116
117
118
119
ТЕХНИКАГАЗ И УАЗ С ТУРБОНАДДУВОМ& .JauБЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХКонечно, на свете немало более быстрых машин. Но ведь это - «Волга»! Может быть, именно поэтому, когда лента динамометрической дороги полигона сужается, пейзаж за окнами теряет очертания, а салон наполняет настойчивый шум, сами собой приходят авиационные ассоциации. Эта «Волга» - далеко не «кукурузник», она ближе к истребителю или, по крайней мере, к штурмовику. МАТЧАСТЬ Чтобы привести несколько растрепанные чувства в порядок, совершим короткую посадку и заглянем под капот. На первый взгляд, ничего интересного - знакомый заволжский шестнадцатиклапанник. Главное отличие - турбокомпрессор - спрятали за неприметным черным кожухом.11в За рулем 6/2004СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ. ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВИтак, знакомьтесь: родственник 406-го - 2,3-литровый ЗМЗ-4064.10 выдает, по данным конструкторов, 132-140 кВт/180-190 л. с. мощности и 300-320 Нм момента. Уточним: это стендовые показатели двигателя. А изменения - не только те, что видны под капотом невооруженным глазом. Коленвал - стальной, а не чугунный. Поршни тоже оригинальные, заготовки получают методом термической штамповки. Вкладыши серийные, а впускные и выпускные клапаны - с натриевым наполнителем в стержне, улучшающим теплоотвод от тарелок. С той же целью применяют втулки и седла клапанов из специальной бронзы. Для охлаждения поршней в режиме больших нагрузок установили масляные форсунки. Их конструкция аналогична применяемой в дизеле ЗМЗ-514. Прокладка головки блока оригинальная, с окантовкой из нержавеющей стали. Топливные форсунки - увеличенной производительности. Программа управления, разумеется, тоже изменена. Турбокомпрессор - «Гаррет-ТВ 25» (ис11ытывали и узел «Мицубиси-ТТ)04Ь>, его параметры сейчас корректируют по заказу ЗМЗ), охладитель - типа «воздух-воздух». Конечно, для ЗМЗ-4064 нужна другая выпускная система (штатная «душит» мотор). На те немногочисленные машины, что уже нашли своих покупателей, как правило, монтировали систему от СААБа с 2,3-литровым наддувным двигателем. Завод рекомендует оснащать автомобили турботаймером - устройством, не позволяющим после быстрой езды заглушить двигатель ранее чем через 1-2 минуты после остановки. ГАЗ И УАЗ С ТУРБОНАДДУВОМИ, наконец, на «волги» с турбонаддувом ставят сцепление с усиленной диафрагменной пружиной. А теперь захлопнем капот и поверим первые ощущения точной измерительной аппаратурой (см. таблицы). Для сравнения мы привели данные «Волги» со стандартным двигателем из парка ЗР. Оговоримся: шины на автомобилях были разные. ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК Итак, «Волга» закончила показательный «полет» и благополучно приземлилась. Другой аппарат ждет своего часа. По авиационной терминологии ис учетом армейской родословной - тяжелый фронтовой бомбардировщик. На этом УАЗ-31622 установлен такой же двигатель, как на «Волге». Но в Заволжье готов уже ЗМЗ-4054.10 рабочим объемом 2,5 л. Конструкция такая же, как 2,3-литрового, а параметры еще более внушительные: завод заявляет мощность 200-210 л. с , момент 340-360 Н-м. Напоминаем: эти данныеЗа рулем 6/2004 117 ТЕХНИКАГАЗ И УАЗ С ТУРБОНАДДУВОМ«Волга» на скорости под 200 производит сильное впечатление как на зрителей, так и на пассажиров.получены на моторном стенде, а не на автомобиле. НА ВЗЛЕТ? Показатели машин, конечно, «увесистые» - особенно у «Волги». Впрочем, сегодня автомобили с двигателями мощностью даже 400-500 л. с. в мире не такая уж редкость: есть спрос, есть и предложение. Главный вопрос - насколько характеристике двигателя соответствуют трансмиссия, тормоза, подвеска автомобиля. Конечно же, «Волге» с мотором ЗМЗ-4064.10 нужно иное шасси: коробка с передачами подлиннее ис меньшими ходами рычага, рулевое управление почетче - и обязательно более эффективные тормоза. Ездить, конечно, можно (но очень осторожно!) и так - ведь далеко не каждый день мы развиваем скорости, близкие к «мак-сималке», для этого и дорог-то подходящих немного. Но спрятав под капотом почти 200 «лошадей», трудно бороться с искушением пришпорить их хотя бы изредка. Иначе зачем мощный, дорогой мотор? Из немногочисленных «волг», оснащенных ЗМЗ-4064.10, многие уже заметно переделаны владельцами. Меняют передние пружины и амортизаторы, коробку передач (последняя лучше подходит от «Газели» - с иными, чем у ГАЗ3110, передаточными числами). Коекто модернизирует тормоза, устанавливая импортные тормозные цилиндры в сборе с усилителем и даже задние мосты с дисковыми механизмами. «Кулибины» колдуют и над выпускными системами. Впрочем, это уже другая, по сути - тюнинговая тема. В любом случае «Волга» с турбонаддувом - автомобиль не для рядового водителя. Езда на такой машине (кстати, в городе она с аппетитом кушает 15-20 л рекомендованного заводом «95-го» бензина) - не просто эксплуатация, а скорее образ жизни. Пришпоривать «Волгу» со стандартным шасси рискнут только очень смелые люди, а сложные переделки требуют немало времени, средств и опять-таки известной храбрости. К тому же вся эта самодеятельность не одобрена ни заводом-изготовителем, ни ГИБДД. К УАЗу с турбомотором мы за глаза относились с еще большей долей скептицизма. Однако машина неожиданно понравилась. Максимальная скорость по сравнению с автомобилем, оснащенным ЗМЗ-409, выросла ненамного, зато заметно улучшился разгон и, главное, эластичность (см. таблицу). В городском и трассовом режимах автомобиль стал удобней: увереннейЗМЗ-4064.10: рабочий объем 2,3 л, мощность около 190 л. с, турбокомпрессор «Гаррет». 118 За рулем 6/2004 ГАЗИ УАЗ С ТУРБОНАДДУВОМНа правах рекламыОостонШпх«ТО, <fTO DO*=TOf TTPOTTUCAA!»Н68132/473млSMART WASH & WAX Шампунь с воском (концентрат) Профессиональная формула. Прекрасно отмывает кузов и защищает покрытие полимерно-восковой пленкой до следующей мойки. Предохраняет краску от ультрафиолета, соли, песчинок. Отличие данной формулы от аналогичных составов заключается в использовании полимеров в смеси с воском «Карнау6а», которые «запечатывают» микротрещины, образовавшиеся в краске и защитном слое полироли. УАЗ с турбонаддувом стал проворней и удобней в управлении.набирает скорость, реже требует переключать передачи; на пятой УАЗ неплохо тянет уже примерно с 80 км/ч. Попробовав автомобиль на крутых подъемах, еще раз убедились: ЗМЗ4064.10 пошел вседорожнику на пользу. На 30-процентную гору машина забиралась гораздо веселее, чем с 409-м двигателем. Сравнение на более крутых подъемах, которые автомобиль с турбонаддувом также преодолел очень уверенно, не совсем корректно: здесь подключали передний мост и пониженную передачу 1,94. На редакционном УАЗе, с которым мы заочно сравнивали «подопытного», стояла «раздатка» с передаточным отношением 1,47. Тем не менее, мотор и здесь сыграл заметную роль. Двигателей с турбонаддувом в Заволжье делают очень немного, под заказ. Цену определяют индивидуальноРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»УАЗ 31622, дмг.ЗМЗ 4064.10 Дннамическае качества Разгон, с: 0-60 км/ч 0-80 км/ч 0-100 км/ч 0-120 км/ч 0-140 км/ч 0-160 км/ч 0-180 км/ч 0-400 м 0-1000 м Максимальная скорость, км/ч Погрешность спидометра, % • Эластичность, с: 60-100 км/ч 80-120 км/ч (IV) (IV) УАЗ 31622, дв«т.ЗМЗ 409210с каждым заказчиком. Мотор ЗМЗ4064.10 - зеркало отечественного автомобилестроения. Уровень конструкции вполне современный, но опасения потребителей относительно долговечности, увы, обоснованны. Автомобили, которым предназначен двигатель, - тоже отнюдь не эталон надежности и технической гармонии. А мощный мотор дополнительно нагружает трансмиссию, тормоза. Долго ли они проживут под таким гнетом? В общем, чтобы непростую жизнь с УАЗом или «Волгой» дополнительно обременить турбонаддувом, рационального подхода недостаточно. Храбрость, даже доля безумства - обязательны. Впрочем, эти качества, в той или иной мере, присущи, наверное, любому экспериментатору-первопроходцу. Не зря же поэты воспевали безумство храбрых... оРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»ГАЗ 3110, ГАЗ-3110. 4062.10 двнгЗМЗ- дмг.ЗМЗ406410 Динамические качества Разгон, с: 0-60 км/ч 0-80 КМ/Ч 0-100 КМ/Ч 0-120 КМ/Ч 0-140 КМ/Ч 0-160 КМ/Ч 0-180 КМ/Ч 0-400 м 0-1000 м Максимальная скорость, км/ч Погрешность спидометра, % • Эластичность, с: 60-100 км/ч (IV) 80-120 км/ч (V)Шампуни DoctorWax разработаны специальн усиления и обновления действия защитных п лей серии DoctorWax на основе комбинирован полимеров (HG8251), тефлона (HG8233). во «Карнауба* (HG8221), но совместимы с полиро и других производителей. HG8108 /473 мл SMART CAR WASH Шампунь-кондиционер Профессиональная формула. Не оставляет подтеков, имеет приятный вишневый аромат. Благодаря содержанию специальных полимеров «подпитывает» слой полироли, увеличивает его оптическую проницаемость, усиливает яркость и блеск краски. Предназначен для любых видов лакокрасочных покрытий, а также пластика, стекол, резины, металлической отделки. HG8263 / 473 мл PRE-WAX CLEANER POLISH Полироль-очиститель Предназначен для подготовки кузова для нанесения защитной полироли. Применяется для всех типов покрытий, рекомендуется для краски «металлик» с лаковым слоем. HG8281 / 473 мл PRE-WAX CLEANER POLISH S SCRATCH REMOVER Полироль для удаления царапин Использование данного средства позволяет убрать неглубокие царапины, круговые риски и дефекты лакокрасочного покрытия, удалить ржавчину и окисления с хромированных деталей, убрать «опыл», образовавшийся при подкраске кузова.7,111.6 16,7 25.2 40,07,313,8 19,9 35,6 61,04,4 6.3 9.612.7 17,6 23,3 34,4 16,7 30,45,8 9.014,6 20,8 31,0 52,5 19,220,9 37,9-21,7 40.4 149.8--45,4160 514,7 26,9154 1.8 12£20,4шднеисправен25 000 наименований первоклассных товаров для автомобиля, гаража, мастерской оптом ив розницу, сеть дистрибьюторов по СНГ1.723,6 31,17310,3•@ АВТОМАТt ^ * " ™ * ^ МАГАЗИНЫ ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ(095) 721-3333 www.agah.ru За рулем 6/2004 119