90
91
92
93
ТЕХНИКА /НОВИНКИМАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / А ЛЕКСЕИ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВСКРИП, СТУК, ТРЕСК ДАЮТ РАБОТУ ИСПЫТАТЕЛЯМТИХОЕ ДЕЛОда». А ее капитана зовут просто - «'Ухо». Герр Пайтман не обижается, ведь прозвище подчеркивает его тонкий слух. Но не только в нем дело. «На этой работе, кроме отменного слуха, нужно обладать еще завидным терпением. Некоторые звуки проявляются лишь после многочисленных попыток», - говорит он. Пластик иногда начинает «разговаривать» лишь при определенных условиях, например, при низкой или, напротив, высокой температуре. Вот и приходится неделю-две гонять прототип по снежной Скандинавии или знойной Африке, причем испытатель порой совершает этот «круиз»... в багажнике, пытаясь найти источник звука. Или сунув голову буквально под ноги водителя. Ну и, конечно, бесчисленные пробы в условиях завода - на беговых барабанах в климаКопытным образцам машин «Ауди» прислушивается целая бригада, название которой можно перевести как «скрип-скрип-команБиблиотеку шумов помогает создавать безмолвный, но очень чуткий манекен.тических камерах и аэродинамических фубах. Некоторых виновников выявляют относительно быстро: сиденья, двери, уплотнители и крышки «бардачков». Но иногда приходится последовательно разбирать полмашины, чтобы методом исключения найти звучащую деталь. Бывает, просто неудачно подвешенный на жгуте проводов разъем бьется о кузов, а иной раз - накладка стоек кузова с противным скрипом трется об обшивку крыши. С помощью современной цифровой техники «тихое дело» стало более объективным. Чувствительные микрофоны улавливают все шумы, а компьютер и анализатор спекфа переводят их в цифровые образы. Затем создается электронная библиотека возможных шумов, где каждый соотнесен с выявленным источником. И самоеПЕРЕКРЕСТКИ СУДЕБВ ГОРОДАХ 60% АВАРИЙ ПРОИСХОДИТ НА ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ ДОРОГИз них феть ДТП приходится на регулируемые пересечения, половина - на обозначенные знаками приоритета. «Даймлер-Крайслер» планирует сделать улицы безопасными, научив автомобиль видеть все происходящее и оценивать бесстрастными электронными мозгами. Новый прибор UTA (Urban Traffic Assistant - помощник в городском движении) испытывают уже во второй версии на «Мерседес-Бенце» Е-класса. Основные усилия направлены на бысфое и надежное выделение потенциально опасных пешеходов из общей картины городского хаоса на расстоянии не менее 60 мефов . Хотя все это кажется непосвященному просто чудом, новое для внимательного читателя ЗР заключается вовсе не в видеокамерах, расположенных на расстоянии 300 мм друг от друга, а в профамме обработки поступающей от них и других датчиков (радаров) информации. Она существенно сложнее той, что заложена в авиационных приборах, потому что в воздухе не бывает так много разнородных неподвижных и движущихся объектов одновременно. Кроме того, соотношение дистанций и скоростей фебует очень высокого бысфодействия компьютера, и лишь кристаллы последних поколений позволили приблизить к реальности мечту о городском «автопилоте». На идентификацию 80% пешеходов UTA II отводится всего... одна миллисекунда! UTA, однако, задуман далеко не только для перекрестков. Знакомая ситуация: между припаркованными автомобилями появляется голова ребенка, устремившегося на проезжую часть. Электроника реагирует в этом случае уже через 80 мс, за это время сигнал от глаза водителя едва доходит до мозговых рецепторов. Ничуть не проще различить порой и дорожные знаки (a TJTA и это умеет). Таблички могут прятаться за листвой деревьев, быть частич- Камеры уставились вдаль... но ободранными или запачканными. В памяти компьютера хранится до 100 тысяч вариантов образов каждого дорожного знака и светофоров, которые должны почти мгновенно сравниваться На правахрекламыМаленькие детали большой безопасностиодного из автомобиле тросов -Р 4 -И -н РДОV ^ l )Продолжаем знакомить читателей с продукцией компании «Рекардо» к детали практически огромное самой несложной конструктивно, но введущих производителей запчастей к отечественным машинам. Сегодня мы обратимся присутствующей во многих узлах - тросу. Существует долго. Остановимся коротко на том. что представляет собой автомобильный трос. Трос это металлическая жила, передающая усилия, и оболочка, выполняющая защитную и направляющую функции. А в тросах привода ручного тормоза и сцепления оболочка ещё и воспринимает усилие сжатия. В конструкцию входят также наконечники и крепежные детали. Срок службы тросов на автомашине в наших условиях колеблется в пределах 3 - 4 лет. Дальше неизбежна коррозия, перетирание, заедание, возможен и усталостный разрыв, и. не дай Бог. тросом ручника, расположенным под кузовом, зацепиться за чтолибо на отечественном бездорожье... Обрыв практически неизбежен. Поэтому за состоянием тросов хороший автомобилист привык следить, периодически смазывать и вовремя заменять на новые Высокий спрос на данную продукцию и относительная простота конструкции породили множество производителей, которые быстро справились с проблемой дефицита этих запасных частей. Но многие из них. к сожалению, идут на различные ухищрения для того, чтобы к удешевить производство Желание обогнать конкурента только за счет более низкой цены часто просто приводит серьезному снижению качества, а это во многих случаях - и к дополнительным Изделия при установке на автомашину приходится проблемам для автовладельцев. множество разновидностей автомобильных акселератора, подсоса, сцепления, ручного тормоза перечислять можно было быКоманда «скрип-скрип» за работой. интересное - эти данные предоставляются в распоряжение сервис-центров фирмы. Нам пока фудно представить себе всерьез претензию вроде: «У меня что-то противно поскрипывает в салоне...» А в Германии такая жалоба - обычное дело; более того, основание для компенсации или ремонта. Мастер с микрофоном и магнитофоном записывает звуковое сопровождение тест-драйва, затем компьютер сравнивает получившуюся картину с библиотекой шумов. Несколько минут - и имя «виновника» появляется на мониторе. Остается лишь принять необходимые меры, которые, кстати, тоже подскажет ЭВМ.дорабатывать. Деталь не выдерживает установленных сроков службы. К примеру, вы купили новый трос ручного тормоза, установили на машину, пролежав под ней около часа, а при попытке проверить свою работу вдруг обнаруживаете, что трос похож на резину: тянется канат, оболочка сжимается, а машина свойства не затормаживается. Ещё хуже, если трос будет проявлять «резиновые»с течением времени. Последствия того, что ваш автомобиль неожиданно для вас, в самый неподходящий, как это обычно и бывает в жизни, момент покатится под уклон, можете дорисовать сами. Каким же должен функцию? • Во-первых, • Во-вторых, металлические комплектующие канаты, используемые для тросов ручного тормоза. тросов, в том числе и наконечники, должны не должны тянуться. изготавливаться из специальных сталей, чтобы после опрессовки с канатом сталь держала усилие вырывания троса. Фирма «Рекардо» уже в течение десяти лет выпускает и поставляет в запасные части тросы ручного был тормоза для всех и начат выпуск автомобилей тросов Волжского автомобильного тормоза завода в полном соответствии с техническими условиями ВАЗа Около года назад на «Рекардо» быть трос ручного тормоза, чтобы он надежно выполнял своюс выделенным и оцифрованным видеосигналом. Кстати говоря, даже если цветное стекло светофора разбито, UTA правильно определит сигнал по его расположению. А к середине 2005 года его научат и чтению дорожной разметки. Еще одно направление исследований, к которому подключились фазу несколько университетов Германии, - это изучение процессов, происходящих в мозгу водителя. Уже есть интересные результаты. Оказалось, например, что если перед тем, как зажгутся стоп-сигналы впереди идущего автомобиля, на 17 мс включить стилизованный под них индикатор на комбинации приборов, то время последующей реакции сократится на 50 мс. Хотя вспышка светодиодов вообще не будет осознана водителем. Совершенно очевидно, что транслировать предупреждения о пешеходах в кабину автомобиля не имеет большого Контролировать успехи и ошибки UTA испытатепь может по картинке на большом мониторе справа.с мысларазработанручногоусовершенствованнойконструкции. Жилы тросов покрываются композитным полимерным антифрикционным материалом на основе сополимера этилена с тетравторэтиленом •ПСХМ». Помимо снижения трения в паре жила - оболочка, обеспечивается защита жилы от коррозии. Срок службы изделия с полимерным покрытием жилы возрастает многократно. Готовые тросы производства компании «Рекардо* обязательно проверяются на разрыв и сжатие. Помимо тросов привода ручного тормоза, в производственной программе Рекардо» также тросы приводов сцепления, акселератора, воздушных заслонок карбюратора. замков капота и многие другие для отечественной автомобильной и прочей техники. Трос ручного наконечник тормоза *Рекардо» стандартный Установив покрытием на СВОЙ жилы, автомобиль изделия «Рекардо» с полимерным вы позабудететроса резиновый чехол^1а>«шь*о тугих тросах, о периодической ^ наконечник обаючки антифрикционная тр\бка\ смазке и даже о регулярной замене тросов. И несмотря на то. что трос с залитым канатом обойдется вам чуть дороже, разница в цене полностью и надежностью Согласитесь, сохранность вашего автомобиля, обаючки покрытием намного которые цене а тем более ваша безопасность и спокойствие стоят дороже, и между чем те 10%, разницу «Рекардо» изделиями эксклюзивной составляют компании нивелируетсяжчнаг шческии трос двойной метсшический каркас обаючки Трос ручного тормоза *Рекардо» с полимерным покрытием жилы наконечник троса резиновый чеха! наконечникмногократно возросшим качеством~в сеРавнопо " том придется ждать реакции человека. Поэтому в будущем автомобиль должен самостоятельно принимать решения в экстремальной ситуации и проводить их в жизнь, «нажимая» на тормоза или отворачивая в безопасную сторону.трос с пшииерныиионная труока метаиическии каркас ободочки пшимерное покрытие обаючкипродукцией идешевымиполукустарного качества.ООО «РЕКАРДО» отдел сбыта (84235) 6-12-01, 3-26-73, [email protected] Торговое представительство в Москве: ООО «ДОЖДЬ» (095) 311-87-90, 311-87-86, [email protected] wmw.rekardo.rain-auto.ru ТЕХНИКА /НОВИНКИНЕ ПРОМОРГАЙ УСТАЛОСТЬ!СПАТЬ ЗА РУЛЕМ - ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛОСпециалисты БМВ решили помешать водителям чересчур расслабляться. Комфорт - это, конечно, хорошо, но плавное покачивание в тихом уютном салоне может спровоцировать так называемый «секундный сон», или апноэ. Часто ли такое бывает? Статистика германского объединения страховщиков утверждает, что до 24% катастроф со смертельным исходом правомерно отнести на счет подобной сонливости.Ноутбук справа позволяет испытателям корректировать программу, добиваясь оптимального результата.Группа ученых Вюрпбургского университета вместе с конструкторами баварской фирмы попыталась создать прибор, оценивающий степень усталости водителя по движениям его век. Как только система сочтет, что опасность засыпания близка, она немедленно даст сигнал: отдыхать! Конечно, следовать ему или нет, решает человек, но немцы - народ дисциплинированный, к тому же высоко ценящий собственную благополучную жизнь, поэтому можно рассчитывать на достаточно высокую эффективность таких предупреждений. Прибор проходит испытания в рамках проекта «Коннектед Драйв», где водитель получает разнообразную информацию о состоянии автомобиля, дороги, пробках... Теперь вот - и о своем самочувствии. Итак, едва вы заняли место за рулем и завели двигатель, специальная миниатюрная видеокамера сфокусируется на ваших глазах. Это, между прочим, не так просто - приходится применять профамму распознавания образов, чтобы ловить взгляд водителя при любых его телодвижениях. А дальше - система оценивает частоту морганий и ширину открытия век, фавнивая их с заложенными в память данными. Оказывается, когда человек бодр, он моргает не так часто, зато очень быстро. По мере нако-В стадии эксперимента видеокамера еще не спрятана под обшивкой «Торпедо».пления усталости движения век становятся все более частыми и медленными. Состояние водителя оценивается по четырехбалльной шкале и индицируется светодиодами на панели приборов. Их показания меняются от двух зеленых огоньков до двух красных, так что процесс накопления усталости нагляден. Вполне возможно, что, включив усиленную вентиляцию или выпив стаканчик тоника, удастся вернуться в «зеленую зону», не подвергая риску себя и окружающих. Ну, а если уже зажглись красные огни - пора на стоянку, адрес которой услужливо подскажет «Коннектед Драйв».В ТВЕРДОМ ТЕЛЕ - «ЗЕЛЕНЫЙ» ДУХМЕЧТА ЭКОЛОГОВ - ЧИСТЫЙ ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ - СТАНОВИТСЯ явьюТопливные элементы уже давно считают одним из перспективных источников энергии для фаншортных средств и других пофебителей. Более того, налажен серийный выпуск устройств, позволяющих автономно снабжать элекфичеством загородную усадьбу. Это неудивительно - для домашнего хозяйства вполне достаточно мощности в несколько киловатт. К тому же не лимитированы размеры установки, она работает в стационарных условиях, не подвергаясь атмосферным и механическим воздействиям. Ученые, однако, стараются максимально повысить КПД топливных элементов, одновременно уменьшив их массу, габариты и рабочую температуру. Специалистам исследовательского центра в Юлихе (Германия) удалось снять с батареи, составленной всего из 40 плоских элементов размером 20x20 см каждый, мощность 9,2 кВт при питании водородом. Рабочая температура составила 850°С, что позволяет использовать достаточно дешевые конструкционные материалы.В новинке, относящейся к разряду SOFC (Solid Oxide Fuel Cell - топливный элемент на твердых оксидах), как следует из названия, нет жидкого элекфолита. Батарея может работать не только на водороде, но и на метане, правда, в этом режиме мощность не превышает 5,5 кВт. Этого достаточно для энергоснабжения домашнего хозяйства ТВЕРДОТЕЛЬНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ или... небольшого квадрицикла. Постоянный ток Кислород Главное - для метана или природвоздуха ного газа уже есть коммерческая О распределительная сеть и заправить баллон не составит труда. По сравнению с результатами прошлого года прирост мощности - более 100%, а следующая цель - 20-киловаттная батарея столь же скромных размеров: вполне сфьезная заявка хотя бы Анод для малолифажки. ЛЯМБДА-ЗОНД «ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ»ДАТЧИК КИСЛОРОДА НА ДИЗЕЛЕямбда-зонд, или, иначе, датчик кислорода, давно стал лучшим другом окружающей среды, помогая поддерживать состав горючей смеси в цилиндрах бензинового ДВС близким кстехиометрическому(1 часть топлива на 14,7 части воздуха). В этом случае нейфализатор позволяет максимально эффективно обезвредить выхлопные газы. С дизельным двигателем дело сложнее. Датчик, подобный обычному и работающий в очень узком диапазоне, тут не подходит: чтобы правильно управлять рабочим процессом, контроллеру нужна информация о том, насколько именно состав смеси отклонился от нормы. И вот «Бош» разработал новый широкодиапазонный зонд, позволяющий количественно измерить содержание кислорода в выхлопе. Именно то, чего не хватало двигателистам, чтобы замкнуть кольцо обратной связи в дизеле и активно управлять его работой. Получив информацию от нового датчика, контроллер выдает команды, управляющие работой форсунок, турбины наддува и клапаном рециркуляции выхлопных газов. Результат - меньший расход топлива, более чистый выхлоп, в том числе и по выбросу частиц сажи. Более того, система отслеживает состояние накопительного нейтрализатора окислов азота и дает команду на его периодическую регенерацию, которая происходит незаметно для водителя ив оптимальном для окружающей феды режиме. Дизелизапия легковых автомобилей в Европе идет нынче полным ходом, даже для некоторых спортивных моделей предлагаются дизельные двигатели, поэтому начало массового внедрения новинки ожидается уже в этом году. К сожалению, пока ничего не сообщается о «сопротивляемости» нового зонда скверному дизтопливу (его предшественник, как вы знаете, «умирает» от этилированного бензина). Вопрос этот далеко не праздный, учитывая фадиционно высокую стоимость датчика кислорода. Так замыкается система регулирования дизеля.ЛНачало впрыска ФорсункаУправляющий контроллерг. Белореченск ООО "ЮГШИНСЕРВИС" (86155)5-42-74 г. Волгоград ООО "Амтелшинторг-Юг" (8442) 669855 г. Кемерово ООО "Амтел Шина-Кузбасс" (3842) 31-20-16 г. Киров ООО "Шиноптторг" (8332) 357778 г. Киров ООО "Регионшина" (8332)568256 г. Курск ООО "Интершина" (0712) 22-64-92 г. Новосибирск ООО "Амтелшинторг-Сибирь" (3832) 66-37-26 г.Пермь ООО "Фирма Вилс" (3422)105-501 г. Хабаровск ООО "Дальшина-Инвест" (4212) 72-85-00 г. Ярославль ООО "КомпанияХтарк" (0852) 32-05-80Давление наддуваА.-30НДМосква, Кутузовский пр-т, 4 5 , подъезд 11 . - / ) / Тел.: + 7 ( 0 95 ) 1 48 - 5 900 / 0 1 148-8992/93 e-mail: [email protected] www.amteltyro.com