208
209
210
211
КУЛЬТ ЛИЧНОСТЕЙ«Мини» появился на свет не от хорошей жизни. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: суэцкий кризис 1956 года заставил британское правительство задуматься о создании автомобиля особо малого класса. Работу поручили Алеку Иссигонису, конструктору феноменально популярного «Морриса Минор». Работая над проектом, он не раз обсуждал его детали со своим старым другом Джоном Купером - известным конструктором спортивных автомобилей, в том числе болидов формулы 1. По мере того как идея претворялась в жизнь, Купер все больше убеждался, что эта кроха вполне может стать тем, что он так долго искал, основой для спортивного автомобиля, способного на равных соперничать с «Лотос-Элит». Вскоре он отправил «Мини Купер» вместе со своим водителем Роем Салвадори в Монцу на итальянское Гран-при 1959 года. Впрочем, состязания начались с самого начала поездки, так как одновременно в Монцу выехал другой знаменитый гонщик Рэг Парнелл на «Астон-Мартине DB4». 208 За рулем 6/2004Первым прибыл к цели путешествия «Мини», на целый час опередивший соперника. Автомобиль Иссигониса и Купера выиграл европейский чемпионат по ралли, трижды кряду брал первые места в ралли «Монте-Карло». А вскоре приобрел и богемную славу: среди его владельцев были Пол Маккартни, Ринго Стар, Клинт Иствуд, Бриджит Бардо. Скрываясь от поклонников, Джон Леннон частенько выезжал на неприметной букашке, оставляя в гараже «Роллс-Ройс» и «Феррари».ДВА КИТАДжон Купер ушел из жизни в 2000 году, но все же успел поездить на обновленном «Мини» и оценил его очень высоко. Семейный бизнес перешел к его сыну Майклу. Спрос на тюнинг из знаменитого «гаража» John Cooper Works превзошел все ожидания: в 2003 году было продано более трех тысяч комплектов для модернизации «Мини». Особенно много заявок из США, Германии и Великобритании. Покупают киты ив России. Для моторного тюнинга их два для серийных двигателей 116 и 163 л. с.Спидометр размечен до 240 км/ч - почти впритык. Наибольшим спросом пользуется комплект для самого мощного «Купера S» с приводным нагнетателем. Главное преимущество тюнинга от John Cooper Works - его официальный статус, примерно такой же, как у АМГ по отношению к «Мерседесу». Соответственно, не снижает доработка и надежность двигателя, ресурс его остается прежним. На тюнингованный автомобиль сохраняется заводская гарантия ФОРСАЖ: ЗАРЯЖАЕМ MINI COOPER Sнынешнего хозяина «Мини» - компании БМВ. Устанавливают киты тоже на дилерских СТО. Что же входит в набор? Основная задача доработки - улучшить наполнение и продувку цилиндров. Достигается это за счет новой головки цилиндров, объемного нагнетателя (компрессора типа «Руте») повышенной производительности с измененным покрытием лопастей, а также двухрезонаторной выпускной системы. Кроме того, в комплект входит новыйприводной ремень, все необходимые прокладки и шильдики JCW. Диаметр шкива нового компрессора - 58 мм, на 7 мм меньше, чем у штатного. Соответственно поднялось и давление наддува - 1 бар против прежних 0,8, возросли мощность и крутящий момент, причем, как видно на графике, кривые почти не меняют свой характер, лишь смещаются вверх. Это достигается благодаря характеру наддува с механическим нагнетателем у моторанет выраженных провалов наподобие турбоямы: он «вывозит» уже с самых низов. Перепрограммируют и блок управления двигателем, учитывая изменившиеся фазы и расход воздуха. «Купер S» не требователен к октановому числу бензина - фирма допускает любой, от 91 до 98. Тюнингованному подавай «98-й», но приемлем и «95-й» только показатели будут похуже. Установка китов на автомобиль занимает от 5 до 9 часов (дольше всего -Две головки цилиндров. Внешне различия не видны. Диаметр клапанов и базовые размеры отливки не отличаются.Распаковываем кит от John Cooper Works. ——1рс 204 л.с/ X .6900 об/мин <вТюнингованный компрессор (слева) отличается меньшим диаметром шкива и другим покрытием лопастей ротора.ьО Ож1-20035\ij 24 il-U 1/150л|250Ушл.с1о -Is з; 3"6900 об/мин1о.акп ^ Ч ^ _« " ^ 2 2 5"Н-мГ"" у3900 об/мин^Ч.250200100Г^^^Новая система выпуска с уменьшенным сопротивлением потоку газов. 200150• «Мини Купер S» «Мини Купер S» после тюнинга JCW50R»1001смо^ — «Мини Купер S» после тюнинга BSRi:150сэ сэ< Обороты коленвала, об/мино ооооооооо - т аэсэг ^ ч —о оо ооооо 1ЛОЭСЭГ--1ИН Обороты коленвала, обЛРис. 1 . Сравнение мощности и крутящего момента двигателя « М ини Купер S» до и после тюнинга JCW*.Рис. 2. Сравнение мощности и крутяще100 го момента двигателя « М ини Купер S» до и после тюнинга BSR*.На табличке позади интеркулера выбит индивидуальный номер комплекта.За рулем 6/2004 209 ФОРСАЖ: ЗАРЯЖАЕМ MINI COOPER S...и компрессор с новым ремнем.Кит от John Cooper Works позволяет поднять мощность до 200 л. с. Для машинки снаряженной массой 1140 кг - внушительная тяговооруженность. 18 ЛОШАДЕЙ НА ЦЕНТНЕРОтличительный знак заряженного JCW «Мини».на «Купер S»). Но в любом случае забрать авто клиент сможет в тот же день - утомительных и дорогих настроек на стенде не понадобится. Правда, и сам комплект обойдется недешево: около 7000 евро вместе с работой, а это почти пятая часть цены нового автомобиля. Потребуется и обкатка: в течение 2000 км обороты двигателя не должны превышать 4500, а скорость -150 км/ч. Гарантия - год без ограничения пробега, но в соответствии с российским законодательством претензии рассматриваются в течение двух лет. Подвеску, рулевое управление и тормоза можно оставить прежними - «максималка» выросла незначительно, хотя и перевалила барьер 220 км/ч - пропуск в высшую касту. Впрочем, желающие превратить свой «Мини» в гоночный болид могут заказать все необходимое - от защиты бензобака и тормозных шлангов с оплеткой до комплекта доводки подвески «Билыптайн» и каркаса безопасности.2Ю За рулем 6/2004Чтобы разогнаться до первой сотни за паспортные 6,7 секунды, придется долго тренировать ноги: точно дозировать ход педалей сцепления и газа, чтобы не терять время на шлисровку шинами асфальта. Двигатель можно - и нужно! - крутить почти до отсечки, ведь пик мощности теперь без малого на 7000 об/мин, а шестиступенчатая коробка передач позволяет при переключениях не падать ниже 4000 - оборотов максимального момента. Те, кто ездил на карте, наверняка найдут немало сходсггва в поведении двух самых миниатюрных автомобилей в своих классах - «формульного» и «кузовного». Такой же острый руль, стремительные отклики на педаль газа и отменная чувствителънсхлъ на уровне самой важной для водителя точки - пятой.БЮДЖЕТНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА«заряжающая», помимо «Мини», также «фольксвагены», СААБы и «вольво». За 2000 евро поменяют шкив компрессора на меньший и перепаяют микросхему в блоке управления двигателем. Максимальной мощности 204 л. с. удалось добиться, очевидно, лишь благодаря выдающимся показателям базового автомобиля - 183 л. с. В любом случае разница после доводки заметная: мощность возросла на 21 л. с , а момент - на 20 Нм . Как и при тюнинге JCW, экология не страдает, а монтаж занимает несколько часов. Кормить «бээсеровца» нужно только «98-м» бензином. Трудностей с диагностикой <рорсированного автомобиля не возникает, но вот заводских гарантий не ждите. Поэтому новый автомобиль стоит все же доверить «придворному» гаражу. •«МИНИ КУПЕР S» ДО И ПОСЛЕ ТЮНИНГА JCW*Помимо сравнительной дороговизПосле Параметр Базовым ны тюнингового комплекта JCW, есггь тюнинга у него и другая, скажем так, «недораМаксимальная ботка». В случае выхода из строя какой147/200 мощность, кВт/л. с. 120/163 либо детали заказывать придется весь 6950 при об/мин 6000 комплект в сборе, исключение только Максимальный 240 крутящий момент, Н м 210 для системы выпуска. Такая политика 4000 при об/мин 4000 связана в первую очередь с желанием Максимальная фирмы застраховаться от «человеческоскорость, км/ч 218 226 го фактора»: установка узлов в сборе Время разгона до 100 км/ч, с 7,4 6,7 значительно снижает риск ошибки. Октановое число бензина 91-98 95-98 Отказов, правда, пока не было, но, зная 'Данные тюнинговои компании качество нашего бензина, невольно задумываешься о запчастях. Благодарим дилерский техцентр Интересную альтернативу предла«АВТОДОМ» за помощь в подготовке гает шведская тюнинговая фирма BSR, материала. В эфире - Формула МАЯКТри года мы рассказываем слушателям «МАЯКА» обо всем самом, интересном из мира моторов. За это время корреспонденты программы рассказали о бесчисленном количестве отечественных и зарубежных автомобилей. В передаче постоянно принимают участие эксперты из ведущих автосервисов и технических центров столицы. Особое внимание программа "Формула МАЯК" уделяет отечественному автомобилестроению. Широко освещаются всевозможные автосалоны и выставки. Кроме того, "МАЯК" с успехом пропагандируют детский автоспорт. С лета 2001 года проходит Кубок "МАЯКА" по картингу для школьников, который каждый раз собирает большое количество участников.Программа "Формула МАЯК" выходит 3 раза в день по будням на частотах ДВ - 1 98 кГ, СВ - 5 49 кГц, УКВ - 6 7 , 2 2 мГц. Встретимся в эфире, с автоприветом, Максим Приходько.УКВ 67.22 МГЦ СВ 549 КГЦ ДВ 198 КГЦ 2-Я КНОПКА РАДИОСЕТИМОСКВА, ПЯТНИЦКАЯ УЛ., 25 ТЕЛЕФОН (095) 959 4196WWW.RADIOMAYAK.RU