228
230
/РЕМОНТУБРАТЬ ЛЮФТРУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ «ГАЗЕЛИ»Ключи «на 13», 17,36, шестигранник «на 12».ЯСъемник универсальный, щипцы для снятия пружинных колец, специальный ключ для регулировки подшипника.^'Время работы2 часаЦена узла35003900 руб.Снимаем вилку нижнего шарнира с винта рулевого механизма. Отсоединяем от сошки продольную рулевую тягу.ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ПОПОВЭтот механизм отличается по конструкции от привычных газовских червячно-роликовых и имеет свои достоинства и недостатки. Начнем с достоинств: механизм невелик, легок и, самое главное, у него высокий КПД. Это позволяет обходиться без гидроусилителя на довольно тяжелой машине. Замена скольжения качением благоприятно сказывается и на ресурсе узла. Регулировки он требует нечасто. Теперь о недостатках. Прецизионная пара винт - шариковая гайка не допускает разукомплектования, но хуже, что запчастей не найдешь днем с огнем. В продаже видели только механизм в сборе - от 3500 до 3900 руб. Регулировка механизма требует снять его с автомобиля, а чтобы выставить зазор в зубчатом зацеплении, нужны не только специальный ключ, но и достаточно высокая квалификация, иначе подшипники вала-сектора легко перекосить. К тому же приходится снимать сошку, а каждый, кто хоть раз ремонтировал «рулевое», знает, какой это тяжкий труд.пассатижами извлекаем шплинт из отверстия клина нижнего карданного шарнира.Головкой «на 17» с внутренней стороны лонжерона рамы отвертываем один из трех болтов крепления механизма к кронштейну. Накидным ключом «на 17» отвертываем два других болта.Ключом «на 13» отвертываем гайку, оставив ее на резьбе заподлицо с концом клинаСнимаем рулевой механизм.Итак, прежде всего проверим работоспособность механизма. При поворотах руля ничто не должно щелкать или за ­ едать. Суммарный люфт баранки в положении «прямо» не должен превышать 25°, а для автобусов - 20°. Если он больше, первым делом проверим, не изношены ли шарниры тяг рулевой трапеции, подшипники передних колес или карданные шарЧерез латунный стержень выбиваем клин и, полниры рулевого вала. Люфт может пояностью отвернув гайку... виться ив клиновых соединениях нижней карданной вилки с винтом рулевого механизма, а также в соединении верхнего карданного шарнира с валом рулевой ко ­ лонки. Если все эти соединения в порядке, приступаем к регулировке. Поворачиваем рулевое колесо на 2,5 оборота от положения «прямо» в любую сторону и снимаем рулевой механизм. Для этого: ...вынимаем его.Шестигранным ключом «на 12» вывинчиваем пробку... ...и сливаем масло в емкость(0.5 Л).г~ /РЕМОНТПокачиваем винт рулевого механизма в осевом и радиальном направлениях. Если рука ощущает люфт, регулируем подшипники. Для этого: [Т|1 ,х I головкой ' «на 13» отвертываем четыре болта крепления верхней крышки картера механизма. Устанавливаем на сошку съемникПостепенно подтягивая болт съемника и нанося резкие удары по сошке через приставку, снимаем сошку со шлицев вала. Заметьте: на шлицевом участке вала сделаны четыре широкие прорези, а в отверстии сошки - соответствующие им четыре сдвоенных шлица.Поддев отверткой, снимаем крышку, затем удаляем одну из регулировочных прокладок.Щипцами или круглогубцами снимаем стопорные кольца.Заодно можно заменить манжету (сальник) крышки. Вновь устанавливаем крышку. Чтобы она садилась без перекоса, болты затягиваем равномерно. Иначе можно повредить пластмассовый сепаратор верхнего подшипника винта. Если люфт и теперь ощущается, снимаем еще одну прокладку (как правило, последнего бывает достаточно, чтобы его устранить). Теперь проверим и при необходимости отрегулируем зазор в зубчатом зацеплении гайка - вал-сектор. Для этого, вращая винт, переводим сошку в среднее положение, после чего покачиваем вал-сектор за сошку. Ход конца сошки не должен превышать 0,3 мм. Если он больше, делаем следующее.Тонким бородком с тупым концом выпрямляем лунки на подшипниках вала-сектора.Е31Специальным (можно самодельным) ключом поворачиваем эксцентричные подшипники в отверстиях картера по часовой стрелке, со стороны шлицевого конца вала-сектора, до устранения зазора в зацеплении. При этом нельзя перекашивать вал-сектор, иначе его роликовые подшипники заклинит. Поворачиваем оба подшипника поочередно на малый угол. Момент поворота винта на отрегулированном механизме лежит в пределах 10 18 кгссм. Фиксируем подшипники, отогнув бородком их буртики в отверстия картера. Собираем рулевой механизм в обратной последовательности, при этом шлицевое соединение покрываем смазкой ШРУС-4 или ШРБ-4, а поролоновый уплотнитель смачиваем трансмиссионным маслом. Масло (трансмиссионное) в объеме 0,5 л удобнее заливать в механизм до его установки на автомобиль. I»IГоловкой «на 36» отвертываем гайку крепления сошки.Сняв гайку с пружинной шайбой, помечаем зубилом или керном положение сошки на валу и обрабатываем соединение проникающей жидкостью (керосин, WD-40 и т. л)....и вынимаем две полиэтиленовые пробки-заглушки.