248
249
/ПРИЕМЧИКИВОЗВОДЯ ПОКЛЕППРАВИЛЬНО СКЛЕПАННОЕ СОЕДИНЕНИЕ ВЕСЬМА ПРОЧНОТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВКлепаных соединений в автомобиле больше, чем может показаться на первый взгляд. Выводы многих датчиков и переключателей склепаны с их изолирующей подложкой, верхняя накладка обивки двери и кронштейн верхнего ролика стеклоподъемника на «шестерке» - тоже на заклепках, как и кронштейны приборной панели и еще табличка с выходными данными (помните, господа угонщики?). Что уж говорить о «лендроверах», щеголяющих заклепками даже на лицевых панелях кузова! Впрочем, при кузовном ремонте клепаные накладки порой даже предпочтительней сварки: не требуется дорогого оборудования и навыков сварщика, металл не ведет, да и защитить от коррозии такое соединение проще. Конечно, заклепки на дверях «Ягуара» или «Роллс-Ройса» будут смотреться дико, но «уазику» подобные боевые шрамы имидж не испортят. КЛАССИКА ЖАНРА Как правило, прочность самой заклепки по сравнению с болтом того же диаметра невысока. Но клепаное соединение порой даже надежнее болтового: помогает трение сдавленных при клепке поверхностей. Малейший зазор между деталями (рис. За) или изгиб стержня заклепки (рис. 36) - и под нагрузкой та просто срежется или вытянется и разорвется. Чтобы этого не случилось, во-первых, правильно подбираем диаметр заклепки: она должна входить в отверстие с минимальным зазором (0,1-0,2 мм). Отверстия лучше сверлить после совмещения деталей, по месту - это гарантирует, что заклепка войдет в них без перекоса. Края отверстия слегка раззенковываем (рассверливаем), так как переход от головки кстержню заклепки для повышения прочности сделан закругленным. Под потайные и полупотайные головки зенкуем глубже, но не более чем на половину толщины детали. Если суммарная толщина пакета превышает пять диаметров стержня заклепки, а подобрать более толстую не удается, для прочного соединения придется использовать болт. Это не относится к деталям из пластмасс, которые обычно соединяют пустотелыми (трубчатыми) заклепками - о них речь впереди. Во-вторых, перед клепкой листы нужно плотно прижать друг к другу, для этого служит натяжка (рис. 2а). Только после этого можно откусывать излишек стержня заклепки. Для клепки впотай оставляем «хвостик» по высоте, равный диаметру стержня, для полукруглой головки 1,25-1,5 его диаметра. Из слишком короткого стержня получится маленькая головка (рис. Зв), крепко держать листы она не сможет, а при осаживании длинного стержня «потечет» вся заклепка, нарушится структура металла, снизится его прочность. Криво срезанный кусачками стержень - тоже брак, головка из него выйдет набекрень (рис. Зг). Осаживают головку ударами молотка. Не стремитесь выбрать самый тяжелый, пытаясь расплющить металл «одним ударом» - так только навредите. При сильных деформациях головка заклепки может треснуть, причем иногда совсем незаметно, но надежности от такого соединения не жди (рис. Зд). Поэтому «проковывать» ее«Заклепочные клещи»: а - сменные головки; б - заклепки. нужно постепенно, с разных сторон. Масса молотка в граммах примерно равна диаметру заклепки в миллиметрах, умноженному на 80. Старайтесь не попадать по самим деталям - это разбалтывает клепку. Другую сторону заклепки (с готовой головкой) при этом опирают на поддержку (наковальню). Если головка потайная (рис. 16), наковальня может быть плоской, в других случаях (рис. 1а, в) используют поддержку с лунками. Окончательно отделывают головку обжимкой (рис. 26). Если ее при ударе перекосили, на головке останется зарубка - в этом месте заклепка может разрушиться (рис. Зе). К тому же результату приведет и слишком маленькая обжимка. Замена цепи ГРМ с выпрессовкой оси прием спорный, но обойти его вниманием нельзя, ведь одни успешно пользуются им••••-.Рис. 3. Ошибки клепки: а - детали не прижаты друг к другу, заклепка выдавилась в зазор между ними; б - слишком тонкая заклепка смялась в отверстии; в - маленькая головка из-за недостаточной длины стержня заклепки; г - смещение головки относительно оси заклепки из-за криво обрезанного стержня; д - трещины на головке заклепки из-за сильного удара; е - зарубка на головке заклепки из-за неправильно установленной обжимки; ж - правильное соединение; з - соединение с вытяжной заклепкой.Y7 <Г?I1а•002б•г а0 стержня заклепки + 0,1...02 мм0 головки заклепки!Рис. 1. Заклепки: а - с полукруглой головкой; б - с потайной головкой; в - с полупотайной головкой; г - вытяжная.бРис. 2. Инструмент: а - натяжка; б - обжимка. на протяжении многих лет, другие губят мотор с первого раза. Оси цепей - по сути, те же заклепки, только расклепанные не до конца, так что детали сохраняют подвижность. Если выпрессовывать ось ударами молотка, можно еще больше расплющить ее конец, а заодно и разбить отверстие. Лучше использовать винтовой съемник так ось освободится за счет упругих деформаций, не потеряв исходной формы. Вторую ошибку допускают те, кто, стремясь понадежнее закрепить ось, попросту деформируют ее сильными ударами молотка. При этом головка оси проваливается в отверстие, да и втулка на изогнутой оси работать не будет. На практике достаточно двух-трех легких ударов по краям, а иногда и они не нужны: если ось не выбивали, а выпрессовывали, то и расклепывать не понадобится: о прочной посадке она заявит характерным щелчком.развальцованным краем (головка заклепки), в которую вставлен стальной стержень с утолщением на конце. При клепке стержень вытягивается специальными клещами (см. фото), развальцовывая цилиндрическую часть головки. По достижении оп ­ ределенного усилия механизм откусывает стержень заподлицо с головкой - заклепка готова. Такой метод имеет много преимуществ. Во-первых, его можно использовать в труднодоступных местах, где обычным молотком не размахнешься, и даже если «изнанка» недоступна вовсе - лишь бы было отверстие да возможность подсунуть клещи. Во-вторых, он намного быстрее ручной клепки: не надо откусывать стержень, сжимать детали, опирать их на поддержку, формовать головку - все это делается одним движением руки. Да и качество даже при отсутствии навыка - высокое: ведь прижим деталей и степень вытяжки заклепки заданы кинематикой самого механизма, а значит, от мастера не зависят. Но элементарные правила соблюдать все-таки нужно, иначе брака не избежать:диаметр заклепки должен соответствовать диаметру отверстия, а ее длина - толщине пакета листов. К инструменту прикладывается набор сменных головок для работы с заклепками различной толщины, не забудьте установить нужную. КЛЕПАТЬ ЛИ ПЛАСТМАССУ? При ремонте датчиков, звуковых сигналов, переключателей заклепки, которые держат контакты, часто приходится удалять. Как правило, они сделаны из медного стержня или трубки, найти такие в хозяйстве или на рынке непросто. Еще сложнее установить их, хорошо прижав детали, но не смяв заклепку и не расколов пластмассу. Поэтому, если уж твердо решили восстанавливать старую деталь, пытаться воспроизвести заводскую технологию в домашних условиях не стоит. Проще вместо заклепки поставить винт - усилие в таких соединениях относительно невелико, к тому же при постепенной затяжке его легче контролировать. А чтобы гайка не разболталась, зафиксируем ее анаэробным герметикой для резьб или, в крайнем случае, краской. |ЗР|КОГДА ИЗНАНКА НЕДОСТУПНАВ последнее время классические заклепки все чаще заменяют вытяжными (рис. 1г). Они представляют собой трубку из мягкого металла (обычно алюминий) сНа правахрекламы