234
235
СВОИМИ СИЛАМИ СЕКРЕТЫ МАСТЕРАОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮТОРМОЗА В ПОРЯДКЕ У ЗАБОТЛИВОГО ХОЗЯИНАшг^^Ц И^^^йШ ~.шмШ1»'I' /вшт ^^^ВшТЕКСТ/ОЛЕГ ЛЕВЫХ, ТЕХЦЕНТР «АВТОПОСТ.2000»Тормозная система сама по себе довольно надежна, а потому наплевательское отношение порой терпит долго. Если повезет до продажи машины. Если нет... Чтоб не мучиться запоздалым раскаянием, уделяйте тормозам побольше внимания. ПРОВЕРЯЕМ Уровень рабочей жидкости в компенсационном бачке лучше контролировать ежедневно. Автоматика с лампочкой на панели приборов может и отказать - например, если окислились контакты. А на глаз - надежно. Кстати, в «жигулях» уровень связанниям великоват, пора привести в действие систему самонастройки колодок задних цилиндров. Устроена она довольно просто. Рабочие поршни вставлены в разрезные упорные кольца, каждый в свое. Зазор между кольцом и поршнем - 1,25-1,65 мм. В нормальных условиях этой величины хватает, чтобы прижать колодки к барабану с нужным усилием. Со временем накладки истираются и ход поршня оказывается недостаточным. Тут, по идее, кольца должны сдвинуться, компенсируя износ. Но при обычных торможениях давления в цилиндре чаще всего не хватает. Чтобы помочь, надо сымитировать три-четыре экстренных хода взад-вперед. Попросту говоря, «вдарить» по тормозам на скорости 10-15 км/ч. Результат ощутите сразу - свободный ход уменьшится вполовину. Коварное устройство - вакуумный усилитель. Полный отказ чувствуется сразу. А мелкие капризы, снижающие эффективность работы, ощутимы не всегда. Так и катается иной, пока нога не отсохнет. Верный способ - стартовая проверка. Нажимаем на тормоз и пускаем двигатель. Педаль должна немного опуститься. Если что не так надо ехать к специалистам. «Чайнику» этот узел не по зубам. То же касается АБС. Символ неисправности - горящая оранжевая лампа на панели. Но паниковать не стоит, ведь основная система в порядке. «Антиблок» помогает лишь на скользкой дороге, когда водителю слож-Датчик и задающий диск антиблокировочной системы. ОБСЛУЖИВАЕМ Чаще всего приходится менять колодки. Ничего не поделаешь - расходный материал. Первыми обычно изнашиваются более нагруженные передние. Но если диски на всех четырех колесах - задние нередко «летят» вдвое быстрее. Поэтому и контролировать их стоит вдвое чаще. Лучше визуально - электрические системы оповещения с их открытыми разъемами в нашей соли не очень-то надежны. Есть и более удачное решение механический индикатор. При контакте с диском металлическая пластинка, приклепанная к основанию колодки, издает визжащий звук. К сожалению, широкого распространения у нас она не получила (в частности, по компоновочным соображениям). Несложная на первый взгляд операция замены требует некоторой подготовки. Ска-Информация по обслуживанию наклеена на бачок. с износом колодок. Если с новыми накладками он был максимальным, то снижение до минимума - сигнал об их предельном износе. Проверить, по крайней мере, не помешает. Сегодня, конечно, никто не полезет измерять свободный ход педали с линейкой нагибаться неохота. Но если он по ощущено удержать колеса на грани блокировки. АБС делает это за него, обеспечивая максимальное сцепление покрышки с дорогой. Асы, достигшие вершин мастерства, порой отключают устройство сознательно. По их мнению, электронный разум не способен учесть все нюансы (и в этом есть доля правды!). Но в обычной жизни это все же благо. Не помешает перед выездом проверить ручник. Как-никак, это не только стояночный тормоз, но и запасной.Блок АБС под капотом. жем, полезно знать, что направляющие пальцы в «жигулевских» суппортах надо выбивать снаружи, в «опелевских» - изнутри. Иначе можно выколотку сломать. Различаются и конструкции с плавающей скобой. Кроме того, для разборки наверняка понадобится «экзотический» инструмент - шестигранники или «торксы». Утапливают поршни рабочих цилиндров тоже не абы как. Упираться монтажкой в тормозной диск нельзя. Чуть погнутый, он потом замучает вибрациями, а стоит недешево - лучше сразу потратиться на приспособление. А есть модели, где давить вообще бесполезно - поршни надо... вкручивать! Барабанные механизмы еще более разнообразны: в некоторых без инструкции не разберешься. В крайнем случае действуйте постепенно: разобрав одну сторону, оставьте вторую в качестве образца. Но надежнее всего обзавестись толковым руководством или проконсультироваться у специалиста.Приспособление для прокачки тормозов. здесь тоже приходится несладко, но не до такой степени. Чтобы процесс прошел успешно, качать надо по определенной схеме. У «жигулей» это, к примеру, перед-зад, у «самар» - диагональ. Не угадаешь - будешь гонять воздух до второго пришествия. У АБС - свои особенности. Обычно изготовители не рекомендуют приступать к работе без специальных приспособлений. Это, как правило, сканер, делающий все самостоятельно. Задача мастера - подключить его к диагностическому разъему. А уж прибор, следуя определенной программе, проверит в нужной последовательности электронасосы и клапаны системы. Рукастый частник чудо техники не купит - дорого. Для него предусмотрены обходные технологии. Они сродни «ручной» прокачке. Только клапанов больше и порядок их открытия специфический. Широкой публике эта информация, от греха, недоступна. Коль очень хочется, можно покопаться в Интернете. Но после стоит все же «показаться специалисту». Следующее белое пятно - регулятор тормозных сил. Следуя инструкции, можно провести лишь предварительную установку. Д и ­ апазон регулировок слишком узок - методом «тыка» не попадешь. Поэтому окончательную настройку делают на тормозном стенде.Установка для проточки тормозного диска на автомобиле. Зато отрегулировать ручник проще простого. Только не увлекайтесь - количество щелчков должно соответствовать норме. Иначе коррозия быстро прихватит малоподвижные детали. Кроме того, отсутствие необходимых зазоров способно заблокировать автоматику подвода колодок. Не очень сложно заменить тормозную жидкость. Тут главное - не упустить момент. Она гигроскопична и со временем, набравшись влаги, может при торможении вдруг закипеть - педаль провалится. Останется уповать на везение и... надежно работающий ручник. Но торопиться в этом деле тоже не надо. Сразу опустошать систему, слив жидкость, неосмотрительно. Манжеты, поработав всухую, как правило, теряют герметичность дело заканчивается переборкой гидроцилиндров. Разумнее постепенно вытеснить старую «тормозуху» свежей. В сервисах для этого есть специальные установки. В домашних условиях поступают так. Грушей или шприцем отсасывают содержимое компенсационного бачка. Затем заполняют его свежей жидкостью и прокачивают систему. УплотнениямЧИНИМ Перебрать тормозной цилиндр, в общемто, несложно. Но замена уплотнений не всегда дает нужный результат. Чтобы гарантированно устранить течь, надо еще обработать зеркало. Делаем это с помощью шкурки«нулевки», деревянной оправки и сверлильного станка. Перед сборкой все детали промываем горячей водой с мылом. Никаких растворителей и бензина! Правда, выгоду можно извлечь, если все делать самому. Стоимость работ и материалов в сервисе может быть сопоставима с ценой новой детали. Более сложную гидравлику, например блок АБС, лучше не трогать. Заплутать в его лабиринтах очень легко - удастся ли выбраться? Берется ли кто-нибудь за ремонт, не знаю. Обычно приобретают узел в сборе. А вот электрическую часть этой системы заменить несложно. Чаще всего в ней отказывают датчики. Снять для проверки с двухтрехлетней машины уже невозможно - приржавел. Дело привычное - безжалостно выковыриваем его любыми подручными средствами - все равно выбрасывать. Коль взялись за ремонт, позаботьтесь о добротном инструменте и кондиционных запчастях. С тормозами не шутят! И, пожалуйста, не усовершенствуйте конструкцию! Популярная народная забава - демонтаж регулятора тормозных сил. Есть даже обоснование: лучше уж без него, чем с его сюрпризами. Многие за это поплатились. Ведь при интенсивном торможении разгрузившиеся задние колеса неожиданно блокируются, провоцируя занос. Происходит это так внезапно, что парировать его удается не всегда. Отсюда правило: больше аккуратности, меньше самодеятельности. И автомобиль всегда будет останавливаться по первому требованию. I»IВ сложных случаях к диагностике привлекают компьютерный терминал.