162
164
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»полезное действиеПРЕТЕНДЕНТЫ НА ШАШЕЧКИдоперестроечные времена в такси царствовали «волги». Самые большие из наших серийных машин, прочные и живучие, они более всего подходили для этой цели. Рыночные отношения покончили с «диктатурой» «Волги» в такси. Старые парки обзаводились «жигулями» и «москвичами», а новые игроки выпустили на линии иномарки. Легальные же и нелегальные частники вообще используют что придется. Какой же из тех автомобилей, что пробует себя на роль таксомотора, достоин у нас нести на борту заветные шашечки? Мы пригласили на автополигон четырех претендентов: «Волгу» - традиционное «советское» такси, «СитроенБерлинго» таганрогской сборки, представляющий (во всяком случае, в Москве) «новое русское» такси, «Форд-Скорпио» - весьма характерный для частного извоза (могут быть его аналоги) и, наконец, пробующую свои силы на новом поприще «Оку» ВАЗ-11113.ВВОЙДЕМ, ВЫЙДЕМ, ПОСИДИМ... Такси подано, можно садиться. Заметим: только в России в свободном автомобиле стремятся занять переднее сиденье. Мы оценим все-таки задние пассажирские места. «Берлинго» здесь вне конкуренции: широкий и высокий дверной проем в сочетании с низким порогом - то, что надо для «извоза». Сзади трое средней комплекции чувствуют себя вполне комфортно - не упираются коленями в спинки передних сидений, высокий потолок не грозит повредить даме парадную прическу. Широкие, но более низкие проемы «Волги» и «Форда» при посадке потребуют, как мы знаем, изящного наклона, зато размеры сиденья дают пассажирам куда большее «жизненное пространство». С «Окой» дело хуже. Для пожилого, рослого (не говоря уже о тучном) человека посадка в «Оку» будет нелегкой. Размеры дверного проема здесь достаточны, но как пробраться к заднему си-денью? Правда, двое пассажиров средних габаритов при невысоких водителе и переднем пассажире не испытают особых неудобств в непродолжительной поездке. По размерам и, главное, удобству багажного отделения лидер тот же. Здоровенный багажник «Ситроена» с малой погрузочной высотой (расстояние от земли до пола багажника) недвусмысленно напоминает: этот автомобиль был задуман как грузопассажирский. Маленькая «Ока» при откинутой спинке заднего сиденья может составить конкуренцию большому хэтчбеку - «Форду» и даже «Волге», чья неприкаянная запаска отнимает много места. Может, таксомотору достаточно «докатки» или вовсе ремкомплекта для бескамерных колес и хорошего электрокомпрессора? Впрочем, погрузка и укладка багажа обязанность водителя и плата за эту услугу уже идет при включении таксометра. ЗАГРУЗИЛИСЬ? ПОЕХАЛИ Современный, по-своему изящный и легкий на ходу «Берлинго» сноровисто движется в городской толчее. Скромный 1,4-литровый мотор в совокупности с «короткими» передачами обеспечивает «французу» достаточную резвость. Бензин «95-й», зато аппетит умеренный. Главное, чтобы водитель не «заводился». Так и пассажирам комфортней, и топливо экономишь. В машине относительно тихо, подвеска уверенно справляется с неровностями дороги. ГидроусилительТакси на полигоне. Исследуем «по науке» размеры пассажирских мест и багажников.162За рулем 11/2003 КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»РАЗМЕРЫ АВТОМОБИЛЕЙ-ТАКСИПараметрполезное действиеВСЕ О ТАКСИГАЗ 31029/3110 «Волга» Размеры места для задних пассажиров,мм Расстояние до переднего сиденья Высота от подушки сиденья до потолка Высота от пола до подушки сиденья Размеры дверного проема, мм высота ширина Высота порога от земли Багажное отделение, мм длина ширина высота Погрузочная высота (расстояние до земли) Дорожный просвет 770 1320 500 875/690 160 (по редуктору заднего моста) 630-815 950 385 950 600 410Модель автомобиля «Ситроен«Форд Берлинго» Скорпио»ВАЗ-11113 «Ока»Таково вкратце впечатление «от лица пассажиров». А что скажет начальник транспортного цеха? МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ На сегодня альтернативы ГАЗ-3110, пожалуй, нет. Да, у нее масса недостатков, но выгоды, которые дает «баржа» в роли такси, перевешивают. Скажем, вазовская «классика», быстрее окупается и менее затратна в эксплуатации, но привлекательность «Волги» для клиентов существенно выше... «Ока», протянувшая на линии более года, пока редкость. Недорогие иномарки в такси тоже недавно. Приживутся или нет - покажет время. Таксисты-частники, как уже говорилось, используют разные автомобили. Нам достался «Форд-Скорпио» - большая, удобная машина. Вот бы такие, да новые - в таксопарки вместо «волг». Только не по карману это ни перевозчику, ни пассажиру. Не забыли мы поговорить ис водителями. Коротко мнение таксиста-профессионала можно сформулировать так: работа на иномарке, пусть даже отечественной сборки, куда приятней. Однако любой автомобиль надо беречь и любить - он кормилец. Ведь лучший автомобиль тот, который привозит деньги. И хозяину, и водителю. Редакция благодарит 2-й таксомоторный парк г. Москвы за помощь в подготовке материала.710-925 1115 350 1125 570 430770-950 950 340 945 640 365615-870 930 340 920 575 375860 1295 520/1140 555 160 (по защите картера двигателя)945 980 450 675 150 (по передней балке)400 975 290/585 620 165 (по защите картера двигателя)руля и скромные внешние габариты позволяют без труда пробираться в тесные дворы и втискиваться на парковку. Единственное - машина заметно теряет резвость при полной загрузке: издержки маленького мотора. «Волга» и старенький «Форд» с большим литражом передвигаются более степенно. Весовая категория и габариты солидней - чего суетиться, не «шестерки» ведь и не «девятки». Кстати, в такси преимущественно используют «волги» с мотором ЗМЗ-4021 под «76-й» бензин. В ремонте и обслуживании Газовская машина более трудоемка, чем иномарка. Однако при бережном отношении (таксисты старой закалки знают это) автомобиль может прожить пятъшесть лет, намотав 300-350 тыс. км. Традиционные источники шума в салоне «Волги» - коробка передач и выпускная система. В этом плане почтенный 14-летний «Скорпио», иногда устало поскрипывающий кузовными панелями, пожалуй, даст нашей фору. Зато в исправной «Волге» с умелым водителем можно и задремать, настолько невозмутима она к дорожным ухабам. «Ока» - противоположность всем остальным. Комфорта минимум, зато компактная и шустрая. В соответствии с бортовой рекламой и впрямь «эконом-класс».СЧЕТЧИК ИСТОРИИ1. Считается, что это первое такси в мире: моторные извозчики на «Даймлер Таксиметр» выехали на улицы немецкого города Бад Канн штадт в 1895 году. Двигатель развивал 4 л. с. 2. Самые массовые таксомоторы Парижа перед Первой мировой - «Рено-AG» с двухцилиндровыми двигателями - красили в яркий красный или зеленый цвет. Осенью 1914-го мобилизованные машины перевезли на передовую к берегу Марны 6600 солдат, отстоявших столицу. «Рено» получили прозвище «Марнское такси» и стали национальными героями Франции. 3. Первый серийный дизельный легковой автомобиль, дебютировавший в 1936-м, - «Мерседес-Бенц 2600» пользовался спросом в основном у таксистов. Мотор объемом 2,5 л развивал 45 л. с. 4. «Остин-Метрополитен» 1958 года оснащали 56-сильным дизелем. С небольшими изменениями и более современным двигателем так называемые «лондонские такси» выпускают до сих пор. Характерная особенность - рядом с водителем площадка для багажа. 5. «Это заднемоторное такси является, вероятно, самым современным в мире», - писал в 1967-м британский журнал «Мотор» о «вагончике» ВНИИТЭ. созданном под руководством Ю. А Долматовского. Автомобиль даже выходил на линию, но серийным так и не стал. 164 За рулем 11/2003