I РЫНОК I/МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОНГОЛОСИСТЫЕ ДВЕРИПОДБИРАЕМ И МОНТИРУЕМ АКУСТИКУТ КТ / АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ ЕС/МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИКЛомечтав о привлекательных перспективах типа чейнджеров и проигрывателей МРЗ, возвращаемся к первоначальной задаче. Напомним: хотелось нам добиться максимально возможного качества звучания при минимальном ущербе бюджету. Нехватку наличных не возбранялось компенсировать приложением подручных средств и умелых рук. Что ж, продолжим путь к цели. В статье «Звук бюджетного окраса» (ЗР, 2002, № 4) мы уже размышляли о том, как улучшить звучание «автомузыки», обойдясь вовсе без капиталовложений. Занятие увлекательное, но увы: было заранее ясно, что дальнейший прирост качества все же потребует некоторых финансовых вливаний. А самое сложное, самое главное и самое трудоемкое в любом автомобильном «оркестрике» можно объединить одним термином акустика. Именно ее желательно сделать, как говорится, раз и навсегда - она будет востребована при любом раскладе сил. Этим и займемся - начнем с фронтальной акустики. А финансовую планку установим на отметке 100 долларов. ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА В дверях современных переднеприводных ВАЗов уже предусмотрены неплохие штатные места под акустику - именно туда обычно прикручивают динамики диаметром 13 см умельцы из автосалонов. А мы торопиться не будем.Дело - не в размере. Колоса. И хотя понятно, что нечно, 16 см лучше, чем 13, при этом штампованные но подробнее об этом чуть «корзинки» ширпотребовпопозже. А пока отметим: даских акустических систем же 13-сантиметровые динасдадутся гораздо быстрее, мики смогут зазвучать так, чем литые каркасы именичтобы испортить настроение тых изделий, не стоит порзавистливому соседу. Только тить жизнь ни тем, ни друдля этого ни в коем случае гим. Тем более, что пробленельзя прикручивать их «в му можно решить с помолоб» к дверным потрохам. В щью пары кусков фанеры... Простейший способ полупервую очередь это относится к дешевеньким изделиям, чить требуемую плоскость которыми одаривают хитвырезать из подходящей деревяшки кольцо-прорые дилеры при ставку толщи«предпро-Можно, конечно, и выйти, но такая работа требует отдельного описания. Сегодня постараемся обшивку не трогать. Подготовленную проставку хорошо бы пропитать олифой или покрасить, чтобы не сгнила раньше времени. А если в хозяйстве найдется герметик, стоит обработать им посадочные места в двери - щели нам не нужны. Теперь на гладенькую поверхность ставим динамик. ...А КАКОЙ? Здесь-то и понадобятся припасенные денежки предстоит купить хорошие компонентные динамики с высокой отдачей. Вариантов довольно много - от необъятного множества изделий независимых производителей до продукции фирм-гигантов Sony, JVC, Alpine, Pioneer, Clarion, Kenwood и т. д. Возьмем на себя смелость порекомендовать следующие три: МТХ Т 3.5е, MB QUART DSC 213 или Morel Millenium 5. Все - достойные двухкомпонентники, краснеть за них не придется. В комплекте - «пищалочки», НЧ/СЧ-динамики и кроссоверы (напоминаем, что так называют разделительный фильтр, через который динамики подключают к усилителю). «Пищалочки» из комплекта поставим на стойки ветрового стекла, чуть отвернув их от слушателя - как правило, этот нехитрый прием срабатывает сразу, без дальнейших подстроек и перестановок. А кроссовер лучше приладить не внутри двери,Н.РАЧКОВ дажнои подготовке». А почему? Да потому, что динамик нужно устанавливать только на ровную и плоскую поверхность - наличие ребер жесткости и выштамповок противопоказано ему по определению. Попытки силой притянуть динамик к штатным дыркам обязательно перекосят нежную конструкцию, что приведет к заметным искажениям его гоной от 6 до 20 мм. Конкретные размеры вычислить несложно - габаритные шаблоны для «самоделкиных» придаются в комплекте с динамиками, а толщину проставки определяем по месту: динамик нужно максимально удалить от поверхности дверного стекла, но не выйти при этом за границы наружной обшивки двери. а под «Торпедо» - там климат лучше. Но в любом случае постарайтесь вскрыть коробочку с этим самым кроссовером и промазать выводы радиоэлементов термоклеем - хуже не будет. Заговорив про клей, мы невольно вспомнили про одну важную технологическую операцию, которую чуть было не упустили из виду. Поскольку передние двери машины превращаются в... корпуса колонок, их необходимо вибродемпфировать. «КЛАССИЧЕСКОЕ» РЕШЕНИЕ Обладателям «жигулей» аналогичные музыкальные проблемы покажутся чуть менее сложными - все дело На правах рекламырится, смотри параграф первый. САМАРСКИЕ НАПЕВЫ Возвращаясь к «восьмеркам» и «девяткам», посоветуем их владельцам ни в коем случае не запихивать динамик выше подлокотника. Влезть он влезет, а вот разгуляться ему будет негде: все его труды достанутся вашим локтям... Тот, кто ну очень не хочет копаться во внутренностях дверей, попытается схалтурить. На «Самаре» с «высокой» панелью можно задействовать ее штатные места. Повозиться все равно придется, чтобы заткнуть подходящим мягким материалом все щели и дыры, создав дверях. Это на моделях от 2108 и далее они непростой формы, а на «классике» - плоские. А раз так, то и возни меньше. Более того, есть шанс отличиться: в такие двери легко пристроить не только 13-, но и 16-сантиметровые динамики! Конечно, первые разместить проще, они влезают чуть ли не в любое свободное место, но возможность добавить по несколько «дюймов музыки» в каждую дверь упускать не стоит. В остальном, как гово-вая динамикам герметичный объем. Результат окажется... скажем так, на два порядка хуже, чем при доработке дверей, но лучше, чем «ничегонеделание». К тому же этих динамиков не будет видно снаружи. А как же упомянутое выше вибродемпфирование и прочие тонкости? Обязательно о них поговорим, но - в следующий раз. 1»1"Автомедон". Москва, Леснорядский пер, д. 18, стр. 5 Теп.: (095) 747 99 86 Факс: (095) 743 07 77 e-mail:
[email protected] www. boschservtce.ru "Аствк", Москва, Хорошевское ш., д. 39 Тел.:(095)278 5107 Факс:(095)278 40 86 e-mail:
[email protected] " Ай Джи Ай», Москва, ул. Образцова, д. 3 Тел./факс (095) 956 77 26 "Аксофт-М", Москва, ул. 16-я Парковая, 21/1 Тел.:(095)464-3820 e-mail:
[email protected] "Дунфан" Москва, ул. Свободы, д. 79 Тел.:(095)4964101 Факс: (095) 490 88 63 Хорошевское ш., 1а, стр. 4 Тел./факс: (095) 945 41 84 www.dunfan.ruКАТОД+", Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., 75 Тел.:(095)737 09 09 Тел.:(812)32771 11 e-mail:
[email protected] www.katod.ru Сеть магазинов фирмы -КЭМП", Москва и область, Многоканальная справочная: (095)996 00 00 Магазин «Автозапчасти» Тел./факс (095) 996 74 04 e-mail:
[email protected] www.kemp.ru "ТОП СЕРВИС", Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 6 Тел./факс (812) 326 42 42 e-mail:
[email protected] www.amg.spb.ru Batintertrade Group, Москва, ул. Авиамоторная, д. 50 Тел./факс (095) 273-76-72?2&в*»***!BOSCHПредставительство ООО «Роберт БОШ» Россия. Москва, ул. Ак. Королева, 13 Тел: (095)935-7195 Факс: (095) 935-7198 www.bosch.ruam13