242
243
ДИаГИОСТИМаНОВЫЕ СКАНЕРЫ«САМОДИАГНОСТСЕРГЕЙ ВОЛОШЕНКО, НПП «АСЕ», РОСТОВ-НА-ДОНУ»Первый двигатель с системой впрыска топлива был разработан еще в 1887 году. Но повальное увлечение двигателистов новомодным карбюратором отодвинуло возврат к впрыску более чем на полвека, когда нефтяные кризисы стали реальностью, да и требования к экологической чистоте автомобилей резко ужесточились. Эти факторы по времени совпали с бурным развитием электроники, так что впрыск из механического быстро превратился в более привычный для нас сегодня «электронный» - обзавелся блоком управления, необходимыми датчиками и исполнительными механизмами. Но ведь ив самом этом «хозяйстве» могут быть неполадки! Вот и пришло естественное решение: пусть система сама себя проверяет, благо электронике это вполне по силам. Так родилась идея «самодиагностики» систем впрыска. Автомобиль снабдили специальным диагностическим разъемом, к которому подключают сканер - прибор, считывающий коды различных неисправностей. Для тех, кто не располагает сканером, систему дополнили функцией считывания кодов неисправностей с помощью контрольной лампы Check Engine (проверь двигатель), для чего ставят перемычку между контактами диагностического разъема и включают зажигание. Лампа начинает мигать, выдавая «блинк-коды» замеченных системой неисправностей. Следует понимать, что самодиагностику системы впрыска обеспечивает не какой-то дополнительный элемент, блок и т. п. Сегодня это одна из функций электронного блока управления двигателем (ЭБУ, «контроллера»), который должен одновременно выполнять и свою основную работу: рассчитывать момент и длительность впрыска топлива, время накопления энергии в первичной цепи зажигания, момент формирования искрового разряда на свечах для каждого цилиндра, управлять регулятором холостого хода и т. п. И делать это очень быстро. Например, на расчет всех параметров за один цикл четырехцилиндрового двигателя затрачивается 0,02 с. Система самодиагностики непрерывно сравнивает текущие величины сигналов с эталонными значениями в памяти контроллера. Кроме того, она отслеживает реакцию исполнительных механизмов - например, регулятора холостого хода. Любые несоответствия параметров эталонным расцениваются как неисправность. Каждой присвоен свой код. Ранние системы умели определить и запомнить 10-15 кодов. Современные хранят до нескольких сотен кодов, относящихся не только к двигателю, но ик автоматической коробке передач, АБС, подушкам безопасности, климат-контролю и т. д. В некоторых контроллерах самодиагностика позволяет корректировать угол опережения зажигания, а на автомобилях без нейтрализатора - регулировать уро-Аппаратный сканер для автомобилей «Форд» и «Мазда».Сканер для автомобилей фирмы GM.242За рулем 11/2003 НОВЫЕ СКАНЕРЫвень СО в выхлопных газах. На новых моделях реализовано так называемое тестовое диагностирование: сигналы подаются в определенный момент времени с последующей проверкой датчиков и исполнительных элементов. Кроме того, система показывает специалисту текущие параметры контролируемых элементов такими, как их «видит» сам ЭБУ. Эти параметры - «поток данных» (Data Stream) - могут быть выведены на дисплей сканера или персонального компьютера. Последнее позволяет мастеру-диагносту детальнее анализировать состояние контролируемой системы и ее отдельных элементов. Некоторые системы имеют встроенные функции, позволяющие оперативно подстраивать обороты холостого хода и другие параметры. Подобные подстройки возможны только с применением сканера.НАЧАВ С ПРОБНИКА... Итак, коды неисправностей могут быть считаны двумя способами. Первый - для уже уходящих в прошлое систем самодиагностики: светодиодным пробником, подключаемым к диагностической колодке. Расшифровка кодов приводится в руководстве по ремонту такого автомобиля. Второй, современный способ - получение кодов сканером. Некоторые подобные приборы не только извлекают коды ошибок, но и расшифровывают их. На рынке диагностического оборудования представлены сканеры двух типов аппаратные и программные. К первому относятся портативные приборы на базе микроэвм. Самые простые могут считывать только коды неисправностей и оснащены однострочным индикатором. Усовершенствованные модели комплектуют многострочным дисплеем. Они способны отображать нетолько коды с расшифровкой, но и управлять исполнительными механизмами. На последних моделях сканеров устанавливают графические дисплеи с высоким разрешением, порой цветные. По способу хранения информации аппаратные сканеры делятся на картриджные и программируемые. Первым для приведения в рабочее состояние необходим картридж с диагностическим кабелем, соответствующим проверяемой модели автомобиля (фото 1и 2). Этого недостатка лишены программируемые сканеры (фото 3). Их встроенную память (Flash-память) можно многократно перепрограммировать с помощью персонального компьютера. Устаревшие версии программного обеспечения можно обновить через Интернет или компакт-диск. Аппаратные сканеры хорошо приспособлены к эксплуатации в условиях автосервиса. Более того, они позволяют диагностировать системы движущегося автомобиля. Второй тип сканера - не что иное, как программа, установленная в персональном компьютере. Для согласования данных, получаемых с контроллера компьютером, используется адаптер (фото 4).протоколов связи между сканерами и системой самодиагностики, храня секреты, не спешат публиковать эту информацию. Поэтому создать в полном смысле мультимарочный сканер нынче вряд ли возможно. Препятствует этому и большое разнообразие диагностических разъемов. Вооруженный сканером специалист получает немало важной и полезной информации о состоянии машины. Но все же сканер - не самостоятельный измерительный прибор, а лишь средство отображения информации, возможности которого ограничены самой системой самодиагностики. До середины 90-х годов ушедшего века блоки управления двигателей в этом направлении были развиты слабо. Таковы системы самодиагностики отечественных впрысковых автомобилей и многих иномарок со стажем. Тут целый ряд ограничений. Скажем, уровень сигнала с какого-либо датчика должен находиться в определенных пределах. Однако нередко бывает, что хотя в блок управления и поступает «нормальный» с точки зрения системы самодиагностики сигнал, на самом деле узел неисправен. А код неисправности не будет записан, ведь его значение не выходит СВЕТЛЫЕ за пределы допуска. ПЕРСПЕКТИВЫ? Из-за электромагнитных Первые модели сканеров предназначались для диагпомех, вызванных неисностики автомобилей опреправностью в цепях низкого деленной марки и были или высокого напряжения, очень дороги. Владельцы а также при плохом заземлемелких мастерских могли нии возможна запись ложтолько мечтать о подобном ных кодов. оборудовании. Такая ситуаСовременным сканерам ция подтолкнула к созданию под силу куда большее. Некодоступных и более универторые их функции раньше сальных сканеров, способбыли доступны только моторных найти общий язык тестеру: например, диагност с многими моделями автоможет отключать отдельные мобилей. Как правило, эти цилиндры работающего двиприборы не предоставляют гателя или проводить так напользователю всех тех воззываемый «баланс мощноможностей, которые есть сти», что позволяет быстрее у дилерских. Между тем и точнее указать неисправнекоторые автомобильные ность. Но так или иначе главкомпании - обладатели проный «элемент» в диагностике граммного обеспечения и - сам специалист! •За рулем 11/2003 243