104
105
106
108
ТЕХНИКАКОНСТРУКЦИИЗАРУБЕЖНЫЕ АРМЕЙСКИЕ АВТОМОБИЛИАЛЕКСЕИ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВВСЕ ДЛЯ ФРОНТАЕще древние римляне использовали в походах боевые колесницы, запряженные лошадьми. Чем не прообраз современного БТР? Сегодня военные автомобили выпускают даже такие страны, которым и армия-то вроде ни к чему, и те, чья автомобильная промышленность почти неизвестна за пределами государства. Некоторые индийские модели недалеко уехали от «Виллиса» времен Второй мировой, зато швейцарцы демонстрируют последние достижения конструкторской мысли. Тем не менее, все производители вынуждены подчиняться общим по сути требованиям. Армейскому автомобилю, независимо от конкретного назначения, нужны прочность, выносливость, работоспособность в самых разных климатических условиях: не сдаваться в пустынях и не пасовать под тропическим ливнем, не бояться бездорожья. При этом быть простым в управлении и обслуживании. Каждая страна или военный блок вводят свои классификации автомобилей, но их всегда можно разделить на тактические и вспомогательные, лег104 За рулем 11/2003кие и тяжелые, транспортные и специальные. Линейки моделей чрезвычайно обширны. Отправимся в небольшое путешествие по странам и континентам, попытаемся подсмотреть, какие «военные тайны» скрывают за стенами заводов и заборами военных баз.ХОЧЕШЬ МИРА К ВОЙНЕ! ГОТОВЬСЯЭта крылатая фраза (по-латьши - «Si vis pacem, para bellum»), принадлежащая римскому историку Корнелию Непоте (94-24 гг. до н.э.), а еще раньше сказанная фиванским полководцем IV в. до н. э. Эпаминондом, сегодня звучит как девиз вечно нейтральной Швейцарии. Ну кто, в самом деле, собирается на нее нападать, даже террористы, слава богу, обходят стороной. Тем не менее, практически не выпуская гражданских автомобилей, Швейцария преуспела в военном автомобилестроении. Небольшая фирма «Моторвагенфабрик» (МОВАГ - MOWAG) была известна в пятидесятые годы грузовиками, но потом, не выдержав конкуренции с грандами, переключилась на военную технику. Конечно, одна швей-Иэраильские коммандос уважают «Дезерт Рейдер». ЗАРУБЕЖНЫЕ АРМЕЙСКИЕ АВТОМОБИЛИцарская армия не может загрузить мые от I до IV, - с различными габаритакомпанию прибыльными заказами, на ми и массой. Четырехосная «Пиранья-1» при длито есть международный рынок вооруне 6,3 м весит 9,5 т, имеет двигатель жений. В армиях многих стран с успехом в 275 «лошадок» и вооружена пулемеслужат бронетранспортеры «Пиранья» том калибра 12,7 мм. «Пиранья-ГУ» на (Piranha) и многоцелевые «орлы» (Eagle целый метр длиннее, тянет на все 15 т, и Eagle II). «Пернатые» созданы на шасвдвое мощнее и вооружена 30-мм пушси классического «Хаммера». Швейцаркой в башне. А объединяет столь непоцы внесли свою лепту, форсировав на хожие друг на друга машины концеп30 л. с. американский дизель, бронироция: мотор - впереди справа, водитель вали кузов, увенчали его вращающейся - слева, экипаж - сзади, плавучесть, небашней наблюдателя с перископом зависимая гидропневматическая поди прибором ночного видения. Эту вервеска всех колес с регулировкой клисию обозначают индексом SKdtFz (авренса, автоматическая полноприводтомобиль управления огнем). Башня ная трансмиссия с... АБС и системой и «салон» под ней буквально напичкаконтроля тяги. Вот еще несколько хараны самой современной электронной ктеристик: дорожный просвет - до разведывательной аппаратурой, позво595 мм, максимальная скорость ляющей днем и ночью вести наблюде100 км/ч, преодолеваемый вертикальние за противником и корректировать ный уступ - 60 см, ров шириной 2 м. Даогонь артиллерии. Интересно, что в таже неплавающий вариант не утонет в ктико-технических данных «Орла» приводоеме глубиной 1,5 м, а амфибия раводят два значения максимальной скозовьет на воде 10 км/ч. Кроме того, все рости: 119 км/ч - вперед и... 33 км/ч «пираньи» пригодны для перевозки самолетами С-130 «Геркулес» и могут задним ходом. Водоплавающие бронетранспорте«прыгать» с парашютом. Фирме МОВАГ принадлежит и марка ры «Пиранья» более оригинальны. Их конструкция, правда, восходит к 1975 «Дуро», некогда самостоятельного прогоду, но в армии традиции и проверку изводителя специальных автомобивременем ценят выше, чем на «гражлей «Бухер» (ЗР, 2000, № 11). А сама данке». Бронетранспортеры делают МОВАГ в 2003 году ушла под крыло с разными колесными формулами - американской «Дженерал дайнемикс», от 4x4 до 10x10. Притом каждый варитак что швейцарской осталась лишь по ант подразумевает версии, обозначаекорням и прописке.ВСЕГДА ГОТОВЫ!Перенесемся из Западной Европы на Ближний Восток, где о мирной жизни можно только мечтать. Автомобильная промышленность здесь есть лишь в немногих странах, но о ней мало кто слышал. Что вы знаете об израильском автопроме? На театре военных действий он представлен компанией АИЛ (AIL Automotive Industries LTD), щедро снабжающей свою и братские армии автомобилями «Шторм» (на базе «Джипа-Рэнглер») и «Абир» (все тот же «Хаммер»). Но наиболее интересен, пожалуй, «Дезерт Рейдер» (пустынный рейдер - Desert Raider), позиционируемый как «автомобиль быстрого внедрения и атаки». Эта «песчаная блоха» не имеет кузова как такового и напоминает багги о шести колесах. Казалось бы, такой агрегат должен быть легким, однако снаряженная масса «Рейдера» 1450 кг, полная... 2600. Представляете, какова прочность шасси! Двигатель мощностью 110 кВт/150 л. с. способен разогнать машину до 110 км/ч и связан с колесами через автоматическую полноприводную трансмиссию. Запас хода - 600 км, вооружение - легкий пулемет «Негев» калибра 5,56 мм. «Рейдер» может перепрыгивать уступы высотой 60 см и преодолевать броды (где он их найдет в пескахто?) глубиной 0,7 м.Не все то «Хаммер». что на него похоже. Впрочем, как раз этот швейцарский «Орел» собран на американском шасси.•С таким вооружением старина «Виллис» не побоится даже танка.«Пиранья» может иметь и шесть, и восемь колес, притом серьезно вооружена. За рулем 11/2003 105 ТЕХНИКАКОНСТРУКЦИИЗАРУБЕЖНЫЕ АРМЕЙСКИЕ АВТОМОБИЛИ«Элвисы-Мамба» и иные автомобили концерна «Виккерс» служат, в частности, в Югославии.Пространственный каркас «Дезерт Рейдера» чрезвычайно прочен ив то же время податлив - такой не подведет на любом бездорожье. Особое внимание конструкторы уделили системе выпуска: для скрытности багги сделали почти бесшумным и не излучающим тепла, по которому машину «вычислят» приборы ночного видения и системы наведения. И еще одно важное свойство: к месту службы «Рейдер» можно доставить в вертолете СН53. ПОД ЮЖНЫМ КРЕСТОМ Далеко к югу от экватора все другое: времена года, звездное небо, цвет кожи106 За рулем 11/2003аборигенов... Тем не менее, автомобили для своей (и не только) армии в ЮАР строят по тем же канонам, что ив Европе, под патронажем специалистов туманного Альбиона. Разобраться, кому принадлежит компания «Реумек», нелегко. Ясно, что у нее совместные капиталы с английской «Элвис», которая в свою очередь относится к концерну «Виккерс дефенз». Впрочем, нас больше интересует «железо». Гамма колесных транспортеров широка, но различия больше касаются конкретного назначения той или иной версии. Например, полицейские силы быстрого реагирования передвигаются на транспортерах «Реумек-RG», «Симба» или «Тактика». Последний разгоняется на шоссе до 120 км/ч, не боится боковых уклонов до 35%, преодолевает подъем 60%. Двигатель - «МерседесБенц ОМ 906LA» - вот она, международная интеграция. Команда из 12 человек дышит кондиционированным воздухом, не чувствует задымления снаружи и защищена от камней и помидоров мелкоячеистыми сетками на стеклах. «Симба» отличается башней с пулеметом. Кстати, группа «Виккерс» по лицензии выпускает и упоминавшуюся выше швейцарскую «Пиранью». ТЕХНИКАконструкцииЗАРУБЕЖНЫЕ АРМЕЙСКИЕ АВТОМОБИЛИЗНАКОМЫЕ ИМЕНА Военными автомобилями «балуются» не только специализированные фирмы, но и многие известные гражданской продукцией. Например, самый большой джип «Тойоты» вовсе не «Ленд Крузер» и не «Тундра», а незнакомый на «гражданке» «Мега Крузер». Его называют не иначе, как японский ответ «Хаммеру». Габариты (5090x2170x2075 мм) впечатляют. При этом «Мега» ухитряется развернуться с радиусом всего 5,6 м. Еще бы: ведь с баранкой соединены все четыре колеса! Турбодизель не потрясает воображение мощностью в 167 «лошадок», зато крутящий момент достигает пика - 425 Н-м уже при 1600 об/мин. Чем не трактор? Дорожный просвет - 420 мм, шины - 37-дюймовые. А «полный фарш» электроники позволяет оседлать монстра даже новобранцу. В компании ИВЕКО есть специальное отделение «Дефенз вейкл дивижн»: оно выпускает автомобили массой от 3,2 до 42 т. Среди них шасси для пусковых ракетных установок, тягачи для перевозки танков и, конечно, вариации на тему «Хаммера». Эти автомобили, названные MLV (Multipurpose Lightweight Vehicle - многоцелевой легкий автомобиль) имеют снаряженную массу 6 тонн. Фирма особо гордится хорошей противоминной защитой, максимальной скоростью свыше 130 км/ч, устойчивой работой машины при температурах воздуха от -32 до +49°С. У ивековского «Хаммера» мощные дисковые тормоза с четырехканальной АБС. Дизель собственной разработки выдает 456 Н-м с 1800 об/мин и сертифицирован по нормам Евро ГО. В Азии наиболее широкую гамму военных автомобилей выпускает КИА Интересно, что в Южной Корее по-прежнему с опаской смотрят на северного соседа и потому все гражданские вседорожники, как иу нас, учитывают местные«военкоматы». Если автомобиль выпущен для внутреннего рынка, на нем обязательно ставят специальные инфракрасные фонари, позволяющие двигаться колонной в полной темноте (у водителя должен быть прибор ночного видения). В России можно встретить такие «спортиджи» и «саньены» с необычными фонариками сзади и черной коробочкой за решеткой радиатора. На панели приборов - неупомянутая в инструкции заглушка, за ней тумблер. Щелчок - гаснут штатные фары и подсветка приборов, загораются инфракрасные «прожекторы». ГИБРИДЫ В ПОГОНАХ Похоже, в ближайшем будущем военные автомобили постепенно переведут на гибридные двигательные установки. В США такие концепты появляются чуть не ежегодно. Военным важна, конечно, не столько экология, сколько бесшумность электротяги и отсутствие«теплового следа». Небезразлично и количество емкостей с топливом, которое необходимо перебрасывать на театр военных действий. Если к гибридам (один из них на заставке) начинают привыкать, то проект «Спиннер» (Паук) предусматривает создание принципиально новой машины на шести колесах диаметром 1,2 метра, способной продолжать движение после... опрокидывания. Причем кузов должен вновь занять правильное положение. В качестве двигателя рассматривают гибридный газотурбинно-электрический силовой агрегат с буферной литийионной аккумуляторной батареей. Здесь мы действительно прикоснулись к военной тайне: фотографий этой машины не добыть. Но возможно, уже через несколько лет «спиннеры» замелькают на экранах телевизоров в репортажах из горячих точек. Лучше бы с маневров...Союзники западных машин на Балканах 108 За рулем 11/2003