190
192
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |РОГАТЫМ И КЕПКУОБТЕКАТЕЛЬ УМЕРЯЕТ АППЕТИТТЕКСТ. ФОТО / Ю РИЙ НЕЧЕТОВНа кабинах «дальнобойщиков» часто можно видеть драгфойлеры обтекатели, снижающие лобовое сопротивление громадной фуры. Их эффективность на высоких крейсерских скоростях проверена. Однако в продаже все чаще встречаются обтекатели для малотоннажных грузовиков класса «Газели» или «Бычка». Насколько полезны они? Проверим... «ГАЗЕЛЬ» В ПАНАМКЕ Для испытаний мы взяли «Газель» ГАЗ-3302 с карбюраторным двигателем ЗМЗ-406 в исправном состоянии, с пробегом 25 тыс. км. На шасси устано-Комплект обтекателя для «Газели»-фургона от нижегородской фирмы «Пласт» стоит 2650 рублей. Комплект обтекателя для «Бычка» стоит 3000 рублей.Обтекатель притягивается к водосточным желобам латунными болтами, выступающая часть которых потом срезается.влен довольно тяжелый фургон - снаряженная масса автомобиля составила 2750 кг. Комплекс измерительной аппаратуры, два испытателя и груз увеличили ее до 2950 кг. Именно в таком виде «Газель» прошла первую фазу измерений. Затем настал черед груза - изфургона извлекли обтекатель нижегородской фирмы «Пласт». Установка обтекателя заняла полчаса и трудностей не вызвала: верхняя часть притягивается шестью винтами к водосточным желобам, затем к ней ик кабине крепятся два боковых дефлектора. Кстати, именно из-за боковых «ушей» мы выбрали этот образец - наиболее полная конфигурация обтекателя обещала самые лучшие результаты. Теперь опять на динамометрическую дорогу. Первый заезд в «панамке», другой, третий... Результаты оказались не просто положительными - ошеломляющими! Один из основных динамических показателей автомобиля - время разгона до 100 км/ч. Без обтекателя «Газель» разгонялась целую минуту (точнее, 59,9 с) - оно и понятно: последние километры перед максимальными 105,5 км/ч давались нелегко. Многие водители «газелей» наверняка скажут, что загоняли стрелку спидометра куда дальше - разочаруем их, оггтимистичньгй прибор привирает аж на целых 9%. Мы же говорим о точных значениях скорости, зафиксированных комплексом «Корсис». А что же с обтекателем? Поначалу преимущество едва заметно - отметка 60 км/ч пройдена лишь на 0,7 с быстрее. Но дальше разрыв начал стремительно нарастать: 80 км/ч достигнуты уже на 3,4 с быстрее, а 100 км/ч - на 14,1 с. Выигрыш составил 23%! Разгоняясь все быстрее, машина достигла 113,0 км/ч, повысив свою макси-мальную скорость на 7%. Отметим, что в обоих случаях она была достигнута на ГУ передаче. Чтобы оценить такое увеличение «максималки», отметим, что без улучшения аэродинамики для этого пришлось бы увеличить мощность двигателя на немалые 22%. Еще один красноречивый показатель - выбег: расстояние, которое успевает прокатиться автомобиль, пока его скорость падает со 100 до 50 км/ч. В нашем случае оно увеличилось на 20%.РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»Погодные условия: температура +28вС. давление 757 мм рт. ст. влажность 42%. локрытт - сухой асфальтобетон без обтес обтекателя кателем -Газель» ГАЗ-3302 улучи ение абсоотносилютное тельное,%Динамические качества Разгон, с 0-40 км/ч 7,0 0-60 км/ч 0-80 км/ч 0-100 км/ч 0-400 м (км/ч) 0-1000 м (км/ч) Максимальная скорость, км/ч Погрешность спидометра. % Эластичность, с 60-100 км/ч (IV) 60-90 км/ч (V) Выбег, м: 100-50 км/ч 50-0 км/ч 47,1 40.9 14,2 26,3 59,9 26,9 (80.7) 51,1 (95,6) 105,56,813,5 22,9 45,8 26,4 (83,8) 49.2 (102,5) 113.00,2 0,7 3,414,1 0,5 (3,1) 1.0 (6,9)2,94,912,9 23,5 1,9 (3,8) 3,7 (7.2)7.57,1)33,9 32,813,228,0 19,8 19,78,1 138 490,2701 618839 66794 10.3 11,6 13,1 15,0 17,77,9 2,0 7,210,0 11,5 14,8 30,3РасходГоши«а, д100 км П| 50 км/ч 9,6 60 км/ч 70 км/ч 80 км/ч 90 км/ч 100 км/ч 11,1 12,9 14,8 17,6 25,40,8 1,3 1,7 2,6 7,7 I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙТочные цифры подтверждаются субъективными ощущениями: машина добавила в динамике, реже приходится переключать передачи, энергичнее стали обгоны. Их имитировали упражнением «эластичность» - разгон на IV передаче от 60 до 100 км/ч. Без обтекателя «Газель» набирала «сотню» за 47,1 с, а с обтекателем за 33,9 с - улучшение на 28%! Ростом динамических показателей плюсы не ограничиваются. Следствие хорошей обтекаемости - выигрыш в топливной экономичности. Расходы топлива замеряли на самой экономичной V передаче при фиксированных, строго выдерживаемых скоростях в четырех заездах - по два в каждую сторону, чтобы исключить влияние ветра. При скорости 60 км/ч - предельном значении для города - расход бензина на 100 км составил 11,1 лв первом случае и 10,3 л - во втором. Разница - всего 0,8 л или 7%. При 90 км/ч допустимой скорости за городом - соответственно 17,6 и 15,9 л/100 км. Расход уменьшился на 2,6 л или 15%. Скорость 100 км/ч - фактически предельная для машины без обтекателя на V передаче: педаль газа приходится буквально втаптывать в пол. От-Расход 30 топлива. лЛООкм Н 20 16 10СОбШЛШШ! с обтекателем —— .*4050М70М90100 110 Скорость, км/чПолчаса работы - и «Газель» оказалась в панамке. А теперь умножим эти полтора литв худшей исходной аэродинамике авра на цену «девяносто второго», кототомобиля и неоптимальной форме обрая так некстати подскочила. Получатекателя. ется, что на протяжении каждых Разгон до 60 км/ч улучшился едва 100 км экономится около 14 рублей. всего на 0,4 с. А вот к 90 км/ч выигрыш Обтекатель от «Пласта» стоимостью составил уже 7,1 с или 15%. Максималь2650 руб. окупится менее чем за 20 ная скорость почти не изменилась - сотыс. км. А дальше каждые 50 тыс. км - ответственно 99,1 и 101,6 км/ч на V пепримерно столько проходит в год инредаче. Однако сравнивать эти значетенсивно работающая машина - влания нельзя, поскольку во втором случае делец будет сберегать 7000 руб. сработал ограничитель оборотов, не позволив двигателю раскрутиться выше «БЫЧОК» В КЕПКЕ предельных 2450 об/мин. Лучше стала В отличие от «газелевской» панамки, эластичность - разгон от 40 до 80 км/ч «Бычку» досталась полноценная кепка на IV передаче сократился на 2,5 с или - даже с козырьком. Две серии изме11%. Ровно настолько же в процентном рений также продемонстрировали поотношении возрос и выбег (правда, его ложительный эффект этого сооружепришлось замерять с 90 км/ч). ния, хотя и не столь разительный, как Улучшение топливной экономичнов предыдущем случае. Вероятно, дело сти на фиксированных скоростях в диРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ « ЗА РУЛЕМ» <Погодные условия температура +25°С. давление 740 мм рг. ст., влажность 83%. покрытие - сухой асфальтобетонбез обтекателя Динамически «а «стаа Разгон, с 0-40 км/ч 9,5 0-60 км/ч 18,4 35,1 47,2 29,6 (71,6) 54,6 (91,8) 99,1.Бычок» ЗИЛ-5301 с улучи обтеабсоотносикателем лютное тельное,%9,118,0 30,8 40,1 29,2 (78,8) 53,5 (98.6) 101,6* ГОбтекатель пришелся «Газели» впору, обеспечив плавный переход от ветрового стекла к фургону.0-80 КМ/Ч 0-90 км/ч 0-400 м (км/ч) 0-1000 м (км/ч)0,2 0,4 4,3 7,10,4 (7,2) 1,1 (6,8)2,1 2,212,2 15,0 1,3 (10,0) 2,0 (7,4)сюда и расход: 25,4 л/100 км. С обтекателем двигатель насиловать не приходится, под педалью еще есть запас и расход падает до вполне разумных 17,7 л - на 7,7 л, а это 30% экономии! Однако приведенные результаты получены, что называется, в ходе «академических» упражнений. В реальной поездке машине приходится разгоняться и тормозить, ползти по запруженным улицам, стоять в пробках. Именно такой эксплуатационный режим мы и воспроизвели - 300-километровый маршрут по Подмосковью, окраинам и центру Москвы. Сначала прошли его без обтекателя с результатом 14,4 л/100 км, а затем с обтекателем, израсходовав уже 12,9 л. Разница составила 13 л или 10%!Профиль «Бычка» оказался не столь безукоризненным: между ветровым стеклом и обтекателем ступенька, да и полезность козырька вызывает сомнения.скорость, км/ч Погрешность спидометра, % Эластичность, с: 40-80 км/ч (IV) Выбег, к 90-50 км/ч 50-0 км/ч-11,0 11,122,720,22,5 63 8568 501631 4931,6 7,7 7,5 7,9 8,5 9,2Расход толлияа, л1 00кнп |мскоростк 50 км/ч 10,4 0,8 9,6 60 км/ч 70 км/ч 80 км/ч 90 км/ч 12,0 13,9 16,4 19,5 11,1 12,8 15,0 17,7 0,9 1,1 1,4 1,8'Срабатывание ограничителя оборотовапазоне 50-90 км/ч весьма стабильно и колеблется в районе 8-9%. При моделировании ездовых циклов разница составила уже 6,6% для загородного и 4,7% для городского. При равном соотношении пробегов по шоссе и городу на каждой сотне километров будет экономиться 0,9 л дизтоплива или около 6 рублей. Наш обтекатель для «Бычка» обошелся в 3000 целковых и окупится за 50 тыс. км. Конечно, в зависимости от режима эксплуатации цифры могут колебаться в ту или иную сторону, но в любом случае сальдо будет положительным - панамка и кепка имеют право на жизнь. 1»1