ООО «Протектор-Авто» ЗАО «Максимет» Москва Москва «Картер-Техком» Москва «Сава-Центр» Москва ООО «Север-Авто-МБ» ООО «Автс—Райн» Москва ООО«МТМ» Н. Новгород ООО «Росшина-Сибирь» Новосибирск Пермь ООО «Фирма Вилс» Ростов-на -Дону ООО «Югснаб труп» Рязань ООО ТФ «Рязаньшина» ООО «Игрес Таер» Самара Санкт-Петербург ООО «Нордшина» Санкт-Петербург НПО «Катод» Челябинск ООО «Шининвест» Челябинск ООО «Автоальянс» Ярославль ООО «Ретейл» Ярославль ООО «Яршина» Минск «Лойал» Лтд Алматы ТОО «Меркур-Авто» Алматы ТОО «Шинторг» (8443) 31-36-95 (0732) 72-33-13 (3842) 53-77-33 (8612) 64-00-44 (095) 728-77-60 (095) 388-96-36 (095) 745-9883 (095) 521-84-24 (095) 785-18-39 (8312) 32-10-32 (383-2) 23-44-64 (3452) 10-55-03 (8632) 99-10-70 (0912)21-00-07 (8462) 66-97-69 (812)320-0090 (812)327-7111 (3512) 62-08-50 (3512) 96-29-01 (0852) 73-97-66 (0852)79-11-50 (375-17) 262-1037 (3272) 51-10-51 (3272) 54-74-93Товар сертифицирован9/200ю: I ТЕХНИКАведущей шестерни - синхронизатор и ведущий вал, безусловно, требуют замены. Обломанный зуб застрял в механизме переключения - не этот ли обломок был причиной подклинивания коробки? Велики (0,6-0,7 мм против нормального 0,1 мм) люфты в механизме переключения - мог бы поработать еще, но коль коробку разобрали, стоит купить новый. Следы износа заметны на вилке включения V передачи, прошедшей, напомним, 53 тыс. км. Учитывая, что первая, «родная» вилка отходила 72 тыс. км, оценим остаток ресурса и сделаем вывод - менять, без всяких сомнений. Чуть подношена промежуточная шестерня задней передачи - можно и оставить, но все-таки относительно слабое звено лучше заменить. На запорных пластинах подшипников полуосей заметны кольцевые натиры - провернулись наружные обоймы. Раньше пластины крепились болтами с обычными шестифаннымиголовками- как оказалось, они не обеспечивают достаточного усилия затяжки, поэтому теперь применяются болты с внутренним шестифанником. На концевиках валов в местах посадки шестерен V передачи заметны следы фретгинг-коррозии - этот электрохимический процесс характерен для мест сопряжения деталей с малым зазором и офаниченной подачей масла. Итог: при спокойной, аккуратной езде коробка передач протянула бы еще тысяч двадцать. При условии замены перечисленных выше деталей и узлов она смогла бы офаботать ресурс полностью.ется, что пора сменить и некоторые резиновые элементы - их износ не столь ощутим с водительского места. Несколько дольше живут амортизаторные стойки, «родной» СААЗ ходит 35-50 тыс. км - спереди чуть меньше, сзади чуть больше. Меняя стойки, многие предпочитают импортные, в том числе газонаполненные низкого давления, считая их более надежными и «продвинутыми». Поясним: основное отличие и достоинство таких стоек в том, что масло в них находится под более высоким давлением и ему не фозит вскипание. Если вы не собираетесь полным ходом часами нестись по кочкам, их основного преимущества вам не ощутить. Недостаток же - на порядок, то есть ровно в десять раз более высокие фебования к шероховатости штока (10 против 100 мкм) и качеству уплотнений. Пыль и фязь российских дорог могут за 15-20 тыс. км разгерметизиро-ванные колеса, раза вфи больше. Во всяком случае, у нас она честно отходила все 125 тыс. км. Необычный и потому запомнившийся дефект - покрывшееся язвами рулевое колесо, пластик с которого стал отваливаться кусками. КОГДА ДРОЖИТ ПЕДАЛЬ Мощный шестнадцатиклапанный мотор требует эффективных тормозов - спереди на ВАЗ-21103 установлены вентилируемые диски увеличенного диамефа. Однако мало внедрить совершенную конструкцию - без надлежащего качества исполнения ее потенциалКоробка внутри чистая, «лохматость» магнита, улавливающего продукты износа, в норме. так и останется нереализованным. Импортные аналоги «десятки» со 100 км/ч даже без АБС останавливаются на дистанции 45 м, а лучшие результаты - менее 40 м. Нашей «сто третьей» для остановки фебуется около 50 м - скольких лишних аварий, случившихся «на изле«ХОДОВАЯ» НЕ ПОДВЕЛА те», на тех самых последних 5-10 м, К этим элементам претензий почти можно было бы избежать... нет. Как и на машинах «восьмого» сеНа ведущей шестерне второй передачи отломан мейства, первыми, на отметке 30-40 один зуб, однако коробка продолжала работать. Передние колодки, на которые притыс. км, дают о себе знать стуком шаровать уплотнение и превратить газонаходится основная нафузка, служат вые опоры. При замене обычно выясня- полненный амортизатор в обычный 30-40 тыс. км, если не попадется откровенная подделка, диски - вдвое больше. Недолговечные резиновые уплотнения - причина масляный. досрочного выхода из строя многих узлов. Чтобы придать «десятке» спортивПоследние, даже без заметного переный характер, можно поставить более фева, почему-то коробятся - тогда на жесткие амортизаторы. Однако на штопедали появляется дрожь. При замене ки задних обязательно следует надеть можно поставить импортные, пусть и шайбы из закаленной стали - на нашей более дорогие. Сочетание отечественмашине «Кони» на очередной ямке ных уплотнений с отечественной же просто проткнули тонкий металл чафязью и солью быстро приводит к тошек кузова. Пришлось сзади вернуться му, что регулятор тормозных усилий, в к СААЗу - гибрид получился вполне просторечии «колдун», намертво закисает в вфхнем положении, переставая удачным. Наконечники рулевых тяг, как и стойчто-либо регулировать и снижая эффеки, живут 40-50 тыс. км, а рулевая рейктивность задних тормозов практичека, если ее не разобьют неотбалансиро- ски до нуля. В результате ресурс задних ТЕХНИКАВАЗ-21103 - КРАТКАЯ БИОГРАФИЯПробег, од Дефектные детали а узлы Кузов 0 Крепление дверной петли 0 Поводки стеклоочистителей 500 Замки дверей 1700 Заднее стекло 9600 Система охлаждения 17 500 Запах бензина в салоне 30 300 Замки дверей 53 000 Обивка задней двери 82 000 Стекла фар 98 500 Правая передняя дверь Дверь упирается встойкукузова Трутся о ветровое стекло Плохо закреплены, откручиваются Отклеилось Разрыв Т-образного шланга Неправильно проложен дренаж Люфт, отказы Рассыпалась Трещины Лопнула петля из-за закисания оси Двигатель 0 Датчик уровня масла 1000 Регулятор холостого хода 1800 Кожух ремня ГРМ 2000 Генератор 9400 Блок управления двигателем 20 000 Детонация, провалы в работе 50 000. р . м рн . 100 000 кемен 72 300 Р °к ь г| р мХарактер дефектаПробег, км Дефектные детали и узлы Подвеска 52 000 Опоры стоек 11 ™2' Передние и задние амортизаторы /о иии 100 000 Чашки задних амортизаторов 100 000 Задние амортизаторыХарактер дефектаЛюфт Снижение эффективное-™ Разрушение в зоне опоры стоек Потеря эффективности Рулевое управление32 900 Чехол рулевой тяги 71 000 Рулевое колесоПорыв Язвы на ободе, разрушение пластика Тормоза I9400 ;!? ???' Передние тормозные колодки Э£ иии. 95 000 70 000 Передние тормозные диски, колодки 82 000 Задние тормозные цилиндры. 110 000 колодки ИзносТечь масла из-под прокладки Перебои в работе двигателя Провернулись закладные гайки крепления Отказ выпрямительного блока и регулятора напряжения Отказ Новый чип Плановая заменаИ зносТ е, „.ллектроооорудование 500 Контроллер управления отопителем Отказ 1000 Указатель уровня топлива 1500 Обогрев заднего стекла 1800 Звуковой сигнал2 200Отказ Обрыв двух нитей Люфт в контактной группе Периодические отказы к Отказ Отказ Отказ QTKa3 Подклинивание, перегорание Износ™ крепления двигателян штеиныПоломка, обрыв115 000 Датчик положения дроссельной заслонки 119 000 Датчик положения коленвала 119000 Контроллер двигателяКлиматическая установка (блок управления)Отказ Отказ Отказ3800 Указатель уровня топлива 9600 Мотор стеклоомывателя 30 300 Звуковой сигнал 41200 Датчик уровня охлаждающей жидкости, рециркуляция отопления 42 000 Моторедуктор стеклоочистителей 52 000 Ремень генератора0 Коробка передач 12 200 Трос сцепления 52 000 Привод правого колеса 50 000- Затрудненное включение II пере72 000 дачи 56 000 Трос сцепления 58 200 Сцепление 72 000 Вторичный вал коробки передач 90 000 Манжетные уплотнения полуосей 97 000 Вилка сцепления 110 000 Привод правого колеса 123 000 Трос сцепленияТечь масла по стыку Обрыв Износ Износ синхронизатора Обрыв Износ Поломка хвостовика Износ.течь масла Усталостное разрушение Износ шарниров Обрыв62 000 Переключатель указателей поворота Люфт, пропадание контакта 65 000Правь|и заД нии указатель поворотаПериодически пропадает контакт70 500 Мотор датчика температуры в салоне Сильный скрип 75 000 Замок зажигания 89 000 Моторедуктор стеклоочистителей 97 000 Блок предохранителей 99 000 Правый передний стеклоподъемник 119 000 Ремень генератора Отказ контактной группы Подклинивание, перегорание Короткое замыкание в разъеме Отказ Износколодок увеличивается, а цилиндров уменьшается, как следствие, то и другое требует одновременной замены к 60-80 ЭЛЕКТРИКА: ТРЕБУЮТСЯ ДУБЛЕРЫ Говорят, что в электрике возможны лишь два вида неисправностей: отсутствие контакта в том месте, где он должен быть, и наличие там, где его быть не должно. Несмотря на столь скудный выбор, электрические проблемы обеспечивают львиную долю неприятностей владельцам «десяток». Бесполезно перечислять узлы, блоки и цепи, которые успели отказать или перегореть за три с половиной года на нашей машине. Легче вспомнить, что работало без замечаний: пожалуй, только плафон в салоне. Со спонтанно пропадающими и появляющимися контактами пришлосьвести длительную позиционную воину. ют и более высокого качества изготовОднако еще Клаузевиц предостереления. Если «классику» или карбюрагал вести боевые действия вдали от баз торную «восьмерку» по силам реаниснабжения. А потому вывод первый для мировать каждому второму автолюбивладельца машины - тщательно изутелю, то для диагностики впрыскового чить схему управления двигателем и мотора придется ехать на сервис - хорокупить загодя дублирующий комплект шо, если своим ходом. Можно кивать на устройств, которые обеспечивают его поставщиков комплектующих и это буработоспособность: контроллер, разнодет правда - стартеры и генераторы, образные датчики, реле. Затем провеблоки управления и датчики, реле и рить их исправность поочередной замеразъемы делают не на ВАЗе. Однако ной на автомобиле, тщательно упакоправда и другое - если не ВАЗ будет вать и спрятать в укромном уголке бапроводить селекцию поставщиков, гажника. При отказе двигателя где-ни«воспитывать» их, то кто же? Почему в будь вдали от эвакуатора - менять блотех же Соединенных Штатах или Евроки до полной победы и затем возврапе мелкие фирмы буквально дерутся за щаться на базу, то бишь в гараж или на самый мизерный заказ большого автозавода. Может, все дело в честной консервис. А вот и вывод второй, очевидный, накуренции, не прикрытой блатом, продеемся, уже и для завода: более сложтекцией или «заградительными» по1»1 ные и современные конструкции требушлинами?